Гражданин как субъект

Автор: Белянков Евгений, 02 Июня 2010 в 09:25, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время экономическое положение в стране начинает постепенно улучшаться. Стабилизируется ежегодный рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Возрастает роль государства в развитии экономики страны и, что не менее важно, в укреплении правопорядка в российском обществе. Россия становится страной с социально ориентированной рыночной экономикой.
Происходящие позитивные изменения в области социально-эконо-мического развития страны сопровождаются возрастанием потенциала эффективности правового регулирования товарно-денежных отношений, возрастанием роли судов в правоприменительной деятельности. Этому способствуют три основных фактора.
Во-первых, со времени введения в действие Гражданского кодекса РФ прошло достаточное время (около десяти лет со дня принятия части первой и свыше семи лет – части второй) для того, чтобы он из закона как нормативного документа (письменного текста) превратился в реально действующий закон, применяемый в практической деятельности гражданами и организациями (юридическими лицами), государством и органами местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Гражданин как субъект (диплом).doc

— 409.00 Кб (Скачать)

     Каждая  запись совершается в присутствии  заявителей (заявителя), прочитывается и подписывается ими и должностным лицом, осуществившим запись, скрепляется печатью. При этом заявители (заявитель) должны представить документ, удостоверяющий их личность (паспорт, удостоверение личности). Кроме того, гражданин представляет документы, подтверждающие факт, подлежащий регистрации. При рождении – это, как правило, справка медицинского учреждения, в котором находилась мать во время родов. При регистрации смерти - это врачебное свидетельство (справка) о смерти. Если факт смерти устанавливался судом, необходимо решение суда. Когда имеет место расторжение брака в упрощенном порядке (органами записи актов гражданского состояния) по совместному заявлению супругов, никакие документы не предъявляются. Другое дело, если брак расторгается этими органами по заявлению одного из супругов. Ему надо представить: решение суда о признании второго супруга недееспособным или решение суда о признании его безвестно отсутствующим либо выписку из приговора (приговор), подтверждающего осуждение этого супруга на срок не менее трех лет.

     Для регистрации усыновления (удочерения) представляется решение суда об установлении усыновления. При установлении отцовства в судебном порядке – решение суда, удовлетворившего заявленный иск. Одни из регистрируемых актов имеют правообразующее значение (рождение, смерть, заключение брака, расторжение брака в упрощенном порядке, установление отцовства по совместному заявлению родителей), другие только удостоверяют то, что произошло (установление отцовства в судебном порядке, усыновление). Сомнения относительно правомерности вынесенного судом решения, постановления административных органов не являются препятствием для регистрации акта. Но в таких случаях органы ЗАГС вправе уведомить прокурора о необходимости опротестования не соответствующего требованиям закона решения, постановления. После регистрации выдается свидетельство установленной формы. Оно является доказательством регистрации акта. Выдача каких-либо временных справок о регистрации акта гражданского состояния не разрешается. В случае утраты свидетельства может быть выдано повторное, но только тому лицу, в отношении которого состоялась актовая запись. При регистрации акта гражданского состояния уплачивается государственная пошлина.

     При регистрации акта гражданского состояния каждая запись должна быть составлена ясно и в полном соответствии с представленными (предъявленными) документами. Правила заполнения бланков записей акта гражданского состояния являются обязательными для органов, производящих государственную регистрацию акта гражданского состояния.

     Все акта гражданского состояния связаны с личной жизнью граждан. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Поэтому сведения, ставшие известными работнику органа загса в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, отнесены к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат. Право ознакомиться с записями акта гражданского состояния и затребовать удостоверяющие регистрацию документы имеют суды (судья), органы прокуратуры, дознания и следствия, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации59, исходя из их компетенции.

     Необоснованный  отказ органа загса в регистрации  какого-либо акта гражданского состояния может быть обжалован заинтересованным лицом в вышестоящий орган загса или в суд. Судом такие дела рассматриваются по правилам, установленным ст. 254-258 ГПК РФ. Орган загса вправе отказать в государственной регистрации акта гражданского состояния, если она противоречит закону или если для регистрации представлены ненадлежащие документы. Причины отказа должны быть сообщены гражданину или его представителю (по его требованию) в письменной форме60.

     Актовая запись не может быть произвольно  изменена (исправлена, дополнена). Органы записи актов гражданского состояния составляют заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния в случае, если: в записи гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки; запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов Российской Федерации; представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией. Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Дополнение имеет место, когда в актовую запись нужно внести какие-либо новые, дополнительные данные, пропущенные при оформлении регистрации. Любое из этих изменений допустимо, если, во-первых, имеется достаточно оснований для исправления, дополнения состоявшейся записи, во-вторых, нет спора по этому вопросу между заинтересованными лицами. При наличии спора между заинтересованными лицами внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния производится на основании решения суда. Органы записи актов гражданского состояния не вправе отказать гражданину, в отношении которого эти записи были составлены, в приеме и рассмотрении его заявления об изменении (исправлении и дополнении) актовой записи. Актовые записи на лиц, не достигших совершеннолетия, изменяются по просьбе их родителей, усыновителей, опекунов и попечителей, а также других лиц и учреждений, на воспитании которых они находятся. Отказ органа ЗАГС в изменении (исправлении и дополнении) актовой записи может быть обжалован в судебном порядке. Решение суда, которым будет установлена неправильность актовой записи, ее неполнота, служит основанием для изменения этой записи органом ЗАГС.

