Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:45, дипломная работа
Цель, которую я ставлю перед собой: это изучение деятельности арбитражных управляющих, их основные задачи, как на определенных стадиях банкротства, так и в целом, условия их деятельности, требования, предъявляемые к ним, а также ответственность арбитражных управляющих.
Так кто такой арбитражный управляющий?
С экономической точки зрения арбитражный управляющий может быть двух типов: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению.3
ВВЕДЕНИЕ
Немного из истории Закона о банкротстве.
Первым был принят
Закон о банкротстве
Затем был принят Закон о банкротстве 1998 г., который в большей мере соответствовал современным условиям экономического развития страны и значительно подробней, чем прежний, регулировал различные отношения, возникающие в связи с банкротством как юридических, так и физических лиц, в частности банкротство индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств. Закон, по сути, был нормативным правовым актом прямого действия, содержал развёрнутую главу об особенностях рассмотрения дел о банкротстве. В то же время Закон имел ряд недостатков, например, процедура наблюдения, вводилась без учёта возражений должника. В ходе действия этого закона (1998-2002гг.) Конституционным Судом РФ были признаны несоответствующими Основному закону ряд статей данного Закона, о чём свидетельствуют 4 Постановления Конституционного Суда РФ. Всё это вызвало необходимость его изменения.
Принятие нового Арбитражного процессуального кодекса РФ с его специальной главой 28, посвященной делам о банкротстве, также предопределило необходимость принятия нового, ныне действующего Закона о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ.
В нём появились новые правовые институты и нормы, например, институты финансового оздоровления, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, нормы о проверки обоснованности заявленных требований в судебном заседании в целях введения процедуры наблюдения, переход из конкурсного производства во внешнее управление, банкротство стратегических организаций.
Со времени принятия Закона о банкротстве 2002 г. в него неоднократно вносились изменения и дополнения, всё более и более совершенствуя этот институт. Поскольку ключевой фигурой в конкурсном процессе является арбитражный управляющий, именно в отношении статуса этого участника были сделаны значительные изменения.
Впервые в российскую экономику этого нового участника процесса банкротства ввел закон «О банкротстве предприятий»1992 года. Но ключевой фигурой процедуры банкротства арбитражного управляющего определил введенный в действие закон «О банкротстве» в 1998 году.
Актуальность выбранной мною темы обусловлена тем, что многие до сих пор не представляют себе, в чем заключается суть названной профессии. В глазах одних — это госслужащий, участвующий в банкротных процедурах. В глазах других — человек, который пришел на предприятие с целью растащить последнее и тем самым окончательно погубить его. В целом оба эти утверждения неверны, но в них есть и доля правды.1
Фигура арбитражного
управляющего является ключевой практически
на всех этапах процедуры банкротства.
Эффективность института
Цель, которую я ставлю перед собой: это изучение деятельности арбитражных управляющих, их основные задачи, как на определенных стадиях банкротства, так и в целом, условия их деятельности, требования, предъявляемые к ним, а также ответственность арбитражных управляющих.
Так кто такой арбитражный управляющий?
С экономической точки зрения арбитражный управляющий может быть двух типов: ликвидатор, хозяйственная деятельность которого связана с продажей и ликвидацией имущества должника, и реформатор, воплощающий в жизнь предприятия антикризисную программу по его финансовому оздоровлению.3
Задача моей дипломной работы выяснить, кем же является, арбитражный управляющих с юридической точки зрения, на современном этапе развития экономики России.
ГЛАВА 1. СТАТУС АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ И СТРУКТУРА ИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Субъектами конкурсного процесса являются должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Федеральным законом № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О Несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве), а также кредиторы - лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.4
Должником по Закону о банкротстве может быть признано физическое или юридическое лицо, просрочившие исполнение денежного обязательства (плательщик по гражданско-правовому договору) или обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет или внебюджетные фонды (налогоплательщик, плательщик взносов в Пенсионный фонд РФ и др. внебюджетные фонды). Таким образом, понятие должника, с одной стороны, сужено по сравнению с гражданско-правовым понятием должника (охватывающего также должников по товарным требованиям), а с другой – расширено за счет включения в его содержание субъектов публичного права, обязанных к уплате обязательных платежей.5
Должник вправе, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (ст. 9), обязан обратится в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и ( или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. К таким очевидным обстоятельствам может относится, например, предстоящая необходимость осуществления платежа кредитору, которая носит бесспорный характер. Заявление должника – юридического лица подается в арбитражный суд руководителем должника на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника (например, общего собрания участников хозяйственного товарищества или общества, общего собрания членов кооператива и т.д.), либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия6, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Исключение предусмотрено ст. 9 Закона о банкротстве, в соответствии с которой обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника вменяется в обязанность непосредственно руководителю должника. Невыполнение указанной обязанности влечет ответственность руководителя должника.7 А возлагается на него такая обязанность, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов (обычно крупных кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению в третью очередь – п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве) приведет к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей в полном объеме перед другими кредиторами.
Также если при обращении взыскателя на имущество должника имеются основания полагать, что это существенно осложнит или сделает невозможным хозяйственную деятельность должника, т.е. объективно ведет к прекращению его деятельности. 8
Еще и в том случае если должник отвечает признакам неплатежеспособности (прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств, - ст. 2 Закона о банкротстве) или недостаточности имущества (превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника – ст. 2 Закона о банкротстве), то это также влечет обязанность руководителя должника обратится с заявлением в арбитражный суд. Закон о банкротстве предусматривает и иные случаи, когда должник обязан подать заявление о банкротстве в арбитражный суд.
Кроме того ст. 9 Закона о банкротстве предусматривает сроки подачи такого заявления в арбитражный суд.
В ст. 10 этого же закона систематизированы правила об ответственности должника и иных лиц в деле о банкротстве за различные нарушения Закона о банкротстве и особенности рассмотрения заявления о привлечении указанных лиц к ответственности. Указанные правила направлены в конечном счете на защиту имущественных прав кредиторов, на устранение последствий правонарушений, влекущих умаление конкурсной массы. Пунктом 9 названной статьи прямо предусмотрено, что денежные средства, взысканные с лиц, привлеченных к ответственности, включаются в конкурсную массу.
Рассмотрим противоположный субъект конкурсного процесса.
Понятия «кредиторы», «конкурсные кредиторы» и «уполномоченные органы» определенным образом связаны. Законодатель приравнял к кредиторам наряду с лицами, имеющими права требования к должнику по гражданско-правовым денежным обязательствам, лиц, имеющих права требования к должнику по уплате задолженности по обязательным платежам (субъектов публичного права). Среди кредиторов особо выделяются конкурсные кредиторы, т.е. кредиторы по гражданско-правовым денежным обязательствам. К конкурсным кредиторам не относятся граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности (привилегированные кредиторы, требования которых подлежат удовлетворению в первую очередь), а также учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия (они не имеют права предъявлять какие-либо требования к должнику в процессе его банкротства). Не относятся к конкурсным кредиторам также уполномоченные органы. Под уполномоченными органами понимаются органы, уполномоченные в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, представлять в деле о банкротстве и в процедурах применяемых в деле о банкротстве, интересы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в части требований по денежным обязательствам платежам в бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы РФ и в государственные внебюджетные фонды. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная налоговая служба России.9
Статьей 11 Закона о банкротстве определяются некоторые права конкурсных кредиторов и уполномоченных органов: по праву конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на подачу заявления о признании должника банкротом, право органов исполнительной власти и организаций, наделенных в соответствии с законодательством РФ правом взыскания задолженности по обязательным платежам, участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по этим платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов. Право конкурсных кредиторов и уполномоченных органов на подачу заявления о признании должника банкротом корреспондирует их праву на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Правом взыскания
Интересы кредиторов в деле о банкротстве представляет собрание кредиторов. В ст. 12-15 Закона о банкротстве содержатся общие правила об организации и проведении собрания кредиторов независимо от процедуры, применяемой в деле о банкротстве. Кроме того, Законом о банкротстве предусмотрены специальные правила о порядке деятельности собрания кредиторов применительно к отдельным процедурам, в деле о банкротстве. Организация и проведение собрание кредиторов осуществляется арбитражным управляющим.
Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий)- лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства), и осуществления иных полномочий установленных Законом о банкротстве. Полномочия, права, обязанности и ответственность того или иного арбитражного управляющего предусмотрены также нормами о соответствующих процедурах, применяемых в деле о банкротстве, цели которых призваны реализовывать арбитражные управляющие. В соответствии со ст. 34 Закона о банкротстве арбитражный управляющий является лицом, участвующим в деле о банкротстве, т.е. обладает процессуальными правами и обязанностями, установленными ст. 41 АПК РФ. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет профессиональную деятельности в сфере банкротства, занимаясь частной практикой. С 1 января 2011г. арбитражный управляющий не обязан регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью, но это не исключает права арбитражного управляющего заниматься предпринимательской и иными видами профессиональной деятельности при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве и не приводит к конфликту интересов. Арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с утвердившим его арбитражным судом. За осуществление арбитражным управляющим своих полномочий ему выплачивается вознаграждение10.
Информация о работе Арбитражные управляющие в деле о несостоятельности