Актуальные проблемы теории гражданского права и практики применения гражданского законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение сущности государственного займа.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующую задачу: рассмотреть понятие и виды государственного займа.

Содержание

Введение
1 Понятие государственного кредита
1.1 Принципы государственного кредита
1.2.Функции и формы государственного кредита
2 Виды и классификация государственного займа
2.1.Виды государственного займа
2.2.Классификация государственного займа
3 Государственный долг
3.1.Понятие,сущность, классификация государственного долга
3.2. Обслуживание долга
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ред.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

В государственную долговую книгу  субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.

Долговые обязательства различаются по срокам на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет).

Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

-  государственные краткосрочные облигации ГКО;

-  государственные долгосрочные  облигации;

-  облигации государственного  сберегательного займа;

-  облигации внутреннего государственного  валютного займа;

-  казначейские векселя и  обязательства: золотые сертификаты  Министерства финансов РФ. Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

Обслуживание внешнего государственного долга.

Под внешним государственным долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Обслуживание государственного внешнего долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Управление государственным внешним  долгом осуществляется правительством РФ или уполномоченным им Министерством финансов РФ.

В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

2) объем основного долга по  кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по  которым выражены в иностранной  валюте, в том числе по целевым  иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные  гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

Государственные внешние заимствования  — займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных  государств, международных финансовых организаций, по которым возникают договорные обязательства государства как заемщика или как гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте. Право осуществления таких заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий и договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит России в лице Правительства РФ либо уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.

Стратегия управления государственным  внешним долгом России – изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга функционировала в период с 2000 по 2008 гг. Основная задача в рассмотрении данного вопроса – предложение разумной долгосрочной политики государства в области управления государственным долгом. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной  схемы состоит в ликвидации части  внешней задолженности путем  его обмена на национальные активы – национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т.п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты:

-  долг в обмен на экспорт.  Имеется к виду не сырьевой  экспорт, а экспорт готовой  продукции. Этот вариант позволяет  поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и другие), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

-  долг в обмен на собственность.  Этот вариант проводится в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятии и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности в собственности при конверсии долга.

-  долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов – держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям.

Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении  инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

-  выплата процентных платежей  по внешнему государственному  долгу в местной валюте. Этот  вариант используется в мировой  практике в следующих случаях.  Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум – через год).

-  долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с  дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

-  реструктуризация долга. Этот  способ регулирования задолженности  весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы  внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.

 

 

Заключение

Государственный займ – это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной и платной основе или для обеспечения гарантий.

Государственный займ тесно  связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются ее долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну. Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Существование государственного долга автоматически подразумевает  обязанность государства по его  управлению. Под управлением государственным  долгом понимают совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

Управление государственным  займом осуществляется с помощью  следующих методов:

-рефинансирования –  погашения части государственного  долга за счет вновь привлеченных средств;

-конверсии – изменения  доходности займа;

-консолидации – превращения  части имеющейся задолженности  в новую с более длительным  сроком погашения. Чаще всего  использование этого приема  связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно-кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Государственный займ

форма государственного кредита, когда  государство выступает главным  образом в качестве должника (заемщика).

2.

Государственный долг

долговые обязательства РФ перед  физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

3.

Государственная облигация 

облигация, эмитированная государством.

4.

Безоблигационный займ

государственный займ, выпускаемый  без продажи облигаций.

5.

Бессрочный займ

внутренний государственный  займ, выпускаемый без обязательства  возврата капитальной суммы в  определенный срок.

6.

Внешний государственный займ

форма получения кредита  государством от внешних кредиторов.

7.

Внутренний государственный займ

форма получения кредитов государством. Внутренний государственный  займ размещается среди банков, предприятий, граждан.

8.

Договор государственного займа

в РФ - договор займа, в  котором заемщиком выступает  Российская Федерация или субъект  РФ, а заимодавцем - гражданин или  юридическое лицо.

9.

Заемщик

получатель кредита, займа, принимающий на себя обязательство, гарантирующий возвращение полученных средств, оплату предоставленного кредита.

10.

Эмиссия ценных бумаг

установленная в законодательном  порядке последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных  ценных бумаг.

11

Эмитент

юридическое лицо, органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.


 

Список использованных источников

1.

Гражданский кодекс РФ часть  вторая [Электронный ресурс] от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2.

Бюджетный кодекс Российской Федерации:  [Электронный ресурс]  Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3.

О внесении изменений  в федеральный закон «О бюджетной классификации и РФ» и Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 22.12.05 №176-ФЗ [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5.

Балабанов И.Т. Основы финансового  менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 512 с.17[Текст]

6.

 Бельский  К. С. Финансовое  право. - М.: 2006. – 444 с. [Текст]

 

7.

Ворожцов П. А. О принципах политики России в области управления государственным  долгом/П. А. Ворожцов// Рынок ценных бумаг-2008- №18-С.20-24[Текст]

 

8.

Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система  России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с. [Текст]

 

9.

Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 2007

Бюджетный Кодекс РФ, М: Эксмо, 2009 [Текст]

10.

Кочанова  Е. А. Курс лекций «Государственные  муниципальные финансы». – М.: 2008. – 415 с. . [Текст]

 

 

11.

 Мысляева  И. М. Государственные  и муниципальные  финансы: Учебник.  Изд. 2 – е.  перераб. и дон.  – М.: ИНФРА  – М, 2007. – 360 с. 

[Текст]

 

 

12.

Н. Ф. Самсонова. : Учебник: Краткий курс Финансы,  денежное обращение и кредит:  – М.: ИНФРА – М, 2007. – 625 с. [Текст]

 

 

13.

Г.Б.Поляк,  – М.: Юнити - Дана, 2008

Государственные и муниципальные  финансы: учебное пособие [Электронный  ресурс]  Режим доступа: http://www. financepro.ru


 

Приложения

А.

B.

C.





Информация о работе Актуальные проблемы теории гражданского права и практики применения гражданского законодательства