Актуальные проблемы теории гражданского права и практики применения гражданского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности государственного займа.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующую задачу: рассмотреть понятие и виды государственного займа.

Содержание

Введение
1 Понятие государственного кредита
1.1 Принципы государственного кредита
1.2.Функции и формы государственного кредита
2 Виды и классификация государственного займа
2.1.Виды государственного займа
2.2.Классификация государственного займа
3 Государственный долг
3.1.Понятие,сущность, классификация государственного долга
3.2. Обслуживание долга
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ред.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

   Программы государственных  внутренних заимствований  РФ, субъектов РФ, муниципальных   образований представляют собой   перечень внутренних заимствований   РФ, субъектов РФ, муниципальных   образований на очередной финансовый год по формам и видам заимствований, общий объём заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета. В программы включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

    

 

 

 

 

3 Государственный долг

3.1Сущность государственного  долга

Государственный долг - это совокупность дефицитов государственного бюджета  за определенный период времени. Это  экономическое определение государственного долга. В БК РФ дано юридическое определение  этого понятия как долговых обязательств РФ перед юр. и физ. лицами, иностранными государствами, международными органами и иными субъектами международного права.

Основными причинами образования  государственного долга являются дефицит  государственного бюджета и наличие  свободных денежных средств у физ. и юр.лиц.

Государственный долг РФ полностью  и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной  собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Федеральные органы государственной  власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.

Государственный долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и  вновь возникающих долговых обязательств. При этом долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя РФ.

Согласно БК РФ, выделяются следующие  формы государственного долга РФ:

- кредитные соглашения и договоры, заключенных от имени РФ, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными,  финансовыми орган-ми;

-государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

-договоры и соглашения о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

-договоры о предоставлении РФ государственных гарантий;

- соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям.

1. По валютному критерию он  делится на внутренний и внешний:  рублевые долги относятся к  внутреннему долгу, а валютные - к внешнему. В международной  практике есть и другое определение  внешнего долга: совокупный долг  нерезидентам, а внутреннего долга - как совокупного долга резидентам.

2. Государственный долг делится  на капитальный и текущий. Капитальный  долг - это сумма выпущенных и  непогашенных долговых обязательств  государства, включая проценты. Текущий  долг - это расходы по выплате доходов и погашению обязательств.

3. По срокам государственные  долговые обязательства могут  быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными  (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства  РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

4. По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ.

 Внутренний государственный  долг.

Размеры и структура государственного внутреннего долга приведены в Программе государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Программа входит в число документов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.

Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта РФ или местного органа власти). Предельный объем может быть превышен Правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты РФ и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу РФ.

Внутренние долговые обязательства  можно разбить на две группы:

- рыночные, существующие в форме  эмиссионных ценных бумаг (ГКО,  ОФЗ, ОГСЗ и др.);

- нерыночные, выпущенные в счет  финансирования образовавшейся  задолженности бюджета (векселя  Министерства финансов РФ, задолженность  перед ЦБ РФ и др.).

Классификация видов государственных внутренних долгов представляет собой группировку долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, осуществляемых в валюте РФ.

В объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:

-основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, субъекта РФ, муниципальным ценным бумагам;

- объем основного долга по  кредитам, полученным РФ, субъектом  РФ, муниципальным образованием;

-объем основного долга по  бюджетным ссудам и бюджетным  кредитам, полученным РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, от бюджетов других уровней;

-объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ, субъектом РФ, муниципальным гарантиям.

В целом, классификация видов государственных  внутренних долгов РФ, субъектов РФ, видов муниципального долга включает конкретные виды внутренних займов и составляет структуру государственного внутреннего долга.

Внешний государственный долг

Классификация видов государственных  внешних долгов РФ представляет собой  группировку государственных внешних долговых обязательств РФ, внешнего долга субъектов РФ, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ, осуществляемых в иностранной валюте.

Она включает:

1. Задолженность по кредитам иностранных государств, в том числе:

-задолженность официальным кредиторам Парижского клуба;

- задолженность кредиторам – не членам Парижского клуба;

-задолженность бывшим странам СЭВ.

2. Задолженность по кредитам  иностранных коммерческих банков и фирм, в том числе:

-задолженность кредиторам Лондонского клуба;

- коммерческая задолженность.

3. Задолженность перед международными  финансовыми организациями.

4. Государственные ценные бумаги  РФ, указанные в иностранной валюте, в том числе:

- еврооблигационные займы;

- задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа 1999 года;

-задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным Минфину России за счет средств ЦБ РФ.

5. Государственные гарантии в  иностранной валюте.

6. Внешний долг субъекта РФ, в  том числе:

-по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;

- по кредитам международных финансовых организаций;

- государственные ценные бумаги субъектов РФ, указанные в иностранной валюте.

7. Внешний долг перед Российской  Федерацией, в том числе:

-правительств иностранных государств;

-иностранных коммерческих банков и фирм.

Внешние долги иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед РФ по государственным экспортным и коммерческим кредитам, предоставленным или гарантированным РФ, отражается в классификации как государственные внешние активы РФ.

3.2. Обслуживание долга

Выплаты процентов по долгу и  постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Система обслуживания государственного долга представляет собой мощный инструмент перераспределения доходов  производственного сектора в  пользу финансового сектора. Данный вывод относится как к добровольной, так и к принудительной формам заимствования. В первом случае используется опосредованный способ перераспределения через аномальный уровень доходности инструментов. Во втором — практикуется непосредственный способ перераспределения через неэквивалентные, монопольно низкие цены покупки инструментов государственного долга финансовыми посредниками у первичных владельцев, представляющих главным образом производственный сектор. Очевидным результатом такого перераспределения является относительное сокращение доходов у производственного сектора и рост доходов у финансового сектора. При этом часть сверхдоходов используется финансовым сектором откровенно непроизводительно. Часть сверхдоходов используется «производительно», т.е. вкладывается в развитие экономики, однако в те ее отрасли, которые не способны обеспечить формирование фундамента для сбалансированной и высокоорганизованной экономики (импорт потребительских товаров, экспорт сырья). Лишь несущественная часть таких доходов расходуется в целях действительного развития экономики через участие в капитале предприятий и предоставление средств на модернизацию технологии.

Экономическим итогом функционирования рыночной системы государственного долга выступает общее существенное сужение инвестиционных возможностей экономики.

Основные принципы обслуживания и погашения долга определяют требования к структуре долгового портфеля, процедурам управления[7].

Принцип 1. Долгосрочные заемные средства составляют основу портфеля заимствований.

Инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры могут иметь достаточно длительные сроки окупаемости или вообще не достигать порога рентабельности. Такие проекты должны финансироваться за счет долгосрочных заимствований. Наращивание краткосрочных долговых обязательств создает угрозу для финансовой стабильности бюджетной системы.

Принцип 2. Структура долгового  портфеля обеспечивает равномерный  график совокупных ежегодных выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств.

Наличие «пиков» выплат по долговым обязательствам негативно сказывается  на текущей ликвидности и требует заблаговременного создания крупных резервов, что, в свою очередь, снижает эффективность использования финансовых ресурсов. Равномерный график погашения и обслуживания долговых обязательств позволяет повысить финансовую стабильность и эффективность использования финансовых ресурсов при неизменном уровне долговой нагрузки.

Принцип 3. Портфель заимствований  субъектов Российской Федерации  максимально диверсифицирован по видам  обязательств и кредиторам.

При существенной роли заемных средств  органы власти субъекта Российской Федерации в своей финансовой деятельности стремятся к максимальной диверсификации структуры портфеля заимствований с целью снижения зависимости от одного кредитора или одного долгового инструмента. Доступ к различным рынкам заимствований позволяет повышать финансовую гибкость и подбирать оптимальные условия для новых заимствований в зависимости от текущей конъюнктуры.

Принцип 4. Приоритетное обслуживание одних долговых обязательств по отношению  к другим осуществляется только в  случае, если это оговорено в условиях заимствований.

Приоритетное положение одних  кредиторов по отношению к другим может быть установлено соответствующими документами при выпуске долговых обязательств. Информация о наличии  приоритетных обязательств доступна для  всех кредиторов. Дискриминация тех или иных держателей равных по приоритету долговых обязательств не допускается.

Принцип 5. Составляется план (прогноз) обслуживания и погашения долга.

План (прогноз) обслуживания погашения  долга отражает текущую структуру  долга, потребность в заимствованиях, предполагаемые параметры новых заимствований, динамику процентных ставок и курсов валют и долговые параметры среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации.

Принцип 6. Просроченная кредиторская задолженность подлежит погашению в рамках бюджета текущего года или реструктуризации в долговые обязательства.

Просроченная кредиторская задолженность, не являясь частью государственного долга, по своей природе очень  к нему близка — наращивание кредиторской задолженности может использоваться в качестве альтернативы привлечению заемных средств. Необходимо, чтобы просроченная кредиторская задолженность по результатам сверки с дебиторами была признана регионом или муниципальным образованием. После этого она может быть погашена в рамках бюджета текущего года или реструктуризирована. Под реструктуризацией понимается основанное на соглашении прекращение обязательств с заменой их долговыми обязательствами, например кредитными соглашениями.

Обслуживание внутреннего государственного долга.

Обслуживание государственного внутреннего  долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления  операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.

Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции  генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга  безвозмездно.

Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.

Обслуживание государственного внутреннего  долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу  РФ, государственную долговую книгу  субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.

Информация, внесенная в муниципальную  долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную  долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация.

Информация о работе Актуальные проблемы теории гражданского права и практики применения гражданского законодательства