Автор: Белянков Евгений, 02 Июня 2010 в 09:25, дипломная работа
В настоящее время экономическое положение в стране начинает постепенно улучшаться. Стабилизируется ежегодный рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Возрастает роль государства в развитии экономики страны и, что не менее важно, в укреплении правопорядка в российском обществе. Россия становится страной с социально ориентированной рыночной экономикой.
Происходящие позитивные изменения в области социально-эконо-мического развития страны сопровождаются возрастанием потенциала эффективности правового регулирования товарно-денежных отношений, возрастанием роли судов в правоприменительной деятельности. Этому способствуют три основных фактора.
Во-первых, со времени введения в действие Гражданского кодекса РФ прошло достаточное время (около десяти лет со дня принятия части первой и свыше семи лет – части второй) для того, чтобы он из закона как нормативного документа (письменного текста) превратился в реально действующий закон, применяемый в практической деятельности гражданами и организациями (юридическими лицами), государством и органами местного самоуправления.
Заявление об установлении попечительства в форме патронажа подается лицом, нуждающимся в попечительстве, по месту его регистрации по месту жительства. В городе Москве такое заявление подается в муниципальное управление социальной защиты населения с приложением выписки из финансового лицевого счета либо выписки из домовой книги жилищного органа, а также медицинского заключения лечебного учреждения о состоянии здоровья и нуждаемости в постороннем уходе.
Патронаж
как самостоятельный вид помощи
дееспособным, но беспомощным гражданам
может быть как безвозмездным, так и оплачиваемым
за счет патронируемого лица из получаемых
им доходов. Вознаграждение может выражаться
в предоставлении благ как имущественного,
так и неимущественного характера (пользование
дачей, автомашиной, комнатой в квартире,
личной библиотекой и т. п.) При отсутствии
всяких средств у лица, нуждающегося в
помощнике, в исключительных случаях труд
последнего может оплачиваться органами
социальной помощи, различного рода фондами.
Все эти важные для договора патронажа
обстоятельства следует отразить в его
тексте. В нем должны быть четко зафиксированы
права и обязанности сторон (помощника
и органов опеки и попечительства), а также
права и обязанности лица, ради которого
этот договор заключается. В тексте договора
могут быть оговорены важные для беспомощного
гражданина детали (доставка ему продуктов,
приготовление пищи, уборка, организация
медицинской помощи, чтение вслух для
слепых и т. п.)
Сделки, направленные на удовлетворение бытовых потребностей подопечного и его содержание (покупка продуктов, одежды, лекарственных препаратов и т. п.), попечитель (помощник) совершает с согласия подопечного или по его фактическому поручению. На эти цели используются, как правило, текущие доходы подопечного (пенсии, пособия, алименты и дополнительные средства, выплачиваемые по суду его совершеннолетними детьми, и др.)
Договор патронажа предполагает существование систематического надзора (контроля) за его осуществлением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях – отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других жизненно важных прав лица, пользующегося договором патронажа. Ни одна из имущественных сделок, требующих нотариального удостоверения, не может быть совершена от имени находящегося на патронаже без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника.
Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.
Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 1 (ст. 41), прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.
Таким образом, ГК РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей), органы опеки и попечительства, назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей, исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей, доверительное управление имуществом подопечных, прекращение опеки и попечительства. Основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в особых мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели – применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т. п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник.
4 Место жительства,
Безвестное отсутствие.
Признание гражданина
умершим. Акты гражданского
состояния
4.1
Место жительства и
его гражданско-правовое
значение
Статья 27 Конституции РФ провозглашает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свободный выбор места жительства - одно из важнейших прав человека, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека (ст. 13). Право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как нематериальные блага, принадлежащие гражданину, защищаются в соответствии с гражданским законодательством (ст. 150 ГК РФ). Отдельные ограничения в целях безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения, например, в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия и др., предусмотрены ст. 8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в РФ»44.
Закон разграничивает место пребывания гражданина и место его жительства. Закон рассматривает как место пребывания гражданина: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена семьи по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов), а также иное жилое помещение.
Федеральный закон от 20 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод»45 относит к жилищам индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания. Следовательно, местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Для первого характерна его несменяемость в течение более или менее стабильного времени, отличительным признаком второго является относительное постоянство по сравнению с продолжительностью проживания в других местах. Постоянное и преимущественное проживание предполагает, что гражданин всегда присутствует в определенном месте, хотя бы в тот или иной промежуток времени его там не было.
В целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством, а также обеспечения общественного порядка и безопасности установлена регистрация граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания. Порядок регистрации регулируется утвержденными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию46. С введением регистрационного учета фактически утратили силу нормативные акты о прописке. Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке47.
Для граждан, которые не могут самостоятельно по своему усмотрению выбирать место жительства, п. 2 статьи 20 ГК РФ законодательно определяет их место жительства. Так, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития: род деятельности, режим работы родителей, их материальное и семейное положение и др. (п. 3 ст. 65 СК РФ).
Рассмотрим пример. Ш.Д.М. 29 сентября 2004 г. обратился в суд с иском к Ш.Е.Л. о расторжении брака и определения места жительства дочери с ним.
Истец указал, что с ответчицей состоял в браке с 18.09.1993 г., от брака имеют дочь Н.. Семейные отношения прекращены с сентября 2004 г. по вине ответчицы, которая стала, вопреки его мнению, водить ребенка в церковь евангелистских христиан-баптистов. Это повлияло на психическое развитие ребенка, и он вынужден был уйти проживать вместе с дочерью к своей матери.
Ш.Е.Л. иск в части определения места жительства ребенка не признала, предъявила встречный иск о расторжении брака и определении места жительства ребенка с ней.
Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 23 декабря 2004 г. брак между сторонами расторгнут; местом жительства их дочери определено место жительства ее матери.
Вынося решение, суд руководствовался указанной статьей 65 Семейного кодекса РФ и, мотивируя вывод об определении места жительства ребенка с матерью, указал в решении, что Ш.Е.Л. характеризуется исключительно положительно, эмоционально уравновешена, имеет примерно равные с отцом ребенка жилищно-бытовые и материальные условия, что позволяет ей воспитывать ребенка без ущерба для психического и физического здоровья дочери.
В подтверждение данного вывода суд сослался на заключение амбулаторной комплексной психолого-психиатрической экспертизы, заключение психолога-аналитика Е. А. Шашковой, показания свидетелей Н. Л. Глебовой, Р. Т. Волосатовой, Р. Н. Коваленко и другие доказательства, исследованные и оцененные в судебном заседании48.
Местом жительства граждан, находящихся под опекой, если они не находятся в лечебном или воспитательном учреждении, признается место жительства опекуна.
Из анализа п. 2 ст. 20 и ст.ст. 26, 30 ГК РФ можно сделать вывод, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей и попечителей. Вместе с тем следует обратить внимание на некоторую несогласованность ст.ст. 26 и 36 ГК РФ. В п. 2 ст. 36 ГК РФ указывается, что попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Вопрос о статусе и месте жительства вынужденных переселенцев и беженцев, т. е. лиц, покинувших место жительства не в индивидуальном порядке и не по своему желанию, а вынужденно, в связи с неблагоприятными политическими, социальными условиями, стихийными бедствиями, а также в силу реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной, расовой, религиозной принадлежности и др., регулируется Законом РФ «О вынужденных переселенцах»49.
Точное определение места жительства имеет важное юридическое значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости и определенности гражданских правоотношений. С ним ГК РФ связывает наступление целого ряда гражданско-правовых последствий. Например, по общему правилу местом исполнения денежного обязательства является место жительства кредитора, а по другим обязательствам – место жительства должника; с местом жительства связано признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; место открытия наследства (ст. 1115 ГК РФ); подсудность при разрешении споров в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. По месту жительства осуществляется государственная регистрация индивидуального предпринимателя50.
4.2
Признание гражданина
безвестно отсутствующим
Длительное отсутствие гражданина в месте жительства и неизвестность места его пребывания может затрагивать интересы граждан и юридических лиц, с которыми он состоял в правовых отношениях. Так, лица, находившиеся на его иждивении, лишаются содержания, которое они получали от него, и не могут обратиться за назначением пенсии, кредиторы не имеют возможности требовать уплаты долга и возмещения убытков, возникших вследствие неисполнения им обязательств; могут также нарушаться и его собственные интересы (повреждено или утрачено имущество, нарушены авторские и другие исключительные права). В целях устранения юридической неопределенности в таких правоотношениях и предотвращения в связи с этим возможных негативных последствий для целого ряда лиц Закон предусматривает институт признания гражданина безвестно отсутствующим – удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если оказались безуспешными меры по установлению места его пребывания и получения каких-либо сведений о нем.