Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 14:35, дипломная работа
Применение химических реагентов, понижающих температуру застывания, - один из распространенных, достаточно экономичных и практичных вариантов решения проблемы. При этом появляется возможность уменьшения количества промежуточных подогревательных пунктов с перспективой перевода нефтепровода в режим работы без попутного подогрева. Повышение перекачки высокопарафинистых нефтей без дополнительных затрат на насосное оборудование и теплоизоляцию, а также обеспечение надежности пуска нефтепровода после длительных остановок относится к несомненным преимуществам применения присадок. Целью данной работы является решение проблем транспорта нефти, путем обработки нефти и нефтяной эмульсии депрессатором и деэмульгатором, а также их смесями.
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан – нефтегазодобывающее государство, обладающее огромными запасами нефти, добыча которой неуклонно растет с каждым годом. Самое эффективное и экономичное средство доставки больших объемов нефти к потребителю – трубопроводный транспорт.
В настоящее время извлекаемая из месторождений нефть представляет собой эмульсию с водой. Связи с этим, перед транспортировкой сырой нефти необходимо провести комплекс мероприятий по ее обезвоживанию и обессоливанию из-за того, что, во-первых, образовавшиеся эмульсии с течением времени становятся стойкими, во-вторых, вязкость эмульсии выше, чем чистой нефти и транспортировка по трубопроводу балласта несут дополнительные экономические затраты, в-третьих, содержащие в воде растворенные соли вызывают коррозию оборудования.
На сегодняшний день самым эффективным способом обезвоживания и обессоливания нефти является применение деэмульгаторов, обеспечивающих необратимое разрушение защитных слоев на поверхности капель эмульгированной воды.
Для нефти Казахстана характерно повышенное содержание парафинов, смол и асфальтенов. Это является хорошей предпосылкой для создания производства глубокой переработки. Вместе с тем особенности реологических свойств нефти вызывают трудности при их добыче и транспортировке.
Высоковязкие высокозастывающие нефти представляют собой раствор твердых парафинов, асфальтенов и смол в жидких углеводородах. Содержание парафинов может достигать 30% и более. При снижении температуры происходит переход от свободнодисперсной системы к связнодисперсной, когда образующая структура занимает весь объем нефти. Температура перехода определяется как критическая или температура застывания.
Один из способов улучшения
реологических характеристик
Другой метод –
разбавление углеводородными
Для улучшения текучести нефти и снижения температуры ее застывания применяется депарафинизация, то есть выделение или осаждение парафинов с помощью химических реагентов, так как именно парафины являются основным осложняющим компонентом для перекачки и перевозки высоковязких высокозастывающих нефтей. Данный метод дорогостоящ, к тому же удаление парафиновых углеводородов не всегда благоприятно с позиции других свойств топлив.
Применение химических реагентов, понижающих температуру застывания, - один из распространенных, достаточно экономичных и практичных вариантов решения проблемы. При этом появляется возможность уменьшения количества промежуточных подогревательных пунктов с перспективой перевода нефтепровода в режим работы без попутного подогрева. Повышение перекачки высокопарафинистых нефтей без дополнительных затрат на насосное оборудование и теплоизоляцию, а также обеспечение надежности пуска нефтепровода после длительных остановок относится к несомненным преимуществам применения присадок.
Целью данной работы является решение проблем транспорта нефти, путем обработки нефти и нефтяной эмульсии депрессатором и деэмульгатором, а также их смесями.
1 Литературный обзор
1.1 Общая характеристика и классификация депрессорных присадок
Депрессорные присадки,
как правило, представляют собой
растворы активного вещества в органическом
растворителе. Роль последнего заключается
в обеспечение быстрой
а) Полимерные вещества;
1) Сополимеры этилена с полярными мономерами;
2) Полиолефины и их модификации;
3) Полимеры алкил(мет)акрилатов;
4) Полимеры производных малеиновой и фумаровой кислот;
б) Органические (неполимерные) соединения;
1) Алкилароматические соединения;
2) Смолисто-асфальтеновые вещества;
3) Сложные эфиры;
4) Азотсодержащие соединения.
Согласно приведенной классификации, депрессорные свойства проявляет весьма широкий набор соединений различной химической природы. Однако при всем их разнообразии можно выделить три общих признака. Во-первых, все они, даже присадки неполимерного типа, обладают довольно значительной молекулярной массой, которая в несколько раз превосходит молекулярную массу наиболее тяжелых н-алканов нефтей, обусловливающих их низкотемпературные свойства. Во-вторых, макромолекула депрессорных присадок, как правило, представляет собой сочетание полиметиленовой цепи с полярными группами: сополимеры этилена содержат полиэтиленовые фрагменты, разделенными полярными группами; присадках в сочетании с эфирными группами большую долю занимают алкильные группы с числом атомов С более 10; и в присадках неполимерного типа наряду с различными функциональными группами обычно присутствуют высшие алкилы. В-третьих, все вещества, даже неполимерного типа, полидисперсны как по молекулярной массе, так и по составу. Иными словами, присадка не является индивидуальным веществом, а всегда представляет собой смесь молекул различного состава и молекулярной массы.
По назначению депрессорные присадки подразделяются на присадки к:
- дистиллятным топливам (дизельным и печным);
- смазочным маслам (моторным и трансмиссионным);
- остаточным топливам (мазутам);
- нефтям.
В ряде случаев одни и те же присадки эффекивны в нескольких объектах назначения. Однако каждая область применения, ввиду специфических особенностей, обуславливают свой круг депрессорных присадок, максимально удовлетворяющих предъявляемым требованиям[1].
Следует отметить, что универсальных химических присадок не существует. Вследствие различия структурно-механических свойств нефти, обусловленными разными физико-химическими свойствами, для каждого типа нефти необходимо «своя» химическая присадка, длина цепи которой коррелирует с длиной цепи парафиновых углеводородов нефти. Другими словами, специфичность присадок обусловлена взаимодействием углеводородных цепей присадок с парафиновыми цепями.
Сравнение реологических характеристик нефтей [2], обработанных и необработанных присадками, проводили на приборе «Реотест-2» при скорости сдвига 48,6 с . Исследовано влияние различных депрессорных присадок на реологические свойства высокопарафинистых нефтей Харьягинского и Кыртаельского месторождений ПО «Коминефть». В качестве реагентов-депрессаторов апробированы сополимеры различного состава, синтезированные методом радикальной полимеризации в растворе высших эфиров малеиновой кислоты и стирола (1), высших эфиров акриловой кислоты и малеиновой кислоты (2), высших эфиров малеиновой кислоты и винилацетата (3), алкилакрилатов и метакрилатов (4), тройных сополимеров высших эфиров акриловой кислоты, малеиновой кислоты и винилацетата. Найдено, что по депрессорной активности для Харьягинской нефти присадки распологаются в ряд: 1>2>5>3>4, для нефти Кыртаельского месторождения: 4>3>5>1. Это показывает необходимость выбора присадки конкретно для каждой нефти.
Среди факторов, определяющих эффективность депрессорных присадок, большое значение придается температуре ввода и концентрации присадки. Поскольку промышленно применяемые присадки при комнатной температуре представляют собой воскообразные вещества, для выполнения технологических операций они должны быть разогреты до 55-60˚С. Нефть при этом также подогревают до этих температур, а процесс ввода сопровождается непрерывным перемешиванием.
При выборе депрессорной присадки необходимо [3] руководствоваться наличием следующих характерных признаков:
- парафинообразные линейные алкильные цепи С14-С25, кристаллизующиеся совместно с парафинами нефти;
- полярные группы (акрилаты или ацетаты), блокирующие совместную кристаллизацию;
- макромолекулярные цепи, создающие
пространственные затруднения
- большая молекулярная масса
по сравнению с
- температура застывания, выше
температуры объемной
В соответствии содержанием длинноцепных парафинов определен ряд восприимчивости к депрессантам нефтей различных месторождений: Думга, Кумколь>Узень>Акшабулак, Жетыбай>Каракудук. Делано заключение, что условием положительного действия депрессантов является наличие в их составе алкильных групп, соответствующий по длине цепи более тугоплавким парафинам нефти [4].
