Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:45, дипломная работа
Цель, которую я ставлю перед собой: это изучение деятельности арбитражных управляющих, их основные задачи, как на определенных стадиях банкротства, так и в целом, условия их деятельности, требования, предъявляемые к ним, а также ответственность арбитражных управляющих.
Так кто такой арбитражный управляющий?
С экономической точки зрения арбитражный управляющий может быть двух типов: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению.3
Среди обязанностей СРО особо следует отметить такие, как: определение условий членства арбитражных управляющих в СРО; разработка обязательных для выполнения арбитражными управляющими стандартов и правил профессиональной деятельности; ведение реестра арбитражных управляющих; контроль профессиональной деятельности арбитражных управляющих; организация и проведение стажировок в качестве помощника арбитражного управляющего; обеспечение формирования компенсационного фонда; заключение с управляющей компанией и со специализированным депозитарием соответствующих договоров в срок не позднее 90 дней с даты включения сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО.
Одной из обязанностей СРО является представление в орган по контролю (надзору) – Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) информации о несоответствии СРО требованиям п.2 ст. 21 Закона о банкротстве, послуживших основанием для включений сведений о некоммерческой организации в единый государственный реестр СРО. Такая информация должна представляться в срок не позднее 14 дней со дня возникновения несоответствия СРО указанным требованиям.
Также в обязанности СРО входит обязанность по раскрытию информации о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством РФ.27
Законом о банкротстве, а точнее ст. 23.1 этого закона установлены правила, определяющие, каким федеральным органом исполнительной власти и в каком порядке осуществляется контроль (надзор) за деятельностью СРО, включая правила о предмете и методах контроля, полномочиях контрольного (надзорного) органа, правах СРО.
Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется органом по контролю (надзору), в качестве которого выступает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).28
Росреестр осуществляет контроль (надзор) за деятельностью СРО в порядке, установленном регулирующим органом – Министерством экономического развития РФ.
Предметом контроля (надзора) Росреестра является соблюдение СРО требований законодательства РФ, регулирующего деятельность СРО.
Методы контроля (надзора) выражаются главным образом в проведении проверок СРО, а также в выдаче им предписаний об устранении нарушений законодательства.
Также Законом о банкротстве достаточно подробно регламентируются правила проведения проверок СРО.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Продолжительность проверки деятельности СРО не может превышать 30 дней.
Плановые проверки деятельности СРО проводятся Росреестром не чаще чем один раз в два года.
Внеплановые проверки деятельности СРО проводятся в случаях поступления в Росреестр мотивированной жалобы на действия (бездействие) СРО, нарушающие требования законодательства РФ, а также имеющихся в документах СРО, представленных в Росреестр, несоответствий таким требованиям.
В п. 7 и 8 ст. 23.1 предусмотрено право СРО на обжалование действий (бездействия) Росреестра.
Руководитель проверяемой СРО вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности СРО, руководителю Росреестра либо в судебном порядке. Этому праву корреспондирует обязанность Росреестра сообщить в письменной форме в СРО о принятом в результате проверки решении в течение 3-х рабочих дней со дня принятия этого решения.
Решение Росреестра по результатам проверки деятельности СРО также может быть обжаловано ею в арбитражный суд.
В п. 9-13 ст. 23.1 Закона о банкротстве определены основания и порядок исключения сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО.
Сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из единого государственного реестра СРО по решению:
а) Росреестра в случае принятия членами СРО или арбитражным судом решения о её ликвидации;
б) Арбитражного суда на основании заявления Росреестра о несоответствии СРО требованиям, установленным абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, либо в случае выявления факта нарушения СРО более двух раз в течение года иных требований законодательства РФ, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.
В случае выявления нарушения СРО требований законодательства РФ, в частности требований, установленных абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, Росреестр направляет в СРО предписание об устранении такого нарушения. Если предписание не выполнено в установленный законом срок, Росреестр обязан обратиться в течение 3-х месяцев со дня окончания сроков выполнения этого предписания в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО, и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО.
Заявление Росреестра об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе в течение месяца с даты поступления этого заявления. Принимаемое в данном случае решение арбитражного суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции. Обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения. В случае отмены арбитражным судом кассационной инстанции решения арбитражного суда сведений о некоммерческой организации подлежат включению в единый государственный реестр СРО в течение 3-х дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.
СРО, самостоятельно выявившая своё несоответствие требованиям абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, обязана представить в Росреестр в течение 14 рабочих дней с даты выявления такого несоответствия заявление в письменной форме, которое должно содержать:
- описание такого
- дату возникновения такого несоответствия;
- описание мер, принимаемых СРО для устранения такого несоответствия.
