Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:45, дипломная работа

Описание работы

Цель, которую я ставлю перед собой: это изучение деятельности арбитражных управляющих, их основные задачи, как на определенных стадиях банкротства, так и в целом, условия их деятельности, требования, предъявляемые к ним, а также ответственность арбитражных управляющих.
Так кто такой арбитражный управляющий?
С экономической точки зрения арбитражный управляющий может быть двух типов: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению.3

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

Важной новеллой являются положения о предоставлении внешнему управляющему право предъявлять в суде иски к членам коллегиальных органов управления должника, членам совета директоров (наблюдательного совета), единоличному исполнительному органу, собственнику имущества должника и ряду других лиц о взыскании с них убытков, причиненных должнику их неправомерными действиями (бездействием).

Перечень обязанностей внешнего управляющего, содержащийся в п.2 ст. 99 Закона о банкротстве, сопровождается оговоркой аналогичного типа - осуществлять иные предусмотренные Законом полномочия и совершать все действия необходимые для достижения цели внешнего управления.

В состав прав и обязанностей внешнего управляющего, перечисленных в ст. 99, могут быть выделены его права и обязанности по отношению к должнику, права и обязанности по отношению к кредиторам и права и обязанности по отношению к другим лицам, участвующим в деле о банкротстве. Например, представление собранию кредиторов отчета об итогах реализации плана внешнего управления - обязанность внешнего управляющего по отношению к кредиторам, а такое действие, как заявление возражений против предъявленных к должнику требований кредиторов, можно трактовать как обязанность внешнего управляющего в отношениях с должником и как его право в отношениях с кредиторами.

 

    1.  Права и обязанности конкурсного управляющего

 

Конкурсный управляющий  является центральной фигурой в  конкурсном производстве. Он назначается  арбитражным судом в порядке, предусмотренном для назначения внешнего управляющего, и осуществляет весь комплекс полномочий по управлению делами должника в процессе конкурсного производства.

Конкурсное производство является одной из процедур, применяемых  к должнику в деле о банкротстве. Данная процедура выступает в качестве правового последствия принятого арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

В литературе высказывается  точка зрения, согласно которой в  содержании конкурсного производства включается и разрешение вопроса об открытии конкурсного производства, т.е. сугубо процессуальный этап.46

Статья 129 Закона о банкротстве  очерчивает круг полномочий, которыми наделяется конкурсный управляющий  в отношении управления делами должника, включая полномочия по распоряжению его имуществом. Закон декларирует переход к конкурсному управляющему с даты его утверждения до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего полномочия руководителя и иных органов управления должника, а также собственник имущества должника – унитарного предприятия.

Объем полномочий, перешедших конкурсному управляющему, ограничен  законом в интересах кредиторов, согласно п.1 ст. 139 Закона о банкротстве  в течение месяца, с даты окончания инвентаризации и оценки предприятия должника, имущество должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов или в комитет кредиторов для утверждения предложения о продаже имущества должника, включающие в себя сведения о составе имущества, о сроках его продажи, о форме торгов, об условиях конкурса (в случае если продажа имущества определяется путем проведения конкурса), о форме представления предложений о цене имущества, о начальной цене его продажи, о средствах массовой информации и сайтах в сети Интернет, где предлагается соответственно опубликовать и разместить сообщение о продаже имущества, о сроках опубликования и размещение указанного сообщения.

С другой стороны, арбитражная  практика следует по пути признания за конкурсным управляющим более широких полномочий, чем у органов управления организации – должника, которые установлены ее уставом для руководителя. Арбитражные суды признают правомерность действия конкурсного управляющего, который выходит за пределы полномочий, установленных уставом акционерного общества для его руководителя при отчуждении имущества должника, поскольку полномочия арбитражного управляющего определены Законом о банкротстве и включают в себя право распоряжения имуществом без ограничений, установленных для руководителя организации – должника.47

В литературе отмечается, что конкурсный управляющий «является  одновременно органом управления должника – юридического лица (опекуном должника – гражданина) и органом конкурсного производства, оставаясь при этом самостоятельным участником гражданского оборота и процессуальных отношений.

Такой подход дает возможность  выделить две основные группы полномочий конкурсного управляющего:

  1. полномочия по управлению делами должника;
  2. полномочия по ликвидации должника – юридического лица (по выведению из гражданского оборота индивидуального предпринимателя или должника – гражданина)».48

Права, которыми обладает, и обязанности, которые несет конкурсный управляющий в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности определенные уставными положениями в отношении органов управлении организации – должника, а также специальные права и обязанности,  установленные Законом о банкротстве.

С даты утверждения конкурсного  управляющего арбитражным судом  на него возлагаются обязанности по принятию в ведение имущества должника и проведению его инвентаризации; привлечению оценщика для оценки имущества должника; уведомлению работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем за месяц с даты введения конкурсного производства; принятию мер по сохранности имущества должника; анализу финансового состояния должника; предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требований о ее взыскании; заявлению возражении относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; ведению реестра требований кредиторов; принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; исполнению иных установленных Законом обязанностей.

С даты утверждения конкурсного управляющего он наделяется правом по распоряжению имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве; по увольнению работников должника, в том числе руководителя должника; по заявлению отказов от исполнения договоров и иных сделок, за исключением случаев, при которых имеются обстоятельства, препятствующие восстановлению платежеспособности должника; по передаче на хранение документом должника, подлежащих обязательному хранению; по предъявлению исков о признании недействительными сделок, совершенных должником.

Конкурсный управляющий  может осуществлять и иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, например обратиться в суд с жалобой на действия судебного пристава – исполнителя, выдать доверенность на совершение определенных действий от имени конкурсного управляющего, за исключением тех из них, которые он обязан совершить лично.

При осуществлении своих  полномочий конкурсный управляющий  вправе принимать весь комплекс мер, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и направленных на возврат имущества должника. В числе этих мер законодатель называет подачу в арбитражный суд от имени должника заявление о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствии недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником.

Сделки, признаваемые недействительными, по общему правилу дифференцируются на оспоримые и ничтожные.

Реализуя свои полномочия, конкурсный управляющий вправе предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с законодательством РФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника. К таким лицам относятся учредители (участники) юридического лица, собственника имущества юридического лица, основное общество (товарищество).49 Требования к указанным лицам предъявляются в случае недостаточности имущества должника.

В п.6 ст.129 Закона о банкротстве  формулируются условия, соблюдение которых необходимо при принятии решения собранием кредиторов о  прекращении деятельности должника. Указанные условия касаются экологический и социально-культурных последствий прекращения такой деятельности. Решение собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в целом либо о закрытии ее отдельных направлений должно быть исполнено конкурсным управляющим в трех месячный срок, начало течения которого приурочено к дате принятия такого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ  АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ  ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ БАНКРОТСТВА

 

3.1 Кредитные организации

 

Особенностью банкротства  кредитных организаций является ограничение процедур банкротства, применяемых к этой категории  должников. При рассмотрении арбитражным судом деле о банкротстве кредитных организаций применяется конкурсное производство. При банкротстве кредитной организации наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Законом о банкротстве, не применяются.

Со дня принятия арбитражным  судом решения о признании  кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных ее органов управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьими лицами для исполнения обязательств в кредитной организации.

Конкурсным управляющим при  банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов».

Конкурсным управляющим при  банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие требованиям установленным Законом о банкротстве, и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций50.

Функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечении денежных средств граждан во вклады, осуществляет Агентство по страхованию вкладов.51

Закон о банкротстве кредитных  организаций устанавливает несколько  специальных правил, касающихся существенных особенностей проведения конкурсного производства при банкротстве кредитных организаций.

Конкурсный управляющий приступает к осуществлению своих функций  со дня вынесения арбитражным  судом решения о признании  кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

Конкурсный управляющий опубликовывает сведения о признании кредитной организации банкротом и об осуществлении предварительных выплат кредиторам первой очереди.

Конкурсный управляющий  обязан использовать в ходе конкурсного  производства только один корреспондентский счет кредитной организации, признанной банкротом, для денежных средств в валюте РФ – основной счет кредитной организации, открываемый в Банке России, а также в зависимости от количества имеющихся у кредитной организации видов иностранной валюты - необходимое количество счетов кредитной организации для денежных средств в иностранной валюте, открываемых в других кредитных организациях в установленном Банком России порядке.

После составления и закрытия реестра  требований кредиторов конкурсный управляющий в срок не позднее 6 месяцев со дня открытия конкурсного производства составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечень предъявленных кредиторами требований, а также сведения об осуществленных предварительных выплатах кредиторам первой очереди. Срок составления реестра требований кредиторов и срок составления промежуточного ликвидационного баланса могут быть продлены арбитражным судом по заявлению конкурсного управляющего.

Промежуточный ликвидационный баланс или ликвидационный баланс составляются в соответствии с нормативными актами Банка России и представляются в Банк России на согласование. Срок согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса или ликвидационного баланса не может превышать 30 дней со дня поступления в Банк России документов, установленных нормативными актами Банка России.

Конкурсный управляющий ведет реестр требований кредиторов первой очереди. Такой реестр составляется в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

На осуществление кредитной  организацией предварительных выплат кредиторам первой очереди направляется 70% денежных средств, находящихся на корреспондентском счете кредитной организации, признанной банкротом.

Особенности распределения конкурсной массы определены Законом о банкротстве кредитных организации.

После рассмотрения арбитражным судом  отчета конкурсного управляющего а результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашений требований кредиторов определение о прекращении производства по делу о банкротстве,52 которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России.

Определение о завершении конкурсного  производства и определении о  прекращении производства по делу о  банкротстве подлежат немедленному исполнению.

В случае вынесения определения  о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежат дальнейшему исполнению.

Конкурсный управляющий обязан в 30-дневный срок со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства представить в Банк России определение арбитражного суда и другие документы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Информация о работе Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности