Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель, которую я ставлю перед собой: это изучение деятельности арбитражных управляющих, их основные задачи, как на определенных стадиях банкротства, так и в целом, условия их деятельности, требования, предъявляемые к ним, а также ответственность арбитражных управляющих.
Так кто такой арбитражный управляющий?
С экономической точки зрения арбитражный управляющий может быть двух типов: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению.3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

Внесение в Единый государственный  реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации  кредитной организации в связи  с её ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренным Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей указанной регистрации, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

 

3.2 Сельскохозяйственные организации

 

Необходимость в регламентации  особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлена спецификой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве.53

При рассмотрении дела о банкротстве  сельскохозяйственной организации применяются следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управлении, конкурсное производство, мировое соглашение.

В ходе наблюдения арбитражным управляющим  проводится анализ финансового состояния должника. Особенностью его проведения в отношении сельскохозяйственной организации является учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна учитываться возможность удовлетворить требования кредиторов за счет тех доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации вводится арбитражным  судом. Следует иметь в виду, что  Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»54 в этом случае не применяется. В данном законе и Законе о банкротстве, несмотря на использование одинакового термина «финансовое оздоровление», речь идет о разных понятиях. В понимании Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» финансовое оздоровление – комплекс мер по реструктуризации долгов сельскохозяйственного товаропроизводителя при условии включения его в программу такого оздоровления. закон о банкротстве регламентирует финансовое оздоровление в качестве процедуры, применяемой в деле о банкротстве, к должнику в целях восстановления его плажеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком.55

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией является то, что в законе невозможно четко и однозначно определить сроки, на которые вводится соответственно финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти сроки поставлены в зависимость от продолжительности сельскохозяйственных работ и вводятся до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. При этом учитывается время, необходимое для реализации выращенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции.

Законодатель устанавливает  ограничения только срока внешнего управления сельскохозяйственной организации. Этот срок не может превышать общие сроки, установленные для внешнего управления, более чем на 3 месяца.

При определенных обстоятельствах  – стихийных бедствиях, эпизоотиях, других крайне неблагоприятных условиях, вызвавших спад и ухудшение финансового  состояния сельскохозяйственной организации – сроки финансового оздоровления и внешнего управления могут быть продлены на один год.

При продлении срока  финансового оздоровления изменяется график погашения задолженности.

 

3.3 Градообразующие  организации

 

Проблема градообразующих организаций, или, как их стали называть в последнее время, системообразующих, связана с проблемой моногородов. Моногорода – населенные пункты, которые экономически и социально существуют за счет одной – двух градообразующих организаций (комбинатов, шахт, фабрик). По данным экспертов, в России свыше 900 градообразующих предприятий производят примерно 1/3 всего объема ВВП страны. Эти предприятия связаны с экономикой 467 городов и 332 поселков городского типа, где в общей сложности проживает 24,5 млн человек (17% населения страны). Те же эксперты отмечают, что именно моногорода могут пасть первой жертвой финансового кризиса и стать катализатором социального недовольства.56

При рассмотрении дела о  банкротстве градообразующей организации  лицом, участвующим в деле о банкротстве, является орган местного самоуправления. Органами местного самоуправления являются выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящих в систему органов государственной власти.57

Особенностью банкротства градообразующих организаций является возможность введения внешнего управления, которая вводится по общему правилу, под поручительство.

Специальные основания  введения в внешнее управления градообразующей организации предусмотрены ст.171 Закона о банкротстве.

Поручителями по обязательствам организации – должника могут  быть РФ, субъект РФ или муниципального образования в лице их уполномоченных органов.58

В действующем Законе о банкротстве изменены права  органа местного самоуправления или  привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти субъекта РФ. Они определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в СРО, но только в том случае, когда они предоставили поручительство. К ним относятся: 59

- наличие высшего юридического  или экономического образования  либо образования по специальности,  соответствующей сфере деятельности  должника;

- наличие определенного  стажа работы на должностях  руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

- проведение в качестве  арбитражного управляющего определенного  количества процедур,  применяемых в деле о банкротстве.

Вместе с тем п.3ст.20.2 Закона о банкротстве определяет круг лиц, которые вправе выдвигать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Такими лицами являются конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов.

Поручительство является способом обеспечения исполнения обязательства.60

Предоставление поручительства органам местного самоуправления, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъекта РФ дает им право заявлять в арбитражный суд ходатайства о продлении срока финансового оздоровления или внешнего управления.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем на 2 года (п.6 ст.80), а внешнее управление - на срок не более чем на 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве (п.2 ст.93). При этом совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года.61

Норма Закона о продлении  срока финансового оздоровления или внешнего управления в отношении градообразующей организации является специальной.

 

3.4. Стратегические организации

 

Под стратегическими  предприятием и организацией Закон  о банкротстве понимает предприятие  и организацию, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), которая имеет стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

В силу особой социально-экономической  значимости стратегических предприятий и организаций к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве таких должников предъявляются особые требования.

Одна из особенностей, что требования к кандидатуре  арбитражного управляющего определяются Правительством РФ, а не уполномоченным органом на то федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляют деятельность соответствующие стратегические предприятия и организации. Установлен следующий перечень требований:62

- наличие стажа работы  на предприятиях или в организациях  оборонно - промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы;

- участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течении последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим  исполнением возложенных на него обязанностей;

- наличие высшего юридического  или экономического образования  или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

В отношении стратегических предприятий и организаций Правительством РФ могут устанавливаться дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего.

Статья 193 отсылает к ст.2 Закона о банкротстве, которая отменена Федеральным законом от 30 декабря 2008г. общие требования к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве определены новой ст.20.2 Закона о банкротстве.

 

3.5. Упрощенная  процедура банкротства

 

Принятая в Российской Федерации система банкротства  применяется не только к участникам хозяйственного оборота, способным к реабилитации утраченных имущественных и главным образом финансовых возможностей, но и к тем из них, которые не имеют перспектив восстановления платежеспособности. В их числе Закон о банкротстве вслед за действовавшем законодательством о несостоятельности банкротстве называет ликвидируемого должника, т.е. юридическое лицо, находящееся в состоянии просрочки исполнения своих гражданско-правовых обязательств или уплаты обязательных платежей и в отношении которого принято решение о ликвидации. К ликвидируемому должнику в целях скорейшего исключения его из хозяйственного оборота применяется упрощенная процедура банкротства.63

Если стоимость имущества  должника – юридического лица, в  отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке конкурсного производства. 
При этом собственник имущества должника – унитарного предприятия, учредитель (участник) должника или руководитель должника или, если уже создана, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В противном случае указанные лица несут субсидиарную ответственность за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Также нарушение данных требований является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. 
Если заявление о признании должника банкротом подано после создания ликвидационной комиссии (ликвидатора), рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по упрощенной процедуре банкротства, если до – то по обычной. 
Далее, арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом, открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий  обязан опубликовать объявление о признании  ликвидируемого должника банкротом. В  месячный срок с даты опубликования указанного объявления кредиторам предоставляется право на предъявление своих требований к ликвидируемому должнику. Срок на предъявление требований к ликвидируемому должнику сокращен вдвое по сравнению с общим сроком, установленным на предъявление требований в ходе конкурсного производства.64

Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.

Упрощенная процедура  банкротства применяется и в  отношении отсутствующих должников, к которым законодатель относит физических и юридических лиц.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Под отсутствующим должником - юридическим лицом понимается организация, фактически прекратившая свою деятельность и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания и установить местонахождение которого не представляется возможным.

В настоящее время действует Положение о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников.65

Существенной особенностью рассмотрения дел о банкротстве  отсутствующего должника выступает неприменение к последнему реабилитационных процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. Решения о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается арбитражным судом в месячный срок с даты принятия к производству заявления лиц.66 В том числе временного управляющего при обнаружении последним признаков отсутствующего должника при ведении наблюдения. Арбитражный суд также назначает конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий  в рамках выполнения своих обязанностей осуществляет опубликование сведений о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также письменно уведомляет о банкротстве всех известных ему кредиторов отсутствующего должника. Указанные кредиторы в месячный срок со дня получения уведомления вправе предъявить свои требования конкурсному управляющему67. Очередность, размер и порядок удовлетворения требований определены правилами, 68 которые должны применятся с учетом отсутствовавших в данном случае процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Если в ходе  конкурсного  производства обнаружено имущество  отсутствующего должника, стоимость которого позволяет покрыть судебные расходы, возникающие в связи с производством по делу о банкротстве, конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд с ходатайством о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным ст. 228 Закона о банкротстве. По результатам рассмотрения указанного ходатайства арбитражный суд может вынести соответствующее определение, юридически переводящее упрощенную процедуру в плоскость общей процедуры.

Информация о работе Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности