Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:06, реферат
Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на (фр. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.
Введение……………………………………………………..2
Основная часть……………………………………………...2
Предпосылки………………………………………….2
Принятие и направления Декларация……...............3
Декларация и феминизм……………………………..8
Заключение………………………………………………….8
Приложение…………………………………………………9
Список использованной литературы……………………..12
Реферат на тему:
Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года
Минск, 2011 год
План
Введение……………………………………………………..
Основная часть……………………………………………...2
Предпосылки………………………………………….2
Принятие и направления Декларация……...............3
Декларация и феминизм………………………
Заключение………………………………………………….
Приложение…………………………………………………9
Список использованной литературы……………………..12
Введение
Деклара́ция прав челове́ка и граждани́на (фр. Déclaration des Droits de l'Homme et du Citoyen) — важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (фр. Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 г. В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправии и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению.
Декларация
до сих пор лежит в фундаменте
французского конституционного права.
Она подтверждена французской конституцией
4 октября 1958 г. 16 июля 1971 года Конституционный
совет Франции признал
Предпосылки
К концу XVIII
века во Франции сложились предпосылки
буржуазной революции. Абсолютная монархия,
сыгравшая когда-то прогрессивную
роль в образовании единого
В 1789 году во
Франции создалась
Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты 5 мая 1789 г., которые не собирались с 1614 года.
Решающим моментом в развитии событий было восстание трудящихся масс Парижа 14 июля 1789 г., явившееся началом революции. Оно укрепило позиции национального собрания, которое стало называть себя учредительным – фр. Constituante, и фактически передало власть в руки крупной буржуазии.
С первых же
дней революции Национальное, а затем
Учредительное собрание занялось разработкой
конституции и определением принципов
организации новой
Принятие
Декларация
прав человека и гражданина была утверждена
26 августа 1789 г. В ней отразились
идеи естественного права, которые
были тогда теоретическим оружием
борьбы всех угнетенных классов против
феодального строя. В декларации
сформулирован ряд
Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.
На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в., а также Декларация независимости США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" - ст. 1). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами общественных бедствий и пороков правительств".
В число естественных
прав, перечень которых отличался
от того, какой был предусмотрен
в Декларации независимости США,
включались свобода, собственность, безопасность,
сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив
на первое место в перечне естественных
прав человека свободу и собственность,
декларация воплотила известную
мысль Вольтера: "Свобода и
собственность - вот крик природы".
В концепции естественных прав, претендующих
на универсальное выражение
Идея свободы
была, несомненно, центральной и
самой демократической идеей
декларации. Она не сводилась лишь
к политической свободе, а означала
в конечном счете более широкое понимание
свободы человека и гражданина как свободы
предпринимательства, свободы передвижения,
свободы религиозных убеждений и т. д.
Собственность также рассматривалась
авторами декларации в абстрактно-
Стремление
защитить имущественные интересы граждан
нашло свое отражение в статьях
13, 14, в которых запрещались
Закон рассматривался
как "выражение общей воли"
(ст. 6), причем подчеркивалось, что все
граждане имеют право участвовать
лично или через своих
Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на "твердой основе закона". В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: "Только то дозволено, что разрешается". Согласно же ст. 5 Декларации, все, "что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.
Депутаты
Учредительного собрания ясно представляли
себе, что без гарантий неприкосновенности
личности не могло быть и речи о
безопасности, объявленной одним
из естественных прав человека, а тем
самым и о свободном
Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, "задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться". Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.
Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".
Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ "для всех народов и на все времена".
При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии. Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований. В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4-11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно "окончательно упраздняет феодальный порядок". Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях. Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами. Предвидя вероятную неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграрной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учредительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось "наблюдать за сохранением общественного спокойствия" и "разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах".
Последовавшими
за принятием декларации законодательными
актами Учредительное собрание национализировало
церковное имущество и земли
духовенства (Декрет от 24 декабря 1789 г.),
которые были пущены в распродажу
и попали в руки крупной городской
и сельской буржуазии. Французская
католическая церковь, получившая новое
гражданское устройство, выводилась
из подчинения Ватикану. Священники приносили
присягу на верность французскому государству
и переходили на его содержание.
Церковь потеряла свое традиционное
право регистрировать акты гражданского
состояния. Учредительное собрание
отменило сословные деления и
цеховой строй, а также феодальную
систему наследования (майорат). Оно
упразднило старые феодальные границы
и ввело во Франции единообразное
административно-
Однако конституционалисты,
настроенные на компромисс с королем
Людовиком XVI и дворянством, исповедовавшие
политическую умеренность и
Антидемократические положения были включены и в закон Ле Шапелье 1791 г., формально направленный против феодальных корпораций и цеховых объединений, но практически запрещавший рабочие союзы, собрания и стачки. Нарушители закона подвергались штрафу до 1 тыс. ливров и тюремному заключению.
В идейно-теоретическом плане авторы декларации стояли на позициях мыслителей Просвещения, особенно Монтескье и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права. Вслед за просветителями творцы Декларации рассматривали новое политическое мировоззрение как соответствующее требование некоего всеобщего и вневременного разума.
Информация о работе Французская декларация прав человека и гражданина 1789 года