Актуальные проблемы теории гражданского права и практики применения гражданского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности государственного займа.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующую задачу: рассмотреть понятие и виды государственного займа.

Содержание

Введение
1 Понятие государственного кредита
1.1 Принципы государственного кредита
1.2.Функции и формы государственного кредита
2 Виды и классификация государственного займа
2.1.Виды государственного займа
2.2.Классификация государственного займа
3 Государственный долг
3.1.Понятие,сущность, классификация государственного долга
3.2. Обслуживание долга
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ред.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Йошкар-Олинский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Актуальные проблемы теории гражданского права и практики применения гражданского законодательства

Тема

Договор государственного займа

Фамилия студента

Полякова 

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Викторовна

№ контракта

04000114921001


 

Содержание

Введение_________________________________________________3

1 Понятие государственного кредита_____________________5

1.1 Принципы государственного кредита_______________________5

1.2.Функции и формы государственного кредита_________________5

2 Виды и классификация государственного  займа___________7

2.1.Виды государственного займа_____________________________7

2.2.Классификация государственного займа_____________________8

3 Государственный долг_______________________________11

3.1.Понятие,сущность, классификация государственного долга____11

3.2. Обслуживание долга____________________________________15

Заключение_______________________________________________23

Глоссарий ________________________________________________25

Список использованных источников___________________________27

Приложения_______________________________________________29

Введение

С появлением государства  возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов – неналоговых платежей.

С течением времени налогов  и неналоговых доходов для  покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и тому подобных. Монарх и его правительство направляли средства, полученные с помощью займов, в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного долга.

Государственный кредит – это специфические отношения  по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже – заимствованных) средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

Особенность государственного долга как финансового явления  состоит в возвратности, срочности  и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом. Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное в основном использование ссудного капитала (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и уплаты процентов за счет увеличения производимой добавленной стоимости.

Когда речь идет о государственном  долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов  публичной власти, превращаясь в  их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

Целью данной курсовой работы является изучение сущности государственного займа.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующую  задачу: рассмотреть понятие и виды государственного займа.

Основная часть

1 Понятие государственного  кредита

1.2.Принципы государственного  кредита

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, с одной  стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой, при которых  государственные органы, органы власти субъектов Федерации выступают в качестве заемщиков, кредиторов и гарантов.

Другими словами, государственный  представляет собой отношения, по которым  Российская Федерация, субъект  РФ являются кредиторами или заемщиками.

Государство в лице уполномоченного  органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются: срок предоставления или получения кредита; обязанности сторон;

условия обеспечения возврата ссуды; размер процентной ставки за пользование ссудой; другие условия.

1.2.Функции и формы  государственного кредита

Важнейшая функция государственного кредита — перераспределение  денежных ресурсов в соответствии с  потребностями экономики в целом  и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между: федеральным бюджетом и региональными  бюджетами; региональным бюджетом и  бюджетами муниципальных образований; международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом; иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами; федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Государственный кредит выполняет  также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется  и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции  государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Одной из функций государственного  кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие  институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются: контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки; контроль за соблюдением условий кредитного договора; контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств; контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

2 Виды и классификация  государственного займа

2.1.Виды государственного  займа

Государственные займы  можно классифицировать по целому ряду признаков, в том числе: эмитентам, технологии эмиссии, валюте, срокам погашения, форме выплаты  дохода, видам кредиторов, способу обращения, форме выпуска, способу погашения и др. Различаются следующие виды государственных займов:

1) по эмитентам: федеральные  – займы, осуществляемые от  имени Российской Федерации, т.е.  займы, привлекаемые от физических  и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации; субфедеральные – займы, осуществляемые от имени субъекта РФ, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ; муниципальные – займы, осуществляемые от имени муниципального образования, т.е. займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства муниципального образования;

    2) по технологии эмиссии:  облигационные – займы, которые  сопровождаются эмиссией ценных  бумаг, в основном облигаций;  безоблигационные – займы, оформляемые  подписанием кредитных соглашений  и договоров;

3) по валюте займа: внутренние  – займы, осуществляемые в валюте РФ; внешние – займы, осуществляемые в иностранной валюте;

4) по срокам погашения: краткосрочные  – займы со сроком погашения  до 1 года;

среднесрочные – займы со сроком погашения от 1 до 5 лет; долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 5 лет (в РФ максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам составляет 30 лет, по муниципальным займам – 10 лет);

5) по форме выплаты дохода: процентные  – займы, доход по которым  начисляется в виде процентов  к номиналу и выплачивается  один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов; выигрышные – займы, по которым доход выплачивается на основе результатов тиражей выигрышей;

дисконтные займы (займы с нулевым  купоном) – займы, которые продаются  со скидкой с номиналом, а погашаются по номиналу;

6) по видам кредиторов: займы,  размещаемые среди юридических  лиц; займы, размещаемые среди  физических лиц; универсальные  займы (распространяются как среди  юридических, так и среди физических  лиц);

7) по способу обращения на  рынке: рыночные – займы, которые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, т.е. могут перепродаваться инвесторами;

нерыночные – займы, которые  не подлежат обращению на рынке, т.е. не могут свободно перепродаваться;

8) по форме выпуска (по материальному   носителю): займы в документарной форме; займы в бездокументарной форме (в виде записей на счетах);

9) по способу погашения задолженности:  займы, погашаемые единовременно;

займы, погашаемые частями.

2.2.Классификация государственного  займа

Существуют  и иные критерии классификации государственных  займов, например, по возможности изменения  уровня доходности, по обязанности  заёмщика соблюдать сроки погашения  займа, по целевому характеру и т.д.

 Рассмотрим  более подробно  государственные  внутренние  и внешние заимствования.

    Право осуществления государственных  внешних заимствований РФ и субъектов  РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров  поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ, субъекту РФ. От имени РФ внешние заимствования осуществляет правительство РФ, от имени субъекта РФ – правительство субъекта РФ. Право осуществлять государственные внешние заимствования в соответствии с законодательством РФ имеют субъекты РФ, бюджеты которых не получают финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

  Предельный  объем государственных  внешних  заимствований РФ  установлен на уровне годового  объема платежей по обслуживанию  и погашению государственного  внешнего долга РФ. Правительство РФ осуществляет внешние заимствования в объеме сверх установленного федеральным законом о федеральном бюджете предельного объема, если оно осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга.

     От  имени РФ право  осуществления  государственных  внутренних заимствований  и  выдачи государственных гарантий  другим заемщикам для привлечения  кредитов принадлежит Правительству РФ. От имени субъекта РФ такое право принадлежит уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ. От имени муниципального образования это право реализует уполномоченный орган местного самоуправления.

     Правительство РФ  осуществляет внутренние и внешние  заимствования с превышением  установленного федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год предельного объема государственного внутреннего и  внешнего долга вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом объема долга.

     Государственные внутренние  и внешние заимствования  осуществляются  в соответствии с  программами,  утверждаемыми на очередной финансовый  год.

     Ежегодно  разрабатываются и утверждаются программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов, отражающие перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием уели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

     В программе государственных  внешних  заимствований РФ  отдельно предусматриваются все  займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в программу государственных внешних заимствований РФ, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга РФ, которая приводит к снижению расходов на обслуживание государственного внешнего долга в рамках его предельного объема. Такое право распространяется только на несвязанные государственные внешние заимствования.

Информация о работе Актуальные проблемы теории гражданского права и практики применения гражданского законодательства