По химической природе депрессоры к нефтям, как правило, являются полимерными веществами. По-видимому, это объясняется тем, что содержащиеся в нефтях н-алканы настолько длины, что для эффективного воздействия на них необходимы соединения с достаточно высокой молекулярной массой, которую реально могут обеспечить только полимерные вещества. Это подтверждается тем, что полимеры и сополимеры, которые зарекомендовали себя как хорошие депрессоры к дизельным топливам, неэффективны (или малоэффективны) в нефтях, и лишь при увеличении их молекулярной массы, а в некоторых случаях и длины алкильных групп, содержащихся в макромолекулах, они становятся эффективными депрессорными присадками к нефтям [5].
Сополимеры этилена с
Для улучшения низкотемпературных свойств нефтей предложены композиции сополимера с низкомолекулярным полиэтиленом, содержащим такие функциональные группы как гидроксильная, кетонная, сложноэфирная, а также композиция сополимера с антиоксидантом и амином. Для предотврашения парафиноотложения из нефтей и улучшения их текучести применяли смесь сополимера, содержащего 40% винилацетата, с лауриловым спиртом и пчелиным воском, сополимеры этилена с 28% винилацетата, модифицированного прививкой алкилакрилата С20-С22.
В качестве депрессорной присадки к нефтям предложены тройные сополимеры на основе этилена и винилацетата. Эффективным оказался тройной сополимер этилена (60-80%), винилацетата (15-40%) и винилхлорида или аллилхлорида (0,5-5%), имеющий молекулярную массу (15-30)*103.
Для предотвращения парафиноотложения в нефтепромысловом оборудовании предложены тройные сополимеры этилена, винилацетата и N-винилпирролидона или малеинового ангидрида. В сополимере содержание звеньев малеинового ангидрида составляло 0,1-0,5%, а винилацетата 39%. Сополимер эффективен в улучшении реологических свойств высокозастывающих (до плюс 35°С) нефтей.
Прошли промышленные испытания, зарубежные присадки на основе пропилен-этиленовых сополимеров группы «Paramins» фирмы «Эссо рисерч». Наиболее эффективной из опробированных присадок группы «Paramins» «Paradyn»70, ЕСА5217, ЕСА5234, ЕСА4242 оказалась последняя.[6] В 1970 г. на нефтепроводе Узень-Куйбышев испытывался метод перекачки мангышлакской нефти с добавлением депрессатора ЕСА4242. Результаты применения оказались следующими. Присадка практически не изменяет температуру застывания мангышлакской нефти, но существенно влияет на процесс кристаллизации парафина, способствуя организации малопрочных структур и замедляя процесс восстановления структуры после разрушения, что выражается в: снижении динамической вязкости и напряжения сдвига, уменьшении эффективной вязкости. Опробование [7] присадок ЕСА-4242 (группа «Paramins») на нефтепроводе Атырау – Самара при их введении в мангистаускую нефть в количестве 0,15 мас.% и температуре 20-30˚С показало 3-4-кратное снижение эффективной вязкости и гидравлического сопротивления трубопровода. Пусковое давление трубопровода также значительно снижается (в 10-40 раз). Однако высокая стоимость и недостаточная эффективность при температурах перекачки при температурах ниже 20˚С обусловили поиск более действенных присадок. В НИОХ СО АН СССР совместно с ВНИИСПТнефть был создан первый отечественный депрессатор ДН-1 (сополимер на основе акриловой и метакриловой кислот и высших насышенных спиртов), испытанный на мангистауской нефти. Выявлена длительность действия присадки, не зависящая от времени перекачки и хранения. Реологические свойства при этом значительно улучшаются, а сам процесс перекачки проходит при более низких температурах. Позднее была синтезирована депрессорная присадка ВЭС-503 (20%-ный раствор тройного сополимера этилена с винилацетатом и малеиновым ангидридом в дизельном топливе), по эффективности действия не уступающая, как и ДН-1, так лучшим мировым аналогам.