Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:36, дипломная работа
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Экономико-правовые нововведения в значительной степени изменяют способ управления экономикой в целом и способствуют вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди массы западных договорных моделей, хлынувших на российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, получивший свое название в России - коммерческая концессия.
Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.
Договор коммерческой концессии является новым, малоизученным институтам цивильного права России, что и придает объекту исследования научный и практический интерес.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ………………12
1.1. История развития коммерческой концессии (франчайзинга) в России и за рубежом……………………………………………………………..……………..7
1.2. Понятие и элементы договора коммерческой концессии ……………….12
1.3. Содержание договора коммерческой концессии ………………………...16
1.4. Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение……………………………………………………………………….……..27
ГЛАВА 2. Комплексный анализ причин заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга) в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...33
2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С»…………………………………………..33
2.2. Анализ причин внедрения франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»…………….49
2.3. Преимущества от внедрения договора коммерческой концессии в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...60
2.4. Предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии……………………………….71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75
Глоссарий……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………78
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ………………12
1.1.
История развития коммерческой концессии
(франчайзинга) в России и за рубежом……………………………………………………………
1.2. Понятие и элементы договора коммерческой концессии ……………….12
1.3. Содержание договора коммерческой концессии ………………………...16
1.4.
Ответственность по договору коммерческой
концессии и его прекращение…………………………………………………
ГЛАВА
2. Комплексный анализ
причин заключения договора
коммерческой концессии (франчайзинга)
в
ООО «ЮНИ-С»……………………………………………………………
2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С»…………………………………………..33
2.2. Анализ причин внедрения франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»…………….49
2.3.
Преимущества от внедрения договора коммерческой
концессии в ООО «ЮНИ-С»……………………………………………………………
2.4. Предложения по усовершенствованию
российского законодательства в отношении
договора коммерческой концессии……………………………….71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
…………………………………………………………………75
Глоссарий…………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………78
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Введение
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Экономико-правовые нововведения в значительной степени изменяют способ управления экономикой в целом и способствуют вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди массы западных договорных моделей, хлынувших на российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, получивший свое название в России - коммерческая концессия.
Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.
Договор коммерческой концессии является новым, малоизученным институтам цивильного права России, что и придает объекту исследования научный и практический интерес.
Законодатель выделил коммерческую концессию в отдельный вид договора, изложил основные положения в главе 54 Гражданского кодекса РФ.
Тем
самым сегодня не стоит вопрос
о несамостоятельности
Вопросы,
возникающие в связи с
Необходимо
отметить, что в силу новизны отношений
в области коммерческой концессии
для российской действительности, в
настоящее время судебно-
Необходимость теоретического осмысления названных выше проблем и практическое решение вопроса о становлении, перспективности развития, объемах его использования в экономическом обороте России и его достаточно малая изученность и разработанность обусловили выбор темы исследования и ее актуальность.
Целью данного исследования является рассмотрение правового регулирования договора коммерческой концессии в российском гражданском праве и применение на практике.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается история коммерческой концессии (франчайзинга);
- рассматривается правовое регулирование договора коммерческой концессии в современном российском гражданском праве;
- дается характеристика ООО «ЮНИ-С»;
-
анализируются причины
- разрабатываются мероприятия по внедрению франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»;
- выносятся предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии.
Объектом исследования является организация работы ООО «ЮНИ-С» по схеме франчайзинга.
Предмет исследования – преимущества от внедрения франчайзинга на ООО «ЮНИ-С».
В процессе исследования были использованы законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации, книги и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых.
При
выполнении работы были использованы
следующие методы исследования: методы
анализа и синтеза, научной абстракции,
монографический, расчетно-конструктивный,
экономико-статистический и другие.
ГЛАВА
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ
КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ
ПРАВЕ
1.1.
История развития
коммерческой концессии
франчайзинга) в России
и за рубежом
История
развития франчайзинга (коммерческой
концессии) уходит своими корнями в средневековье.
В Оксфордском словаре английского языка
(1933 г., стр. 1630) указано, что «franchising» - это
все права и свободы епископатов, пожалованные
королевской короной в 1559 г., а «franchises»
-
это ярмарки, рынки и другие места, отведенные
для торговли. В свое время в
Британии король предоставлял баронам
право собирать налоги на определенных
территориях в обмен на различные услуги,
например такие, как обязанность поставлять
солдат для армии.
Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.
Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор. В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing Machine Company). После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х годов Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным.
Была
создана франчайзинговая
Аналогичная
система была разработана в 1898 г.
компанией «Дженерал
Моторс» (General Motors), в соответствии с которой
дилеры не имели права
продавать машины других производителей
и были обязаны вложить в дело
собственный капитал для обеспечения
высокого уровня обслуживания и
поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз.
Продажа автомашин через
систему франшиз ведется и в наше время.
Примеру «Дженерал Моторс»
последовал Рексол (Rexall), который удачно
продавал франшизы на организацию своих
аптек.
Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca- Cola), «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920- х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
С
1930 г. в США после кризиса в
экономике
В
конце 1940-х годов братья Макдональд,
владельцы небольшого
придорожного кафе, решили улучшить обслуживание
клиентов и увеличить доход.
С
этой целью они сократили число
наименований блюд до трех,
стандартизировали технологию их приготовления
и унифицировали рецептуру.
Такая
реорганизация значительно
Вплоть
до 1950-х годов большинство
франчайзинговую систему, рассматривали
франчайзинг как эффективный метод распределения
продукции и услуг. Это примеры традиционного
франчайзинга, или франчайзинга первого
поколения [3]. Бум франчайзинга 1950-х годов
относится ко второму поколению франшиз,
известных как «бизнес-формат франшизы»
(англ. Business Format Franchise). Это особый метод
ведения коммерческой деятельности с
самого начала таким образом, чтобы франчайзер
получал дополнительную выгоду от быстрого
роста при ограниченном риске, а франчайзи
- от того, что входил в проверенную коммерческую
систему с гарантированной возможностью
получения дохода.
В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса. Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса.
В
частности, он интенсивно развивается
в следующих отраслях
промышленности и сферы услуг: автомобильная
промышленность и услуги
автосервиса; помощь в организации и ведении
бизнеса (бухгалтерия,
делопроизводство, реклама); строительство,
услуги, связанные с ремонтом и
обслуживанием домов; услуги, связанные
с образованием; отдых и развлечения; рестораны
быстрого обслуживания, рестораны, закусочные;
продуктовые палатки, а также медицинские
и косметические услуги; услуги в сфере
домашнего хозяйства; розничная торговля.
В
настоящее время в зависимости
от размеров первоначального капитала
франшизы бизнес-формат делят на следующие
основные подгруппы:
франшиза - рабочее место (рабочая франшиза,
Job franchise), где франчайзер создает хорошо
подготовленное рабочее место для предпринимателя;
основные инвестиции направляются на
покупку прилавка-фургона; франшиза-предприятие
(коммерческая франшиза, Busines franchise), требующая
более крупных инвестиций в производственное
оборудование, наличия рабочих помещений,
дополнительного наемного персонала;
инвестиционная франшиза (Investment franchise),
основная цель которой – возврат первоначальной
суммы инвестиций. Созданная в 1977 г. Британская
франчайзинговая ассоциация (БФА) (British
Franchise Аssociation) определяет франшизу как
контрольную лицензию, выданную одним
лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи),
которая: дает разрешение или обязывает
франчайзи заниматься в течение периода
франшизы определенным бизнесом, используя
специфическое наименование, принадлежащее
или ассоциируемое с франчайзером; дает
право франчайзеру осуществлять контроль
в течение всего периода франшизы за качеством
ведения бизнеса, являющегося предметом
франшизы; обязывает франчайзера предоставлять
франчайзи помощь при ведении бизнеса,
являющегося предметом франшизы (помощь
в организации предприятия, обучение персонала,
управление продажами и т.д.); обязывает
франчайзи регулярно в течение всего периода
франшизы выплачивать франчайзеру определенные
денежные суммы в оплату франшизы или
товаров, услуг, предоставляемых франчайзером
франчайзи; не является обычной сделкой
между холдинговой и ее дочерней компаниями
или между частным лицом и компанией, контролируемой
им.