Автор: Белянков Евгений, 02 Июня 2010 в 09:25, дипломная работа
В настоящее время экономическое положение в стране начинает постепенно улучшаться. Стабилизируется ежегодный рост промышленного и сельскохозяйственного производства. Возрастает роль государства в развитии экономики страны и, что не менее важно, в укреплении правопорядка в российском обществе. Россия становится страной с социально ориентированной рыночной экономикой.
Происходящие позитивные изменения в области социально-эконо-мического развития страны сопровождаются возрастанием потенциала эффективности правового регулирования товарно-денежных отношений, возрастанием роли судов в правоприменительной деятельности. Этому способствуют три основных фактора.
Во-первых, со времени введения в действие Гражданского кодекса РФ прошло достаточное время (около десяти лет со дня принятия части первой и свыше семи лет – части второй) для того, чтобы он из закона как нормативного документа (письменного текста) превратился в реально действующий закон, применяемый в практической деятельности гражданами и организациями (юридическими лицами), государством и органами местного самоуправления.
Представительство опекунов (попечителей) в защиту прав и интересов их подопечных вытекает из сущности данных отношений по опеке и попечительству и поэтому не требует выдачи доверенности или иного специального уполномочия. Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных. Так, согласно ст. 37 ГПК права, свободы и законные интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищают в суде их родители, усыновители, опекуны или попечители, которые представляют суду документы, удостоверяющие их полномочия. Таким документом для опекунов (попечителей) является опекунское удостоверение, а при его отсутствии – решение органа опеки и попечительства о назначении данного лица опекуном (попечителем).
Опека устанавливается над полностью недееспособными лицами: малолетними (т. е. несовершеннолетними в возрасте до 14 лет) и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
Доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекуны не могут совершать сделки, предусмотренные п. 2 ст. 37, а попечители – разрешать их совершение без предварительного письменного согласия органов опеки и попечительства.
Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст. 34). Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного
Рассмотрим пример. Стороны состояли в браке с 1986 года по 13 июля 2001 года, от брака имеют двоих детей. Старшая дочь с сентября 2002 года проживает с матерью – Б. Г. у родственников (бабушки). Спора между родителями о месте ее жительства не имеется. Младшая дочь проживает с отцом – Б. С. Согласия между родителями о месте ее жительства не достигнуто.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Б. Г. и определяя место жительства Б. М. с отцом – Б. С., суд сослался на то, что Б.С. имеет больше возможностей создать условия для воспитания и развития младшей дочери, с учетом его жилищно-бытовых условий, получаемой пенсии, работы в должности заместителя директора «Книжного рынка» со свободным графиком работы. Также при вынесении решения суд указал на то, что не считает возможным изменять сложившийся уклад жизни привычки и круг общения Б. М., которая на протяжении последнего года проживает с отцом, редко общается с матерью, а отец проявляет большую заботу и внимание к младшей дочери. Между тем вывод суда о том, что ответчик имеет больше возможностей создать условия для воспитания и развития младшей дочери, сделан с нарушением установленных статьей 67 ГПК РФ правил оценки доказательств, а также в отсутствие обязательных в силу статьи 78 Семейного кодекса РФ доказательств по данному делу. Вследствие этого решение суда об определении места жительства несовершеннолетней Б. М. с отцом – Б. С. является незаконным.
В соответствии со статьей 78 Семейного кодекса РФ при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
Из
материалов дела усматривается, что
орган опеки и попечительства
был извещен письмом за подписью
судьи о необходимости
Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних детей определены также в Семейном кодексе РФ. При осуществлении своих функций органы опеки и попечительства принимают решения, которые являются обязательными для всех организаций и граждан.
Между тем далее, определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), Гражданский кодекс РФ меняет подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном – о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Увеличивают это бремя и положения о возмещении вреда, причиненного подопечными, закрепленные в статьях 1073, 1074, 1076 ГК РФ. Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц. В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства.
Установление опеки и попечительства, выбор формы устройства нуждающихся в этом лиц относятся к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Поэтому в целях своевременного установления опеки (попечительства) ГК РФ обязывает суд сообщать этим органам о вынесенном им решении о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности. В этих же целях обязанность сообщать органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, возлагается ст. 122 Семейного кодекса РФ на должностных лиц учреждений (дошкольных, образовательных, лечебных и др.) и иных граждан, которые располагают сведениями о таких детях.
Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно – и желание подопечного.
Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются.
Основаниями для освобождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних являются:
-
восстановление у родителей
- усыновление (удочерение) несовершеннолетнего;
- помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое учреждение на полное государственное обеспечение.
Указанные обстоятельства не являются безусловными основаниями для освобождения опекуна (попечителя). В каждом случае вопрос решается исходя из интересов подопечного. Так, при усыновлении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), требуется согласие его опекуна (попечителя).
Опекун (попечитель) может быть освобожден от выполнения обязанностей по опеке (попечительству) и по его личной просьбе, мотивированной уважительной причиной. Исчерпывающего перечня таких причин закон не содержит. Они определяются с учетом конкретных обстоятельств и интересов подопечного.
Природа и цели института опеки и попечительства позволяют наметить его дальнейшее совершенствование в следующих направлениях.
Прежде всего необходимо обратиться к основанию возникновения отношений по опеке и попечительству. Как и ранее, по действующему законодательству таким основанием является акт органа опеки и попечительства - постановление о назначении соответствующего лица опекуном (попечителем). Сегодня в действительности назначение опеки или попечительства производится лишь в случаях, когда лицо, желающее выполнять эти функции, подает в орган опеки и попечительства соответствующее заявление. Таким образом, определяющим фактором в возникновении соответствующих правовых последствий становится свободное волеизъявление опекуна (попечителя). Опека или попечительство во всех случаях должны устанавливаться на основании соглашения, заключаемого органом опеки и попечительства от имени муниципального образования с лицом, пожелавшим стать опекуном или попечителем. Думается, что постановлением Правительства РФ могут быть утверждены соответствующие типовые договоры, различающиеся по содержанию в зависимости от возмездности отношений (а возмездные, в свою очередь, – в зависимости от способов передачи встречного предоставления), от характера прав и обязанностей исполняющей стороны.
В
изменении нуждаются также и
нормы «публично-правовой» принадлежности,
что должно быть выражено, прежде всего,
в закреплении на уровне федерального
законодательства статуса органа опеки
и попечительства, полномочий этого органа
и его компетенции. По нашему мнению, законодательством
субъекта РФ могут быть лишь определены
те или иные органы местного самоуправления
или их подразделения, на которые возлагаются
функции по организации опеки и попечительства.
Во-вторых, требуется унификация норм
о правовом статусе попечителя, закрепленных
в нормативно – правовых актах различной
отраслевой принадлежности. Ныне действующее
законодательство не содержит единого
подхода в определении объема дееспособности
лиц, находящихся под попечительством.
В-третьих, необходимо сформировать правильно
ориентированную социальную политику
государства в сфере опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства в современных
условиях фактически не справляются со
своими обязанностями из-за неукомплектованности
кадрами, отсутствия транспорта, средств
связи и других проблем материального
характера. Несмотря на то, что эти органы
являются органами местного самоуправления,
возложить бремя имущественного обеспечения
их деятельности только на местные бюджеты
было бы не только несправедливо, но и
незаконно42.
3.2 Патронаж лиц дееспособных
граждан
Институт патронажа над дееспособными гражданами ранее в законодательстве Российской Федерации отсутствовал. Необходимость усиления охраны прав, интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии в полной мере о себе позаботиться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. Обстоятельства, вызывающие потребность в патронаже, связаны с состоянием здоровья, обусловленным преклонным возрастом, тяжелым соматическим расстройством, инвалидностью, невозможностью из-за физического недуга свободно передвигаться за пределами своего дома и т. п. При этом сохраняется интеллект, способность разумно оценивать свои поступки и действия. Такому гражданину нужен только помощник. Потребность в помощнике обычно возникает, если рядом нет близких людей, готовых оказать свою поддержку, в чем бы она ни выражалась.
По смыслу п. 1 ст. 41 ГК РФ над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж. Согласно пункту 5 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, органы опеки и попечительства обязаны сообщать об установлении патронажа и управлении имуществом дееспособных физических лиц, а также о последующих изменениях, связанных с патронажем и управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В пункте 2 ст. 41 ГК РФ в течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.
Помощник
совершеннолетнего дееспособного подопечного
защищается только имущественные права
патронируемого. Она осуществляется по
смыслу п. 3 ст. 41 ГК РФ на основании договора
поручения или доверительного управления,
заключаемого между помощником и лицом,
находящимся на
патронаже43.