Декларация прав человека и гражданина 1789г

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение основных положений и значения декларации.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- рассмотреть причины, обусловившие принятие декларации;
- раскрыть основные положения декларации;

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава I. Необходимость принятия Декларации прав человека и гражданина 1789г…………………………………………………………….………………….5
Глава II. Основные положения Декларации…………………………………...10
Глава III. Правовые последствия и значение Декларации………………...….14
Заключение ………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

игпзс реферат.docx

— 49.94 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра

Теории и истории государства  и права

 

РЕФЕРАТ

на тему

 «Декларация прав человека и гражданина 1789г.»

 

 

Выполнила: студентка 2 курса,

дневного отделения

специальность: юриспруденция

группа 2502 

Савватеева Екатерина  Константиновна

Проверил: кандидат исторических наук, доцент

Павлов Валерий Семенович

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3 
Глава I. Необходимость принятия Декларации прав человека и гражданина 1789г…………………………………………………………….………………….5 
Глава II. Основные положения Декларации…………………………………...10 
Глава III. Правовые последствия и значение Декларации………………...….14 
Заключение ………………………………………………………………………19 
Список литературы………………………………………………………………20

 

Введение

26 августа 1789 г. Учредительное  собрание приняло «Декларацию  прав человека и гражданина»  - важнейший документ Французской  революции, имевший всемирно-историческое  значение. «Люди рождаются и остаются  свободными и равными в правах», - говорилось в Декларации.  
Этот революционный принцип был возвещен в то время, когда в большей части мира человек оставался еще рабом, вещью, когда в Российской империи и в других феодально-абсолютистских государствах насчитывались миллионы крепостных крестьян, а в колониях буржуазно-аристократической Англии и в Соединенных Штатах Америки процветала работорговля.  
Провозглашенные Декларацией принципы были смелым, революционным вызовом старому, феодальному миру. 1

Естественными, священными, неотчуждаемыми правами человека и  гражданина Декларация объявляла свободу  личности, свободу слова, свободу  убеждений, право на сопротивление  угнетению. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом. 
Актуальность данной темы обусловлена тем, что данная декларация действует и сегодня. Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности.

Принцип законности сегодня  – один из основополагающих принципов судопроизводства Франции, Российской Федерации и многих других государств.

Франция принадлежит к  числу государств, внесших особенно весомый вклад в развитие конституционно-правовой теории, и практики. За годы, прошедшие  после Великой французской революции, т. е. за 200 с небольшим лет, в стране сменилось четыре республики, две  империи, существовали различные переходные режимы и формы правления. За этот период принято около двух десятков различных конституций, деклараций и законов.  
Целью работы является рассмотрение основных положений и значения декларации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих  задач: 
- рассмотреть причины, обусловившие принятие декларации; 
- раскрыть основные положения декларации; 
- изучить правовые последствия и значение принятия декларации. 
 

 

Глава I. Необходимость принятия Декларации прав человека и гражданина 1789г.

К концу 18 века феодальный строй во Франции достиг высшей точки кризиса. Он стал тормозом экономического развития страны. Во Франции зрело понимание  необходимости глубоких перемен. Самой  влиятельной политической силой антифеодального движения была буржуазия: банкиры, собственники мануфактур, купцы и предприниматели. Благодаря поддержке буржуазии в стране получили широкую известность труды идеологов просвещения, в которых подвергалось критике феодальное мировоззрение, клерикально-абсолютийский произвол, сословные привилегии, средневековое суеверие и мракобесие. Реакционной идеологии просветители противопоставляли новое политическое мировоззрение. Они доказывали необходимость серьезных государственных правовых преобразований на демократической основе.

В 1788 году Францию поразил глубокий экономический кризис. Вследствие очередного неурожая крестьяне большей части страны оказались под угрозой голода. В городах свертывалось производство и тысячи горожан остались без работы. Начались народные волнения. В этих условиях правительство вынуждено было созвать Генеральные штаты, которые не собирались уже более 150 лет.

