Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:54, курсовая работа
Фундаментальные изменения, произошедшие в экономической системе Российской Федерации, потребовали коренного преобразования гражданского законодательства. Конституция России в статье 8 гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В соответствии с этим конституционным требованием новый Гражданский кодекс РФ впервые за последние десятилетия закрепил наиболее полную реализацию принципа свободы договора строительного подряда.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Договор строительного подряда: история развития, правовая природа договора
§1. Историко-правовое развитие договора строительного подряда.
§2. Понятие договора строительного подряда
ГЛАВА 2. Особенности содержания договора строительного подряда
§1. Существенные условия договора строительного подряда
§2. Субъекты договора строительного подряда, их права и обязанности
ГЛАВА 3. Проблемные вопросы исполнения и ответственности за нарушение договора строительного подряда
§1. Порядок сдачи и приемки результата строительных работ
§2. Гражданско-правовая ответственность по договору строительного подряда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУ
Таким образом, условия, определяющие, кто и когда обязан передать проектно-сметную документацию и каково ее содержание, относятся к числу необходимых, а значит, тем самым, в силу ст. 432 ГК РФ и существенных условий данного договора.
В ходе строительства подрядчик может обнаружить, что определенные работы в проекте и смете не были учтены, и по этой причине необходимо провести дополнительные работы (например, из-за обнаружения подпочвенных вод). Тогда у подрядчика возникает не только право, но и обязанность сообщить заказчику, с соответствующим обоснованием, какие именно дополнительные работы следует провести. В соответствии с п. 3 ст. 743 ГК РФ, заказчик в свою очередь, должен не позднее десяти дней с момента получения такого сообщения или в иной, предусмотренный законом или договором срок сообщить подрядчику о принятом им на этот счет решении. Имеются в виду согласие или, напротив, несогласие с проведением дополнительных работ. Если в течение этого времени ответ не будет получен, подрядчик обязан приостановить работы с тем, чтобы убытки, вызванные простоем, будет вынужден возмещать ему заказчик, если только не докажет отсутствия необходимости в осуществлении таких работ. В случаях, когда подрядчик не выполнит этой обязанности - приостановить работы, он «лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков». Он не вправе требовать от заказчика оплаты дополнительных работ и в том случае, если акт приемки строительно-монтажных работ подписан представителем заказчика, так как этот акт подтверждает лишь факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на оплату дополнительных работ48.
В соответствии с действующими на этот счет правилами49, основным проектным документом на строительство объекта является, как правило, технико-экономическое обоснование (проект строительства, на основании утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования), разрабатываемая рабочая документация. Там же предусмотрено, что проекты, рабочие чертежи, независимо от источников финансирования и форм собственности, за определенными исключениями, подлежат государственной экспертизе. Руководящий на этот счет акт - Положение о проведении государственной экспертизы и
утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации50.
Проектная документация служит основанием для получения заказчиком разрешения на строительство. Такое разрешение представляет собой документ, которым удостоверяется право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения или сооружения, а также благоустройство территории (ст. 51 Градостроительного кодекса РФ51). Разрешение, о котором идет речь, необходимо для застройки земельного участка, строительства, реконструкции зданий, строений и сооружений, благоустройства территорий. Оно не требуется, если работы по строительству и реконструкции не затрагивают конструктивных и иных характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и строений, а также при возведении временных зданий, строений и сооружений, которые необходимы для организации строительных работ.
С учетом существующей в стране новой экономической конъюнктуры ГК ограничился приведением примерного перечня таких услуг, как предоставление необходимых для осуществления работ зданий и сооружений, обеспечение транспортировки грузов, оборудования и материалов, прибывающих в адрес подрядчика, временной подводке сетей энергоснабжения, водо- и паропровода. Одновременно указано (п. 2 ст. 747 ГК РФ) на то, что эти и все другие услуги заказчик обязан оказывать только в случаях и в порядке, которые предусмотрены договором. Отсутствие в договоре соответствующих указаний по общему правилу означает, что рассматриваемая обязанность на заказчика не возлагается.
Принимая во внимание, что нормы, включенные в ст. 747 ГК РФ, являются факультативными, контрагенты и прежде всего - подрядчик как сторона, которой предоставляются услуги, должны обеспечить в необходимых случаях включение такого рода условий в договор. Единственное исключение составляет одна из основных обязанностей заказчика - предоставить земельный участок для строительства. Закрепляющая эту обязанность норма является диспозитивной и, следовательно, способной восполнить пробел, образовавшийся в связи с отсутствием в договоре указаний относительно времени передачи, размеров и состояния предоставляемого земельного участка. Если стороны не включат в договор соответствующих условий, по всем этим вопросам будет действовать правило, в соответствии с которым земельный участок должен предоставляться таким образом, чтобы было обеспечено своевременное начало работ, а размеры и состояние участка обеспечили нормальное ведение работ и завершение их в срок (п. 1 ст. 747 ГК РФ).
Среди иных, обязательных для заказчика услуг, в договоре нередко выделяются и такие, как предоставление вспомогательной рабочей силы, помощь при испытании, которое предшествует сдаче объекта, и др.
Статья 747 ГК РФ, посвященная обязательствам заказчика, не совсем удачно именует их «дополнительными обязанностями». В действительности все они целиком укладываются в более общую - «создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ», т.е. именно в одну из конституирующих договор строительного подряда обязанность, что подтверждается включением ее в легальное определение данного договора.
Наряду с услугами, обязанность предоставления которых, возлагается на определенную сторону - заказчика, особо выделена лежащая на обоих контрагентах обязанность, осуществлять сотрудничество между собой (ст. 750 ГК РФ). Смысл такого сотрудничества состоит в том, что при обнаружении препятствий к надлежащему исполнению они - и подрядчик, и заказчик - должны в равной мере принимать все зависящие от них «разумные» меры, направленные на устранение таких препятствий.
Заказчику принадлежат весьма широкие права по контролю и надзору за действиями подрядчика (ст. 748 ГК РФ). Указанные права включают возможность осуществлять проверку хода и качества выполняемой работы, включая соблюдение сроков (графика) ее выполнения, качества предоставленных подрядчиком материалов, правильности их использования подрядчиком.
С контролем и надзором связаны для заказчика не только права, но и обязанности. Обнаружив в ходе осуществляемого им контроля и надзора допущенные подрядчиком недостатки, представляющие собой отступления от условий договора, прежде всего такие, которые могут повлиять на качество выполняемых работ, заказчик обязан немедленно информировать о том подрядчика. Не сделав этого, он потеряет право ссылаться в дальнейшем на наличие такого рода недостатков.
Заказчик при строительном подряде несет общую для всех договоров подрядного типа обязанность уплатить обусловленную цену. При этом сторонам в договоре строительного подряда предоставляется возможность самим определить как цену, так и порядок ее оплаты. В этой связи заслуживают внимание рекомендации Правового руководства по составлению международных контрактов. Имеются в виду, в частности, три способа установления цены: в виде либо паушальной, заранее предусмотренной в договоре твердой суммы (в таком случае фактические затраты во внимание не принимаются), либо компенсации издержек (этот способ употребляется при отсутствии в момент заключения договора данных о возможных затратах подрядчика), либо размера оплаты единицы работы. Кроме основной цены, могут быть предусмотрены различного рода надбавки (премии): за более высокое качество, за сокращение сроков работы и т.п.
При
осуществлении строительства
Наряду с общей нормой, закрепляющей обязанности подрядчика, связанные с обеспечением безопасности строительных работ, действуют и правила специальные, относящиеся к определенным объектам. Так, Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» предусматривает необходимость для собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации обеспечить соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации. На стадии проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации должна быть составлена декларация безопасности, содержащая сведения о соответствии гидротехнического сооружения требованиям безопасности. Декларации подлежат утверждению в органах надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Только после этого выдается разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию, вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт, восстановление или консервацию гидротехнических сооружений. При этом сама декларация подлежит (в том числе на стадии проектирования) государственной экспертизе, проводимой в установленном Правительством РФ порядке52.
Другой пример - Градостроительный кодекс РФ. В нем (ст. 2 п.9) содержится указание на то, что градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В
ГК РФ (ст. 752) предусмотрены основания
и последствия консервации строительства.
Консервация может быть вызвана любой
причиной, которая не зависит от сторон
(различного рода стихийные бедствия,
не выделение инвестиций и др.). Во всех
таких случаях, по решению одной из сторон,
работы могут быть приостановлены, а объект
строительства законсервирован. Норма,
посвященная последствиям консервации,
носит императивный характер. Она возлагает
на заказчика обязанность оплатить подрядчику
в полном объеме выполненные до момента
консервации работы, а также возместить
расходы, которые вызваны необходимостью
прекращения работ и консервации строительства,
с одновременным зачетом выгод, полученных
вследствие прекращения работ.
Глава 3. Проблемные вопросы исполнения и ответственности за нарушение договора строительного подряда.
§1. Порядок сдачи и приемки результата строительных работ.
Сдача и приемка результата работ, выполненных по договору строительного подряда, регулируется по ст.753 ГК РФ. Большая часть норм указанной статьи носит диспозитивный характер. Императивных положений всего три:
Во-первых, «заказчик обязан немедленно приступить к приемке» (п.1 ст.753 ГК РФ). В.В. Залесский отмечает, что «заказчик обязан осуществить приемку»53. Такая интерпретация п.1 ст.753 ГК РФ представляется не очень верной, т.к. законодатель обязал заказчика именно приступить, т.е. начать и проводить процедуру приемки. Термин «осуществить» больше подходит для обозначения процессов, которые не только начали и проводили, но и завершили. Более того, повелительная форма глагола «осуществить» не допускает отказа заказчика от приемки, что вступает в противоречие с п.6 ст.753 ГК РФ.
Во-вторых, на заказчика ложатся риски гибели или повреждения результата работ после их приемки (п.3 ст.753 ГК РФ).
В-третьих, если необходимо проводить предварительные испытания, то объект строительства считается принятым только при положительном результате таких испытаний (п.5 ст.753 ГК РФ). Указанный принцип получил дополнительное подтверждение в п.7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2000 г. № 51 «Обзор практики при разрешении споров по договору строительного подряда»: «Если приемке результатов работ должны предшествовать предварительное испытание, приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний». Озеров П.С. считает, что испытания объекта строительства необходимо проводить в присутствии представителей, как подрядчика, так и заказчика. Если заказчик не имеет возможности присутствовать на испытаниях в силу уважительных причин, он вправе обратиться в соответствии с договором с просьбой отложить испытания. Если заказчик не явиться на испытания и не известит о своей просьбе отложить их, подрядчик может, руководствуясь договором, проводить испытания в отсутствии заказчика54.
Впервые ГК РФ отказался от формулы «приемка-сдача» и разделил ее на две самостоятельные стадии: «сдача работ подрядчиком» и «приемка работ заказчиком»55. Сдача и приемка результатов выполненных объемов работ может производиться по окончании всего комплекса строительных работ или по факту производства какой-то его части и оформляется актом (п.4 ст.753 ГК РФ).
При этом необходимо отметить, что в строительстве существует два вида актов с одинаковым названием: «Акт приемки выполненных работ». Один акт служит для промежуточной приемки заказчиком месячного объема работ произведенного подрядчиком при длительном строительном цикле. Второй акт необходим именно для окончательной, итоговой приемки всего законченного строительством объекта. Такое положение вещей является устоявшейся, сложившейся и широко применяемой практикой в строительстве и является обычаем делового оборота (ст.5 ГК РФ). В силу полного совпадения наименований у одинаковых по смысловому содержанию документов, имеющих разное итоговое значение, возникает вопрос о возможности применения условий ст.753 ГК РФ по факту оформления промежуточной приемки.
Этот вопрос пока не нашел отражения в федеральных законах. Однако, в п.18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 сентября 2000 г. № 51 «Обзор практики при разрешении споров по договору строительного подряда» отмечено, что подписание промежуточных актов приемки работ не дает оснований для применения положений ст.753 ГК РФ.
Дата сдачи и приемки работ и факт составления имеет для сторон очень большое значение. С даты составления акта возникает переход прав собственности на объект или его часть с подрядчика на заказчика. Вследствие такого перехода у заказчика может появиться: