Честь, достоинство и деловая репутация

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:24, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу гражданско-правовой защиты нематериальных благ.
Предметом исследования является институт защиты чести, достоинства и|деловой репутации.
При написании дипломной работы для достижения ее целей и решения поставленных задач использовались различные общенаучные и частноправовые методы: формально-логический, нормативно-юридический, сравнительно- |правовой, статистический и другие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Честь, достоинство иделовая репутация как правовые категории……...8

1.1 Понятие чести, достоинства и дедовой репутации..................................................8

1.2 Право на честь, достоинство и деловую репутацию и условия его гражданско-правовой защиты…………………………………………………………………...20

ГЛАВА 2. Гражданско-правовые способы защиты чести,достоинства и деловой репутации…………………………………………………………………………...38

2.1Опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию………………………………………………………………………... 38

2.2 Компенсация морального вреда……………………………………………...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

БИБЛИОГРАФМЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..66

Работа содержит 1 файл

отредактированная1.docx

— 125.70 Кб (Скачать)

Человеческое достоинство порождает  определённые отношения общества к  личности и личности к обществу. 

Признание же личности высшей, ни с чем не сравнимой ценностью требует признания определенных прав человека. Поэтому вопрос о человеческом достоинстве - это всегда вопрос о правах личности об их реальных гарантиях .Отношение к человеку как к высшей ценности включает уважение и защиту егодостоинства, уважение и гарантию его личных прав. Достоинство помимо всего I прочего отражает не только то, каким является конкретный человекно и то, что немаловажно, каким он должен быть. В одном из решений Федерального конституционного суда Германии в 1979 г. достоинство человека было названо качеством, «отличающим его от зверя», «высшей ценностью», которая «не может быть утеряна в результате болезни, заблуждения, виновного поведения»6.

 Юристами предлагается рассматривать  достоинство в нескольких аспектах  ощущение своей ценности как  человека вообще (человеческоедостоинство), как конкретной личности (личное достоинство), как представителя определеннойсоциальной группы или общности (например, профессиональное достоинство), ценности самой этойобщности (например, национальное достоинство)7.

В понимании достоинства, так же как и чести, отмечают два аспекта - внешний или объективный и внутренний или субъективный. Объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью. Внутренняя сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, егомировоззрением и  убеждениями, способностьюпоступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, т.е. связана с чувством и сознанием своей моральной ценности и полезности обществу. М.Н.Малеина полагает, что ст. 152 ГК РФ представляет достоинство как внутреннюю оценку человеком собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Автор полагает, что процесс мышления, осознания, внутренней самооценки нельзя регулировать правовые средства, поэтому и субъективное гражданское право на достоинство не следует щ определять как внутреннюю самооценку8.

Честь и достоинство, являясь нравственными категориями, носят в то же время общеправовой характер. Они тесно связаны между  собой и чаще всего рассматриваются  как единая пара категорий в этике  и праве.

 В органической  связи с честью и достоинством  находится и такоепонятие, как  ’'репутация" (от лат. reputatio- обдумывание, размышление). Если представление о достоинстве личности исходит из принципа равенства всех людей в моральном отношении и их самооценки, то понятие чести, наоборот дифференцированно оценивает людей, что тем или иным образом находит отражение в их репутации. Как уже было сказано выше, понятие репутации в известном смысле совпадает с понятием чести в ее внешнем, объективном значении. В репутации личности в большей мере проявляются ее деловые качества, чем морально-этнические. В отличие от категорий чести и достоинства, которые присущи толькофизическим лицам, репутация может существовать у любогосубъекта гражданского права, в том числе у юридических лиц. Можно, повидимому, считать деловую репутацию юридического лица неким аналогом чести, достоинства и доброго имени гражданина.

Репутация может  быть или положительной, или отрицательной  и иметь положительный  характер в зависимости от того, на какой  информации она базируется. Такпословам МЛ. Малеиной, под деловой репутацией обычно совокупность качеств и оценок, "с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонникои (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области"10. Под деловой репутацией следует понимать и те ассоциации, которые вызывает деятельность отделногогражданина-предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.

: Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще.Под деловой репутацией понимается сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллективу организации предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе всферепредпринимательства . JI.B. Ульянова понимает под деловой репутацией "оненку профессиональных качеств", "морально правовую категорию позитивно-объективного характера, определяющую деловые качества физического или юридического лица в общественном сознании” и относит ее к некоммерческим активам коммерческих организаций12.

Следует признать, что  ни действующее законодательство, ни правоприменительная практика не выработали единого определения деловой  репутации. Справедливо указывается, что деловая репутация - это объект, имеющий прежде всего большое  общественное значение, весьма уязвимый, с трудом восстанавливаемый и в силу этого защищаемый государством при помощи правового регулирования13.

В этой связи, представляется, что в отличие от чести и  достоинства, присущих каждому человеку от рождения, деловая репутация в момент рождения гражданина или создания организации как нематериальное благо еще не существует, поскольку отсутствует сама деятельность, ее формирующая. В то же время, следует признать, что право на деловую репутацию как его возникновения. На основании этого права, по справедливому замечанию А.Тринклера, появляется деловая репутация как благо.

Данная позиция подтверждается и судебной практикой. Как указывал в решении по одному из дел Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, к деловой репутации относится мнение окружающее одостоинствах и недостатках товаров, работи  услуг, производимых, выполняемыхи оказываемых юридическим лицом. Деловая репутация в каком-либо виде отсутствует в момент создания юридического лица и не может предполагаться.

Она  приобретается  в процессе деятельностиорганизации. Впротивоположность деловой репутации честь, как морально-этическая категория, присуща изначально, с рождения, ее невозможно приобрести, она может быть лишь утрачена.

Многие исследователи также  отмечают, что честь и достоинство  появляются с возникновением субъекта, который автоматически становится их носителем. Деловая же репутация-создающееся с течением времени мнение публики о лице, которое может быть как положительным, так и отрицательным. Вотличие от чести и достоинства доброе имя не презюмируется, и возможны случаи, когда, несмотря на позитивную деятельность, лицо не приобретает положительной деловой репутации. Из этого авторами делается вывод, что вновь  возникшее юридическое лицо вряд ли вправе требовать восстановления своей  деловой рецутацш16

Итак, деловая репутация представляет собой отражение в общественном сознании деловых (профессиональных) качеств  гражданина или организации. Терминология ст. 152 ГК РФ, гдеговориться именно о  « деловой репутации», зачастую порождает мнение, в том числе и в судебной практике, что понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле применимо только к участникам делового обороте, каковыми общественные организации не являются .

По справедливому мнению С. Потапенко, такой подход искусственно сужает возможностьсудебной защиты деловойрепутации. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, в том числе занимающийся предпринимательской деятельностью, а также любое юридическое лицо, независимо от организационно- правовой формы и целей деятельности. В условиях рыночнойэкономики поддержание на должном уровне деловой репутациикакграждан, так и юридических лиц приобретает особое значение, поскольку этим зачастуюопределяется ихреальное экономическое благополучие19.

 Если в отношении нематериального  характера таких благ как честь  и достоинство сомнений не  возникает, с деловой репутацией  все не так однозначно.Так,  например, а статье 1027 ГК РФ (посвященной договору товариществаделовая репутация рассматривается как материальный отчуждаемый объект. В соответствии со статьей 1027 ГК РФ правообладатель в лицекоммерческойорганизации или гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуальногопредпринимателя, представляет контрагенту по договору коммерческой коицессии(пользователю) за вознаграждение принадлежащий принадлежащий ему комплекс объектов исключительных прав (на фирменное наименование, товарный знак ит.д..). Наряду с объектами исключительных прав этот договор коммерческой концессии предусматривает также использование деловой репутации правообладателя 

Крометого, по договору простого товарищества деловая репутация может быть также внесена товарищем в качестве вклада в общее дело и подлежит в этом случае денежной оценке (статья 1042 ГК РФ).

То есть, деловая репутацияа статье 1027 ГК РФ уравнена с объектам исключительных прав, в статье 1042 ГК РФ - с имуществом, возможным объектом права собственности и выступает предметом договорного обязательства,

Как мы уже выяснили понятия «честь», «достоинство», «репутация» определяютблизкие между собой нравственные категории. Различия между ними лишь в субъективном или объективном подходе при оценке этих качеств.

Честь « объективная оценка личности, определяющаяотношениеобщества к гражданину или юридическому лицу, это социальная оценка моральных и иных качеств личности.

Достоинство - внутренняя самооценка личности, осознание, ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего  общественного значения. Самооценка должна основываться на социально- значимых критериях оценки моральных и иных  качеств личности. Достоинство определяют субъективную оценку личности. Еще в древней Греции и древнем Риме понятия чести и достоинства соизмерялись с уважением к личности, соотносились с моралью и правом. Честь играла видную роль в этикеи многих великих мыслителей, политиков, философов разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности. «С точки зрения философско-правовых воззрений, честьпредставляет собой  могучую власть, крупнейшую из сил, проявленных в истории отношений людей и народов в целом»20.

Понятия чести и достоинстваимеют и определенную направленность.

Их объектом является прежде всего человек, или группа людей, или коллектив, или в более широком плане говорят о чести нации.

 

Чувства честии достоинства не только переживаются, нои осознаются,поэтому при толковании понятия чести разграничиваютчувствочести от сознания собственного достоинства. У человека сознание и чувство честии достоинства как бы органически слиты воедино, но ихнельзя отождествить.

Честь- это и оценка общественного признания, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим отиндивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь, преждевсего, выступает как оценочная категория, направленная отобщества к личности.

Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключаетсяв способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себеэгоистическиебезнравственные стремленияинамерения, осуществлениекоторых в данном обществерасценивалось бы как бесчестье, и в его способности действоватьв соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обуславливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.

В основе представления о чести лежит определенный критерий нравственности. В силу этого проявляется объективный характер категории чести. Нонельзя отрицать возможности формирования неправильной общественной оценки по отношению к кому-либо. Таким образом, честь является категорией, отражающей достоинство индивида вштанин другихлюдей, общественная его оценка, положительная репутация человека.

Вместе с честью, понимаемой в обществе как определенная социальная оценка человека, находится категория достоинства.

Достоинство - это самооценка личности, основанная на его оценке обществом. Такая неразрывная связь чести и достоинства вполне объяснима и естественна, так как, находясь в определенном коллективе, в обществе в целом, лицо

( человек)) не может  не считаться с тем, как оценивает  его коллектив, общество.В силу  этой общественной оценки в  сознании человека складывается  представление о себе как о  члене определенного коллектива, общества, о своем месте и значении  для коллектива и общества  в целом. 

Достоинствотого или иного человека заключается в духовных и физических качествах, ценных с точки зрения потребностей общества.Этиличные качества и составляют то, что принято называть личным достоинством. Однако человек также обладает определенной ценностью и безотносительно к его индивидуальным качествам, социальному положению, профессиональной принадлежности. Такой ценностью и является человеческое достоинство.

Достоинство также, как  и честь, сочетает в себе и социальную, и индивидуальную стороны. Его социальный характер проявляется в том, что как моральная ценность и общественно значимое качество личности достоинство определяется существующими общественными отношениями и нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает еще икак сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, ониобуславливаются общественнымиотношениями и зависят от них.

Честь и достоинство  имеют между собой неразрывную  связь в силу того, в их основе лежит единый критерий нравственности. Между тем, несмотря на неразрывную  связь, существующую между общественной оценкой лица и  его самооценкой, между честью и достоинством существуют и различия. Они заключаются в  том, что честь – объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане - субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определенной зависимости  от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада.

Информация о работе Честь, достоинство и деловая репутация