Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на (фр. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Содержание

Введение……………………………………………………..2
Основная часть……………………………………………...2
Предпосылки………………………………………….2
Принятие и направления Декларация……...............3
Декларация и феминизм……………………………..8
Заключение………………………………………………….8
Приложение…………………………………………………9
Список использованной литературы……………………..12

Работа содержит 1 файл

Декларация прав человека и гражданина.docx

— 182.11 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Реферат на тему:

Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011 год

 

 

План

Введение……………………………………………………..2

Основная  часть……………………………………………...2

         Предпосылки………………………………………….2

         Принятие и направления Декларация……...............3

         Декларация и феминизм……………………………..8

Заключение………………………………………………….8

Приложение…………………………………………………9

Список использованной литературы……………………..12

 

 

Введение

Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на (фр. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.

Декларация  до сих пор лежит в фундаменте французского конституционного права. Она подтверждена французской конституцией 4 октября 1958 г. 16 июля 1971 года Конституционный  совет Франции признал Декларацию юридически обязательным документом, нарушение которого приравнивается к неконституционности. Целью реферата является изучение французской декларации прав человека и гражданина, ее влияние на становление демократического, гражданского, правового общества во Франции. Задачи:  1) проанализировать текст декларации, 2) установить направления взаимодействия личности и общества, которые регламентирует французская декларация прав, 3) установить степень демократичности декларации, ее соответствия реальным запросам общества.

 

Предпосылки

К концу XVIII века во Франции сложились предпосылки  буржуазной революции. Абсолютная монархия, сыгравшая когда-то прогрессивную  роль в образовании единого национального  государства, теперь стала реакционной  силой, тормозящей развитие капитализма  и ревниво оберегающей многочисленные привилегии дворянства и духовенства.

В 1789 году во Франции создалась революционная  ситуация. Крестьяне, разоренные феодальными  повинностями и налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались  в города, где пополняли ряды бедноты.

Всеобщее  недовольство политикой правительства  заставило короля созвать Генеральные  штаты 5 мая 1789 г., которые не собирались с 1614 года.

Решающим  моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального  собрания, которое стало называть себя учредительным – фр. Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.

С первых же дней революции Национальное, а затем  Учредительное собрание занялось разработкой  конституции и определением принципов  организации новой государственной  власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии. Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.

 

Принятие

Декларация  прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г. В ней отразились идеи естественного права, которые  были тогда теоретическим оружием  борьбы всех угнетенных классов против феодального строя. В декларации сформулирован ряд демократических  и гуманистических принципов.

Провозглашение  свободы и равенства (речь шла  тогда только о политическом равенстве  и равенстве перед законом) естественными  и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали  идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости  США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" - ст. 1). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами общественных бедствий и пороков правительств".

В число естественных прав, перечень которых отличался  от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную  мысль Вольтера: "Свобода и  собственность - вот крик природы". В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы  человека, реализовывались не только общедемократические устремления  народных масс, но и специфические  интересы буржуазии, закреплялись важнейшие  отношения формирующегося капиталистического общества. Так, свобода, сформулированная в ст. 4 в духе господствовавших в  то время индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как  возможность "делать все, что не приносит вреда другому".

Идея свободы  была, несомненно, центральной и  самой демократической идеей  декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным правом, которое объявлялось в этом документе "неприкосновенным и священным". Незыблемость частной собственности была гарантирована: "Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости", причем лишь на условиях "справедливого и предварительного возмещения" (ст. 17).

Стремление  защитить имущественные интересы граждан  нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе  на содержание вооруженных сил) и  устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное  распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан  или их представителей и т. д.). В  декларации была осуществлена своеобразная "национализация" государственной  власти, которая не рассматривалась  уже как основанная на "собственном  праве короля", а трактовалась как выражение национального  суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации" - ст. 3). Любая власть в государстве, в  том числе и королевская, могла  проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная  от воли нации. Общество имело право  требовать отчета от каждого должностного лица по "вверенной ему части  управления" (ст. 15).

Закон рассматривался как "выражение общей воли" (ст. 6), причем подчеркивалось, что все  граждане имеют право участвовать  лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам "сообразно  их способностям" в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей "ввиду их равенства перед законом". Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан ("право высказываться, писать и печатать свободно" - ст. 11; "право выражать свои мнения, в том числе религиозные" - ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство  построить новый правовой порядок  на "твердой основе закона". В  эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: "Только то дозволено, что разрешается". Согласно же ст. 5 Декларации, все, "что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.

Депутаты  Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о  безопасности, объявленной одним  из естественных прав человека, а тем  самым и о свободном пользовании  имущественными и политическими  правами. Именно поэтому в ст. 8 четко  формулировались принципы новой  уголовной политики: "Никто не может быть наказан иначе, как  в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения". Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), "закон не имеет обратной силы".

Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также  и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению  или быть арестованным иначе, как  в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В  ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено  обратное. Таким образом, действовала  презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о  виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, "задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться". Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.

Идея законности получила свое закрепление и в  виде общих принципов организации  государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено  разделение властей, не имеет конституции".

Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего  мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного  и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили  документ "для всех народов и  на все времена".

При всем своем  ясно выраженном политико-юридическом  содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли  быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения  декларации и используя оказавшуюся  в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких  народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических  преобразований. В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное  собрание еще декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно "окончательно упраздняет феодальный порядок". Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное  право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса  феодальных повинностей, связанных  с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как  натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных  обременений, которые подлежали  выкупу крестьянами. Предвидя вероятную  неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграрной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учредительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось "наблюдать за сохранением общественного спокойствия" и "разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах".

Последовавшими  за принятием декларации законодательными актами Учредительное собрание национализировало  церковное имущество и земли  духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.), которые были пущены в распродажу и попали в руки крупной городской  и сельской буржуазии. Французская  католическая церковь, получившая новое  гражданское устройство, выводилась из подчинения Ватикану. Священники приносили  присягу на верность французскому государству  и переходили на его содержание. Церковь потеряла свое традиционное право регистрировать акты гражданского состояния. Учредительное собрание отменило сословные деления и  цеховой строй, а также феодальную систему наследования (майорат). Оно  упразднило старые феодальные границы  и ввело во Франции единообразное  административно-территориальное деление (на департаменты, дистрикты, кантоны, коммуны).

Однако конституционалисты, настроенные на компромисс с королем  Людовиком XVI и дворянством, исповедовавшие политическую умеренность и осмотрительность, не останавливались перед принятием  жестких законодательных мер, направленных против революционно настроенных масс. Так, была продолжена серия декретов против "беспорядка и анархии", а также против подстрекательства  к неповиновению законам (Декрет от 18 июня 1791 г.). Еще в большей  степени недоверие конституционалистов  к простому народу, особенно к низам  общества, проявилось в Декре-те от 22 декабря 1789 г., в котором предусматривалось вопреки провозглашенной идее равенства деление французов на активных и пассивных граждан. Только первым предоставлялось право голоса, вторые этого права были лишены. Согласно закону активные граждане должны были удовлетворять следующим условиям: 1) быть французом, 2) достичь двадцатипятилетнего возраста, 3) проживать в определенном кантоне не менее 1 года, 4) уплачивать прямой налог в размере не меньше трехдневной заработной платы для данной местности, 5) не быть слугой "на жалованье". Подавляющая часть французов не удовлетворяла этим квалификационным требованиям и попадала в разряд пассивных граждан.

Антидемократические положения были включены и в закон  Ле Шапелье 1791 г., формально направленный против феодальных корпораций и цеховых объединений, но практически запрещавший рабочие союзы, собрания и стачки. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.

В идейно-теоретическом  плане авторы декларации стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума.

Информация о работе Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года