     Аннулирование записей актов гражданского состояния  представляет собой прекращение действия совершенной ранее записи акта гражданского состояния. С момента аннулирования совершенная прежде запись утрачивает правовое значение. Одновременно прекращают свое действие и документы, основанные на аннулированной записи. Выданное на основе аннулированной записи свидетельство подлежит изъятию.

     Аннулирование первичной (или восстановительной) записи актов гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния по месту хранения записи, подлежащей аннулированию на основании судебного решения.

     Под восстановлением актовой записи понимается точное и достоверное  ее воспроизведение в первоначальном виде. Проблема восстановления актовой записи возникает в случае утраты документа, если это подтверждается вышестоящим архивом ЗАГС по месту, где находилась утраченная запись. Если ранее восстановление актовой записи производилось самими органами записи актов гражданского состояния, то теперь оно производится этими органами по месту составления утраченной записи на основании решения суда по заявлению лица, в отношении которого была составлена подлежащая восстановлению запись. Если это лицо умерло, факт регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти устанавливается судом в порядке особого производства. Все действия органов записи актов гражданского состояния, связанные с восстановлением утраченной актовой записи, могут быть обжалованы в судебном порядке61.

     В заключение главы можно сказать, что право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как нематериальные блага, принадлежащие гражданину, защищаются в соответствии с гражданским законодательством. Местом жительства признается место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно. Длительное отсутствие гражданина в месте жительства и неизвестность места его пребывания может затрагивать интересы граждан и юридических лиц, с которыми он состоял в правовых отношениях. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие факты:

     1) отсутствие гражданина по месту  жительства;

     2) длительность такого отсутствия, а именно, согласно комментируемой статье, отсутствие в течение года;

     3) невозможность (безрезультатность) установления места его пребывания.

     Объявление  гражданина умершим основывается на предположении о его физической смерти. Объявление гражданина умершим возможно в судебном порядке при отсутствии его в месте постоянного жительства и неизвестности места его пребывания в течение пяти лет. Государственная регистрация актов гражданского состояния устанавливается в целях охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан, а также в интересах государства. Она заключается во внесении сведений о нем в книгу регистрации актов гражданского состояния.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате проведенного исследования были сделаны следующие  
выводы.

     Гражданин как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение.

     Правовое  положение гражданина как участника  гражданских правоотношений определяется такими социально-правовыми свойствами, как правоспособность и дееспособность. Гражданская правоспособность – способность иметь гражданские права и нести обязанности. Содержание правоспособности граждан составляет в совокупности систему их социальных, экономических, культурных и других прав, которые определены и гарантированы. Согласно закону гражданин не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее. Следовательно, для правоспособности характерна неотчуждаемость. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.  Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими  
гражданами.

     Дееспособность  – это не только способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права, но и осуществлять их; не только способность создавать для себя гражданские обязанности, но и исполнять их. В отношении дееспособности закон устанавливает ее неотчуждаемость и невозможность ограничения по воле гражданина. По достижении 14 лет несовершеннолетние становятся частично дееспособными.

     Эмансипация – новое для российского гражданского права основание для признания несовершеннолетнего дееспособным в полном объеме, она возможна по достижении несовершеннолетним 16 лет и обеспечивает вовлечение несовершеннолетних в гражданский оборот и в трудовую деятельность.

     Ограничение дееспособности возможно лишь в случаях  и в порядке, установленных законом. Сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и очевидный для окружающих или даже подтвержденный справкой лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным. Он может быть признан недееспособным только судом.

     ГК РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей), органы опеки и попечительства, назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей, исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей, доверительное управление имуществом подопечных, прекращение опеки и попечительства. Основные цели института опеки и попечительства – защита прав и интересов граждан, которые по возрасту или состоянию здоровья не могут самостоятельно участвовать в гражданских отношениях и нуждаются в особых мерах правовой помощи и содействия, а также специальные цели – применительно к несовершеннолетним (гражданам, не достигшим 18 лет), которые остались без попечения родителей.

     С 1 сентября 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Необходимость принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве» назрела давно. Правовое регулирование опеки и попечительства не составляло единого правового института и осуществлялось нормами гражданского и семейного права, а в отношении жилых помещений – еще и нормами жилищного права.

     В связи со вступлением в законную силу названного Закона существенно изменяются основы осуществления опеки и попечительства. Новым Законом введены новые положения и правила, в частности:

     - возможность заключения с опекуном  или попечителем договора на  осуществление опеки или попечительства на возмездной основе;

     - преимущественное право бабушки  и дедушки, родителей, супругов, совершеннолетних детей, совершеннолетних внуков, братьев и сестер совершеннолетнего подопечного, а также бабушки и дедушки, совершеннолетних братьев и сестер несовершеннолетнего подопечного быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами;

     - назначение опеки или попечительства  по совместному заявлению родителей на период, когда они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием в качестве опекуна конкретного лица;

Информация о работе Гражданин как субъект