Депутатами от третьего сословия были избраны представители крупной  буржуазии. 17 июня 1783 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, а спустя месяц - Учредительным  собранием. Тем самым они заявили  о своем праве. Выступая от имени  французского народа, отменять старые и принимать новые законы. Так  началась Великая французская буржуазная революция.2

Революция 1789—1794 гг. по существу была неизбежной, поскольку продолжающее нести на себе бремя феодальных представлений и институтов французское общество зашло в тупик. Абсолютная монархия не смогла предотвратить неуклонно нараставший экономический, социальный и политический кризис. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции стала именно абсолютная монархия. Она давно уже перестала выражать общенациональные интересы и все более откровенно защищала средневековые сословные привилегии, в том числе исключительные права дворянства на землю, цеховой строй, торговые монополии и другие атрибуты феодализма. Абсолютизм, некогда сыгравший важную роль в экономическом, культурном, духовном развитии страны, окончательно превратился к концу XVIII в. в политический оплот феодальной реакции. К этому времени чиновничий, и военно-полицейский аппарат стал основой абсолютистского государства. Он все более откровенно использовался для подавления участившихся крестьянских бунтов и растущей политической оппозиции королевской власти со стороны буржуазных кругов. В последней трети XVIII в. более очевидно проявился антинародный и застойный характер абсолютизма. Он особенно ярко проявился в финансовой политике королевского правительства. Огромные суммы из государственной казны шли на покрытие баснословных расходов самой королевской семьи, на подкармливание верхушки дворянства и духовенства, на поддержание внешнего блеска королевского двора, ставшего в полном смысле этого слова «могилой нации». Несмотря на постоянный рост налогов, и иных поборов, взимаемых с третьего сословия, королевская казна всегда была пуста; а государственный долг вырос до астрономических размеров. Таким образом, Французская революция XVIII в. вызревала и протекала в принципиально иных условиях, нежели это имело место в предшествующих революциях.3

Конфронтация народных масс, во главе  которых стояли представители буржуазии, с абсолютизмом, дворянством и  с господствующей католической церковью приобрела значительно более  острые формы, чем это имело место  полтора века назад в Англии. Осознавая свою растущую экономическую силу, французская буржуазия более болезненно реагировала на сословную приниженность и политическое бесправие. Она не желала более мириться с феодально-абсолютистскими порядками, при которых представители третьего сословия не только отстранялись от участия в государственных делах, но и не были защищены от незаконных конфискаций имущества, не имели правовой защиты в случаях произволу королевских чиновников. Готовность к политическим действиям и революционная решимость французской буржуазии в конце XVIII в. имели под собой и определенные идеологические основания. Революции политической во Франции предшествовала революция в умах.

Революционная ситуация, возникшая  во Франции в конце 80-х гг. в  связи с торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами и голодными бунтами, а также финансовое банкротство государства вынуждали королевскую власть пойти на реформистские маневры. Последовали перестановки в правительстве (смена генеральных контролеров финансов), было объявлено также о созыве Генеральных штатов, не собиравшихся с начала XVII в. Король и высшая государственная знать, ослепленные блеском дворцовой жизни и погрязшие в придворных интригах, окончательно оторвались от французского общества.

Они плохо представляли себе реальную политическую ситуацию в стране, не знали подлинных настроений своих  подданных. Рассчитывая найти с  помощью Генеральных штатов выход  из финансовых и политических затруднений, король согласился на увеличение в  них представительства от третьего сословия (до 600 человек), тогда как  духовенство и дворянство по-прежнему посылали по 300 делегатов. Изменение  в количественном составе депутатов  предполагалось нейтрализовать сохранением  старого порядка голосования по сословиям. Но уже в мае 1789 г. после открытия Генеральных штатов делегаты третьего сословия, к которым примкнула часть делегатов от других сословий, проявили неповиновение королю. Они потребовали проведения не сословных, а совместных заседаний с принятием решений на основе большинства голосов всех депутатов Генеральных штатов. За процедурным конфликтом, в ходе которого депутаты третьего сословия отказались идти на уступки королевской власти, скрывался решительный вызов абсолютизму.

Еще в брошюре Сиейеса говорилось о необходимости принятия конституционных, основных законов Франции. Единодушное требование принятия конституции содержалось в большинстве наказов депутатам Генеральных штатов. В некоторых из них даже предусматривалось, что принятие конституции должно предварять решение финансовых вопросов, которые ставились королевским правительством.4

Рассматривая себя в качестве представителей всей нации, мятежные депутаты организовались сначала в Национальное (17 июня 1789 г.), а затем (9 июля 1789 г.) в Учредительное собрание. Этим подчеркивалось его превращение в бессословный, единый и неделимый общенациональный орган, который поставил перед собой революционную цель: определить основы нового, конституционного строя для Франции. Решительные действия вождей третьего сословия увенчались успехом потому, что они выражали преобладающие политические настроения в стране и в критический момент были поддержаны революционным выступлением широких народных масс. В ответ на планы короля Людовика XVI разогнать Учредительное собрание народ Парижа 14 июля 1789 г. поднялся на восстание, которое ознаменовало собой начало революции и одновременно стало концом многовекового абсолютистского правления.

По всей стране восставший народ  смещал королевскую администрацию, заменяя ее выборными органами —  муниципалитетами, в которые вошли  наиболее авторитетные представители  третьего сословия. Потеря королевской властью способности контролировать политические события, развертывавшиеся по всей стране помимо ее воли, привела к превращению французского государства из абсолютной монархии в своего рода «революционную монархию». На первом этапе революции (14 июля 1789 г. — 10 августа 1792. г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов — Лафайет, Сиейес, Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др выступавших в Генеральных штатах от имени французского народа и именем революции. Объективно они отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Они стремились сохранить монархию, подвести под пошатнувшееся здание старой государственности прочный фундамент конституционализма. В связи с этим вожди третьего сословия в Учредительном собрании получили название конституционалистов. Конституционалисты имели своей главной и непосредственной политической целью достижение компромисса с королевской властью, но при этом постоянно испытывали на себе «воздействие улицы» — революционно настроенных масс. Таким образом, основным содержанием первого периода революции стала напряженная и затяжная борьба.

 

 

 

Глава II. Основные положения Декларации

Важной вехой на пути становления  французского конституционализма явилось  торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались  важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом. На содержание декларации, выдержанной в духе естественно-правовой концепции, существенное влияние оказали идеи французских просветителей XVIII в. а также Декларация независимости США. Авторы французской Декларации (Лафайет, Мирабо, Мунье, Дюпор) рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" — ст. 1). Именно "забвение прав человека", пренебрежение к ним являются, по мнению авторов Декларации, "причинами общественных бедствий и пороков правительств". В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: "Свобода и собственность — вот крик природы". В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и специфические интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения формирующегося капиталистического общества.5

Так, свобода, сформулированная в ст. 4 в духе господствовавших в то время  индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как возможность "делать все, что не приносит вреда другому". Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе "неприкосновенным и священным". Незыблемость частной собственности была гарантирована: "Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости", причем лишь на условиях "справедливого и предварительного возмещения" (ст.17).

 Стремление защитить имущественные  интересы граждан нашло свое  отражение в статьях 13, 14, в  которых запрещались произвольные  королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осуществлена своеобразная "национализация" государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на "собственном праве короля", а трактовалась как выражение национального суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации" — ст. 3).6 Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по "вверенной ему части управления" (ст. 15). Закон рассматривался как "выражение общей воли" (ст.6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам "сообразно их способностям" в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей "ввиду их равенства перед законом".7

 Декларация провозглашала ряд  первостепенных для закрепления  демократического строя политических прав и свобод граждан ("право высказываться, писать и печатать свободно" — ст. 11; "право выражать свои мнения, в том числе религиозные" — ст. 10). Одной из основных идей Декларации 1789 г. не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на "твердой основе закона". В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: "Только то дозволено, что разрешается". Согласно же ст. 5 Декларации, все, "что не воспрещено законом, то дозволено", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. Депутаты Учредительного собрания ясно представляли себе, что без гарантий неприкосновенности личности не могло быть и речи о безопасности, объявленной одним из естественных прав человека, а тем самым и о свободном пользовании имущественными и политическими правами. Именно поэтому в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной политики: "Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения".8 Эти принципы позднее были выражены в классических формулах: nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления и наказания без указания на то в законе), "закон не имеет обратной силы". Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст.7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, "задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться". Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность. Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 "общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции". Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка.

Информация о работе Декларация прав человека и гражданина 1789г