В течение 2-х месяцев с даты получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из единого государственного реестра СРО по основанию, указанному в этом заявлении. В случае если до истечения указанного срока СРО не представит с Росреестр доказательства устранения несоответствия СРО требованиям абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, Росреестр обязан обратится в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО.
Некоммерческая организация, сведения о которой были исключены из единого государственного реестра СРО, может приобрести статус СРО только по истечении года после даты исключения сведений о ней из указанного реестра.
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
2.1 Порядок
назначения в конкурсном
Закон о банкротстве, а точнее ст. 45 этого закона определяет общий порядок утверждения арбитражного управляющего, который основан на принципах соответствия кандидатуры арбитражного управляющего требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, предусмотренным ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве29, свободного доступа заинтересованных лиц к проведению указанной процедуры и принятия саморегулируемой организации арбитражных управляющих решения о представлении кандидатуры арбитражного управляющего на коллегиальной основе.30
Порядок выбора и утверждения арбитражного управляющего в основном сводится к следующему.
Выбора кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве осуществляет заявитель (конкурсный управляющий или уполномоченный орган в подаваемом в арбитражный суд заявлении о признании должника банкротом) или собрание кредиторов (в протоколе собрания кредиторов).
Определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокол собрания кредиторов о выборе выбора кандидатуры арбитражного управляющего направляется в СРО, членом которой является выбранный арбитражный управляющий.
СРО, получив указанные определения арбитражного суда или протокол арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, в сроки, предусмотренные п.4 ст. 45 Закона о банкротстве, представляет в арбитражный суд, заявителю (представителю собрания кредиторов) и должнику информацию соответствия кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве. Если ни в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, ни в протоколе собрания кредиторов не указана кандидатура арбитражного управляющего, СРО представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.
По результатам рассмотрения представленной СРО информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст.20 и 20.2 Закона о банкротстве, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.
Если кандидатуры арбитражного управляющего не представлена заявленной СРО в сроки и в порядке, которые установлены п. 1-7 ст. 45 Закона о банкротстве, арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на 30 дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратится с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой СРО.
Если в течение установленного срока заявитель или иные лица, участвующие в деле, не обратились в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве СРО не представила информацию в соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве, или кандидатуру арбитражного управляющего, арбитражный суд обращается в орган по контролю (надзору), который обязан обеспечить в порядке, установленном регулирующим органом, представление кандидатуры арбитражного управляющего другой СРО из числа СРО, сведения о которых включены в единый государственный реестр СРО.
В случае если кандидатуры арбитражного управляющего не представлена в течение 6 месяцев с даты, когда арбитражный управляющий в соответствии с Законом о банкротстве должен быть утвержден. Арбитражный суд прекращает производство по делу.
В статье 45 специально регламентируется порядок проверки кандидатуры арбитражного управляющего на соответствие требованиям о допуске к государственной тайне.
С целью соблюдения этого требования должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, получив определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, обязаны представить в арбитражный суд и заявленную СРО информацию о форме допуска государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.
Заявленная СРО не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого доступа является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего31.
Заявленная СРО несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих, вплоть до исключения соответствующей некоммерческой организации из единого государственного реестра СРО.32
2.2 Права и обязанности временного управляющего
Статьи 65-67 Закона о банкротстве определяют правовой статус временного управляющего, объем его прав и обязанностей при осуществлении процедуры наблюдения.
Под наблюдением понимается процедура, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требования кредиторов и проведения первого собрания кредиторов33.
Права временного управляющего, установленные ст.66 Закона о банкротстве, носят как материально-правовой, так и процессуально-правовой характер.
Временный управляющий
вправе оспаривать совершенные должником
сделки как по основаниям, которые
предусмотрены гражданским
В информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. №129 « О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами положений абзаца второго пункта 1 статьи 66 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 34 даны разъяснения о том, какие сделки являются оспоримыми, а какие – ничтожными.
В установленных Законом
о банкротстве случаях
Временному управляющему
предоставлено право
В соответствии с п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве возражение относительно требований кредиторов могут быть предъявлены не только должником, но и самим временным управляющим, иными кредиторами, предъявившими требования к должнику, представителем учредителей (участников) должника или представителем собственника имущества должника – унитарного предприятия. Поскольку согласно п. 4 ст.71 требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда, представляется, что временный управляющий, будучи лицом, участвующим в деле о банкротстве, вправе принимать участие в заседании суда, рассматривающего возражения и этих категорий лиц. Участие в заседании арбитражного суда предполагает наличие определенных процессуальных прав у лиц, участвующих деле.
Информация о работе Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности