Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:21, курсовая работа
Цель данной работы - изучение правовой природы договора дарения, определение понятие договора дарения, его элементов и содержания. Освещение этих вопросов необходимо для общего повышения правовой культуры граждан.
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ
1.1 Возникновение государства и гражданского права
1.2 Дарение. Виды, сущность, черты, особенности
2. ЭЛЕМЕНТЫ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ
2.1 Существенные условия договора дарения
2.2 Прекращение, отмена, отказ в договоре дарения
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ
3.1 Мероприятия по совершенствованию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Правда, нельзя не обратить внимания на то, что ограничения для указанных субъектов в отношении дарения являются более жесткими, нежели в отношении иных форм распоряжения имуществом. Например, для совершения иных возмездных сделок с имуществом субъект хозяйственного ведения должен испросить согласие собственника только в том случае, когда объектом таких сделок является недвижимость; остальным имуществом он распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 295 ГК).
Совершение дарения имущества (и недвижимого, и движимого) как раз и являет собой такое исключение, установленное законом, когда требуется получить согласие собственника имущества.
Сложнее решается
вопрос с ограничением дарения в
отношении субъектов права
В первом случае возникает вопрос, вправе ли учреждения с согласия собственника совершать дарение имущества, закрепленного за ними либо приобретенного за счет денежных средств, выделенных им по смете.
Во втором случае
неясно, требуется ли учреждению согласие
собственника на передачу одаряемому
в качестве дара по договору дарения
имущества, приобретенного на доходы,
полученные от разрешенной
Данная проблема впервые поставлена в юридической литературе А.Л. Маковским, им же предложено и ее решение, которое состоит в следующем. «Применение правил, тем или иным образом ограничивающих дарение, в случае их коллизии, - указывает А.Л. Маковский, - не может быть альтернативным. Вопрос об их соотношении должен решаться, как правило, по наиболее ограничительному варианту либо путем «сложения» этих ограничений (например, к дарению имущества унитарным предприятием акционерному обществу должны применяться и п. 4 ст. 575 и п. 1 ст. 576 ГК), либо путем «поглощения», то есть применения наиболее строгого из них (в частности, к подаркам государственным служащим, если они вообще запрещены, не может применяться правило о допустимости «обычных подарков»). Объясняется такой подход исключительностью безвозмездных отношений в общей массе имущественных отношений, регулируемых гражданским правом» Маковский А.Л. Указ. соч. С. 313..
Подход А.Л. Маковского
позволяет дать ответы на поставленные
вопросы применительно к
Что касается имущества, приобретенного учреждением, которому разрешена предпринимательская деятельность, за счет доходов от такой деятельности, то «наиболее ограничительным вариантом» в данной ситуации является признание за учреждением права дарения указанного имущества при условии получения согласия на то собственника имущества учреждения.
Содержание п. 1 ст. 576 ГК полностью согласовывается с положениями иных статей закона:
а) согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, осуществляет контроль за использованием такого имущества по назначению и его сохранностью. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом,
принадлежащим предприятию, оно
распоряжается самостоятельно, за исключением
случаев, установленных законом
или иными правовыми актами. Как
раз таким случаем является правило
об участии в договоре дарения
на стороне дарителя только с согласия
собственника имущества. Данное правило
относится как к дарению
б) согласно ст. 297 ГК казенное предприятие (унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления) вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества;
в) согласно ст. 298 ГК учреждение, имущество которого принадлежит ему на праве оперативного управления, не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Здесь же хочется отметить, что передача вещи в дар юридическому лицу - не собственнику, влечет появление у него лишь соответствующего ограниченного вещного права (хозяйственного ведения или оперативного управления) на данную вещь. Право собственности на нее возникает у учредителя юридического лица.
Пункт 1 ст. 576 ГК
содержит оговорку, согласно которой
ограничение дарения
Определенные
ограничения дарения
И здесь возникает вопрос о соотношении положения, содержащегося в п. 2 ст. 576 ГК (о том, что для дарения имущества из общей совместной собственности требуется согласие всех участников общей совместной собственности), и общих положений, касающихся порядка распоряжения таким имуществом (ст. 253 ГК). Указанные общие положения говорят о том, что при распоряжении имуществом, находящимся в совместной собственности, согласие всех участников общей совместной собственности независимо от того, кем из них совершается сделка, предполагается.
Означает ли это, что, например, один из супругов или один из участников крестьянского (фермерского) хозяйства могут подарить одаряемому имущество, находящееся в общей совместной собственности, не спрашивая специально согласия остальных участников общей совместной собственности (соответственно другого супруга или иных членов крестьянского (фермерского) хозяйства), поскольку такое согласие предполагается? Или всякий раз необходимо в положительном смысле решать вопрос о получении согласия остальных участников общей совместной собственности на совершение договора дарения?
Исходя из необходимости решать этот вопрос «по наиболее ограничительному варианту», следует, видимо, признать, что для дарения имущества, находящегося в общей совместной собственности, необходимо положительно выраженное согласие каждого ее участника.
Пункты 3 и 4 ст. 576 ГК предусматривают ограничения дарения, связанного с осуществлением обязательственных требований (дарение принадлежащего дарителю права требования к третьему лицу и дарение посредством исполнения за одаряемого его обязанности перед третьим лицом), и потому регулируются нормами гл. 24 ГК «Перемена лиц в обязательстве» - о переходе прав кредитора к другому лицу и о переводе долга, а также гл. 22 «Исполнение обязательств» - об исполнении обязательства третьим лицом.
Прежде всего, надо отметить, что дарение принадлежащего дарителю права требования к третьему лицу представляет собой не что иное, как уступку требования. При этом необходимо помнить, что дарение имущественных прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.
По общему правилу для перехода к одаряемому прав кредитора согласия должника (третьего лица) не требуется. Предполагается, что ему безразлично, кому произвести исполнение. Однако получение такого согласия является обязательным в тех случаях, когда личность кредитора имеет существенное значение для должника. Вопрос о существенном значении личности кредитора для должника определяется в зависимости от взаимоотношений сторон в конкретном обязательстве.
Должник должен
быть письменно извещен о переходе
прав кредитора к одаряемому, чтобы
он мог произвести исполнение надлежащему
лицу. В противном случае на нового
кредитора ложится риск вызванных
этим неблагоприятных последствий,
поскольку исполнение обязательства
первоначальному кредитору
Если иное не
предусмотрено договором
Для надлежащего исполнения обязательства должник должен удостовериться в том, что лицо, которое требует от него исполнения, является надлежащим кредитором. Поэтому должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до представления ему доказательств перехода требования к этому лицу (п. 1 ст. 385 ГК).
Таким доказательством служит договор дарения, а также документы, подтверждающие наличие права требования к должнику у первоначального кредитора - дарителя, который обязан передать такие документы одаряемому при заключении договора. Даритель также должен сообщить одаряемому все сведения, имеющие значение для осуществления требования.
Особые требования установлены для формы договора дарения имущественного права. Помимо общих правил, касающихся формы договора дарения, он должен соответствовать форме сделки, на которой основано возникновение требования у дарителя:
а) уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной или нотариальной форме, должна быть совершена в соответствующей письменной форме;
б) уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом;
в) уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге (п. 3 ст. 389 ГК).
Если предметом дарения является освобождение одаряемого от обязанности перед третьим лицом, то при этом должны быть соблюдены правила, установленные ст. 313 ГК, которая гласит: исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Как указано, обязанность должника исполнить обязательство лично может следовать из требований нормативных правовых актов. В качестве примера можно привести ст. 895 ГК, которая запрещает передавать вещь на хранение третьему лицу. Таким образом, даритель не может освободить одаряемого от обязанностей хранителя по договору хранения.
Обязанность должника исполнить обязательство лично может вытекать из существа обязательства. Здесь надо иметь в виду, что допустимость передачи исполнения зависит от характера действий, составляющих его предмет. В частности, должник не может передать исполнение третьему лицу в случаях, когда обязательство носит творческий характер (например, обязательства автора создать произведение изобразительного искусства; обязательства, связанные с деятельностью артистов-исполнителей). Также в силу существа обязательства недопустима, например, передача выполнения работы квалифицированным мастером, которому заказчик доверил выполнение индивидуального заказа, не обладающему соответствующей квалификацией лицу. Освобождение должника от подобных обязанностей в результате заключения договора дарения не допускается.