Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 18:36, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Экономико-правовые нововведения в значительной степени изменяют способ управления экономикой в целом и способствуют вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди массы западных договорных моделей, хлынувших на российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, получивший свое название в России - коммерческая концессия.

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.

Договор коммерческой концессии является новым, малоизученным институтам цивильного права России, что и придает объекту исследования научный и практический интерес.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….4



ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ………………12

1.1. История развития коммерческой концессии (франчайзинга) в России и за рубежом……………………………………………………………..……………..7

1.2. Понятие и элементы договора коммерческой концессии ……………….12

1.3. Содержание договора коммерческой концессии ………………………...16

1.4. Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение……………………………………………………………………….……..27

ГЛАВА 2. Комплексный анализ причин заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга) в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...33

2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С»…………………………………………..33

2.2. Анализ причин внедрения франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»…………….49

2.3. Преимущества от внедрения договора коммерческой концессии в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...60

2.4. Предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии……………………………….71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75

Глоссарий……………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………78

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ испр.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………………………….4

      

     ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ  РОССИЙСКОМ ПРАВЕ ………………12

     1.1. История развития коммерческой концессии (франчайзинга) в России и за рубежом……………………………………………………………..……………..7

     1.2. Понятие и элементы договора коммерческой концессии ……………….12

     1.3. Содержание договора коммерческой концессии ………………………...16

     1.4. Ответственность по договору коммерческой концессии и его прекращение……………………………………………………………………….……..27

     ГЛАВА 2. Комплексный анализ причин заключения договора коммерческой концессии (франчайзинга) в                 ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...33

     2.1. Характеристика ООО «ЮНИ-С»…………………………………………..33

     2.2. Анализ причин внедрения франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»…………….49

     2.3. Преимущества от внедрения договора коммерческой концессии в ООО «ЮНИ-С»………………………………………………………………………...60

       2.4. Предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии……………………………….71 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………75 

     Глоссарий…………………………………………………………………… 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………78 

     ПРИЛОЖЕНИЕ А 

     Введение 

     В настоящее время в странах  с развитой рыночной экономикой постоянно  увеличивается продажа товаров  и услуг на условиях коммерческой концессии, или франчайзинга, т.е. путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот.

     Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот  факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие претерпела значительные изменения. Экономико-правовые нововведения в значительной степени изменяют способ управления экономикой в целом и способствуют вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных (предпринимательских) взаимоотношений. Среди массы западных договорных моделей, хлынувших на российского предпринимателя, набирает популярность франчайзинг, получивший свое название в России - коммерческая концессия.

     Многолетняя практика применения франчайзинга в  развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса.

     Договор коммерческой концессии является новым, малоизученным институтам цивильного права России, что и придает  объекту исследования научный и практический интерес.

     Законодатель  выделил коммерческую концессию  в отдельный вид договора, изложил  основные положения в главе 54 Гражданского кодекса РФ.

     Тем самым сегодня не стоит вопрос о несамостоятельности коммерческой концессии как договора и дан старт для детального законодательного урегулирования его особенностей, возможности которого не использованы до сих пор. Конечно, это делает еще более интересным и необходимым подробное изучение гл. 54 ГК РФ, составляющей правовую основу договора коммерческой концессии (франчайзинга).

     Вопросы, возникающие в связи с введением  в гражданское законодательство института коммерческой концессии  в качестве самостоятельного договора российского гражданского права, требует  разработки теоретических концепций в этой области.

     Необходимо  отметить, что в силу новизны отношений  в области коммерческой концессии  для российской действительности, в  настоящее время судебно-арбитражная  практика начинает только формироваться. Однако несомненно, что в ближайшем  будущем вместе с широким распространением отношений коммерческой концессии в нашей стране, суды будут рассматривать значительное число дел данной категории. Такая ситуация требует проведения научных исследований в области коммерческой концессии, которые смогут послужить ориентиром для судебных органов при рассмотрении соответствующих споров.

     Необходимость теоретического осмысления названных  выше проблем и практическое решение  вопроса о становлении, перспективности  развития, объемах его использования  в экономическом обороте России и его достаточно малая изученность и разработанность обусловили выбор темы исследования и ее актуальность.

     Целью данного исследования является рассмотрение правового регулирования договора коммерческой концессии в российском гражданском праве и применение на практике.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

     - раскрывается история коммерческой концессии (франчайзинга);

     - рассматривается правовое регулирование договора коммерческой концессии в современном российском гражданском праве;

     - дается характеристика ООО «ЮНИ-С»;

     - анализируются причины внедрения  франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»;

     - разрабатываются мероприятия по внедрению франчайзинга в ООО «ЮНИ-С»;

     - выносятся предложения по усовершенствованию российского законодательства в отношении договора коммерческой концессии.

     Объектом  исследования является организация  работы ООО «ЮНИ-С» по схеме франчайзинга.

     Предмет исследования – преимущества от внедрения  франчайзинга на ООО «ЮНИ-С».

     В процессе исследования были использованы законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации, книги и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых.

     При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: методы анализа и синтеза, научной абстракции, монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический и другие.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ 

     1.1. История развития  коммерческой концессии  франчайзинга) в России и за рубежом 

     История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье. В Оксфордском словаре английского языка (1933 г., стр. 1630) указано, что «franchising» - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 г., а «franchises» - 
это ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В свое время в 
Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

     Свободным людям, или гражданам городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти элементы права, или привилегий, позволяющие эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков.

     Система «связанных домов» оказалась эффективным  коммерческим механизмом и существует до сих пор. В США франчайзинг впервые начал использоваться компанией Зингера по производству швейных машинок (Singer Sewing Machine Company). После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х годов Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным.

     Была  создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

     Аналогичная система была разработана в 1898 г. компанией «Дженерал 
Моторс» (General Motors), в соответствии с которой дилеры не имели права 
продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело 
собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и 
поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через 
систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» 
последовал Рексол (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

     Эффективно  франчайзинг применялся и применяется  в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca- Cola), «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе подобные компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки. В 1920- х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.

     С 1930 г. в США после кризиса в  экономике нефтеперерабатывающие  компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и соответственно увеличилась прибыль.

     В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого 
придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход.

     С этой целью они сократили число  наименований блюд до трех, 
стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру.

     Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «МакДональдс» (McDonald's) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

     Вплоть  до 1950-х годов большинство компаний, использовавших 
франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения [3]. Бум франчайзинга 1950-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы» (англ. Business Format Franchise). Это особый метод ведения коммерческой деятельности с самого начала таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

     В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 г. закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса. Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса.

     В частности, он интенсивно развивается в следующих отраслях 
промышленности и сферы услуг: автомобильная промышленность и услуги 
автосервиса; помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, 
делопроизводство, реклама); строительство, услуги, связанные с ремонтом и 
обслуживанием домов; услуги, связанные с образованием; отдых и развлечения; рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные; продуктовые палатки, а также медицинские и косметические услуги; услуги в сфере домашнего хозяйства; розничная торговля.

     В настоящее время в зависимости  от размеров первоначального капитала 
франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы: 
франшиза - рабочее место (рабочая франшиза, Job franchise), где франчайзер создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции направляются на покупку прилавка-фургона; франшиза-предприятие (коммерческая франшиза, Busines franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала; инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой – возврат первоначальной суммы инвестиций. Созданная в 1977 г. Британская франчайзинговая ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation) определяет франшизу как контрольную лицензию, выданную одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая: дает разрешение или обязывает франчайзи заниматься в течение периода франшизы определенным бизнесом, используя специфическое наименование, принадлежащее или ассоциируемое с франчайзером; дает право франчайзеру осуществлять контроль в течение всего периода франшизы за качеством ведения бизнеса, являющегося предметом франшизы; обязывает франчайзера предоставлять франчайзи помощь при ведении бизнеса, являющегося предметом франшизы (помощь в организации предприятия, обучение персонала, управление продажами и т.д.); обязывает франчайзи регулярно в течение всего периода франшизы выплачивать франчайзеру определенные денежные суммы в оплату франшизы или товаров, услуг, предоставляемых франчайзером франчайзи; не является обычной сделкой между холдинговой и ее дочерней компаниями или между частным лицом и компанией, контролируемой им.

Информация о работе Франчайзинг