Разработка бизнес-плана создания новой аптеки ОГУП «Фармация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 09:48, дипломная работа

Описание работы

Разработка бизнес-плана – важное условие для начала организации бизнеса и его функционирования. В идеале каждое предприятие должно иметь разработанный набор целей и задач, продумать стратегию преобразования целей в действия. В маркетинге принято считать, что наличие бизнес-плана является одним из инструментов повышения доходности предприятия и защищает от неоправданных рисков.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.1 Цели, задачи и классификация бизнес-проектов 5
1.2 Структура и порядок разработки бизнес-плана 15
1.3 Особенности различных типов бизнес-проектов 25
Глава 2 ФИНАНСОВЫЙ И МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ПРИ РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА 29
2.1 Социально-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Организация финансового планирования 37
2.3 Формирование маркетинговой программы бизнес-плана 43
Приложения 44

Работа содержит 1 файл

Диплом к 14.03.docx

— 627.98 Кб (Скачать)

     Назначение  бизнес-плана состоит, как правило, в том, чтобы привлечь внимание инвесторов и убедить их вложить денежные средства в проект.

     Существуют  общие цели предпринимательства, не зависящие от организационно-правовой формы предприятия и видов деятельности, а именно:

  • Обеспечение устойчивых доходов;
  • Рост производства;
  • Расширение рынка сбыта и сфер влияния.

     Выбор целей конкретного предприятия  должен исходить, с одной стороны, из его текущего состояния, а с  другой – из возможностей предприятия  в данной экономической ситуации. Детализация зависит от планового горизонта: цели, ориентированные на далекую перспективу, имеют достаточно общие формулировки, а на ближайший период – конкретные.

     В любом случае цели должны быть количественно  определенными, ограниченными во времени, реалистичными и достижимыми.

     Есть  три способа достичь конкретности в формулировке цели:

  • Придать цели количественную определенность (например, увеличение прибыли);
  • Разбить основную цель на несколько конкретных задач, которые необходимо решить для ее достижения, указать необходимые затраты;
  • Установить конкретные сроки достижения целей и решения задач.

     В идеальном варианте следовало бы использовать все эти способы, т.е. построить «дерево целей», придать каждой его ветви количественную определенность и разработать план действий, привязанных к срокам, средствам и исполнителям.

     Бизнес-проекты могут классифицироваться по различным основаниям, как представлено ниже:

  1. По классу:
    1. Мегопроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и ограничением времени исполнения. Такие программы чаще всего являются международными, национальными, межотраслевыми, отраслевыми и, как правило, формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном, республиканском, областном, муниципальном.
    2. Мультипроекты – это проекты, состоящие из ряда более мелких проектов, осуществляемых на предприятии. Данные проекты связаны с определенной концепцией и направлением стратегического развития предприятий и превращением их в прибыльные, финансово устойчивые, эффективно функционирующие фирмы.
    3. Монопроекты – это различные инвестиционные, инновационные и другие проекты, имеющие определенную цель и ограничения по финансам, ресурсам, времени, качеству и требующие создания единой проектной команды.
  2. По содержанию:
    1. Технические проекты – это проекты, направленные на обоснование целесообразности внедрения какой-либо техники или технологии в рамках экономического субъекта.
    2. Организационные – это проекты, направленные на обоснование целесообразности внедрения новой или изменения существующей организационной структуры экономического субъекта.
    3. Экономические – это проекты, направленные на улучшение экономических показателей экономического субъекта путем внедрения каких-либо предложений.
    4. Социальные – это проекты, направленные на улучшение социального климата в рамках экономического субъекта.
    5. Смешанные – это проекты, сочетающие в себе признаки нескольких видов проектов.

    3. По длительности:

    1. Краткосрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых составляет не более трех лет (для России - менее одного года).
    2. Среднесрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых составляет от трех до пятнадцати лет (в России редко выделяют данный вид бизнес-проектов).
    3. Долгосрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых составляет свыше пятнадцати лет (в России - свыше одного года).
    4. Бессрочные – это проекты, длительность жизненного цикла которых на современном этапе развития техники и технологии установлена быть не может (к этой группе относятся практически все инвестиционные бизнес-проекты).
  1. По масштабу
    1. Мелкие – это проекты, которые охватывают одно или несколько малых предприятий или подразделений одного крупного предприятия и не требуют больших вложений денежных средств. В качестве инвестора может выступать как само предприятие, так и какое-либо финансово-кредитное учреждение.
    2. Средние – это проекты, которые охватывают ряд экономических субъектов (крупных предприятий, отраслей) и требуют больших вложений денежных средств. В качестве инвестора могут выступать государственные органы управления областью, города или района, а также ряд как отечественных, так и зарубежных финансово-кредитных учреждений.
    3. Большие – это проекты, которые охватывают один или несколько экономических районов государства и требуют больших денежных средств распределенных во времени и пространстве. В качестве инвестора могут выступать только федеральные органы государственного управления.
  2. По сложности:
    1. Простые – это проекты, разработка и внедрение которых не требует специальных знаний разработчика и высокой квалификации предпринимателя.
    2. Сложные – это проекты, разработка которых требует специальных знаний и высокой квалификации разработчиков, а внедрение является довольно простой задачей.
    3. Очень сложные – это проекты, разработка и внедрение которых требует специальных знаний и высокой квалификации как разработчика, так и членов группы внедрения.
  3. По степени обязательности:
    1. Обязательные – это проекты, которые требуются для выполнения правил или норм. Они могут быть предназначены для критического обновления активов, для поддержания существующих активов в рабочем состоянии. К этому типу относятся контрактные проекты, которые призваны обеспечить контрактные обязательства, например, инвестиционные проекты по охране окружающей среды.
    2. Необязательные – это проекты, которые направлены на необязательное развитие, например, замена оборудования.
  4. По срочности:
    1. Неотложные – это проекты, которые либо вообще недоступны в будущем, либо теряют свою привлекательность при отсрочке, например, разного рода приобретения.
    2. Откладываемые – это проекты, привлекательность и доступность, которых меняется незначительно, например, реактивация остановленных скважин.
  5. По степени связанности:
    1. Альтернативные – это такие проекты, оценка которых происходит одновременно, но которые взаимоисключают одновременное их осуществление. Эти проекты являются конкурентами на ресурсы фирмы. Примерами могут служить проекты, которые полностью исчерпывают имеющиеся на данный момент ресурсы фирмы.
    2. Независимые – это такие проекты, отклонение или принятие одного из которых не влияет на принятие решения в отношении другого проекта. Эти проекты могут осуществляться одновременно, а их оценка производится самостоятельно. Например, реконструкция двух подразделений фирмы.
    3. Взаимосвязанные – это проекты, принятие одного из которых зависит от принятия другого. Эти проекты оцениваются одновременно друг с другом, как один проект, в результате принимается одно решение. Например, освоение нового месторождения и комплекса мероприятий по рекультивации земли после его отработки.
  6. По видам:
    1. Инвестиционные – это проекты, целью которых является привлечение инвестиций для практического внедрения предлагаемого бизнес-проекта.
    2. Инновационные – это проекты, целью которых является обоснование целесообразности внедрения каких-либо инноваций на конкретном экономическом субъекте.
    3. Научно-исследовательские – это проекты, цель которых более полно исследовать и оценить какое-либо научное открытие без привязки к конкретному экономическому субъекту.
    4. Учебнообразовательные – это проекты, цель которых обучить разрабатывать бизнес-проект на каком-либо условном или условно-практическом материале.
    5. Смешанные – это проекты, сочетающие в себе несколько видов проектов2.

     Классификацию проектов можно было продолжать и  дальше, но ввиду отсутствия практической целесообразности мы ограничимся шестью приведенными выше признаками.

     Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации, но прежде всего от масштаба, длительности и сложности проекта.

     К инвестиционным проектам обычно относятся  такие, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.

     Схема классификации инвестиционных проектов приведена в таблице 1.

     Таблица 1 – Схема классификации инвестиционных проектов

  Монопроект Мультипроект Мегапроект
типы социальные экономические организационные технические смешанные
виды учебно-образовательные инновационные комбинационные
длительность краткосрочный (1-2 года) среднесрочные (3-5лет) долгосрочный (более 5 лет)

     Идея  – самый дешевый ресурс и самый  большой дефицит. Без идеи предпринимательство существовать не может.

     Отбор конкретных идей из числа накопленных осуществляется по таким критериям, как:

  • Эффективность идеи (чистая прибыль, время окупаемости затрат и др.);
  • Цены (по сравнению с конкурентами и аналогами);
  • Перспективы завоевания прочного положения на рынке (процент рыночного сегмента);
  • Длительность подготовительного периода (от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идеи);
  • Размеры и источники требуемого капитала;
  • Возможность инвестирования капитала;
  • Степень доступности оборудования, необходимого для организации производства (идеи);
  • Доступность требуемого сырья и в необходимых количествах;
  • Наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации.

 

    1.2 Структура и порядок разработки бизнес-плана

 

     Состав, структура и детализация бизнес-плана  определяются функциональной спецификой и размером фирмы (предприятия), активностью  рынка сбыта, продвинутостью конкурентов, а также стратегической целью и локальными задачами конкретного бизнеса, перспективами роста предприятия.

     В зависимости от цели составления  бизнес-плана (для обоснования инвестиций, привлечения партнеров и т.п.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.

     Блок-схемы  назначения и применения бизнес-плана  за рубежом и в нашей практике могут различаться в деталях, но в принципе они одинаковы (Приложение 1).

     Рассмотрим  более подробно содержание разделов и подразделов бизнес-плана.

     1. Введение

     а) наименование компании, адрес и телефон  владельца;

     б) с кем связываться: имя и телефон  владельца;

     в) о компании: сфера деятельности (отрасль) и занимаемый сектор рынка;

     г) предлагаемое кредитору или инвестору  обеспечение (привилегированные и  обычные акции, облигации и т.д.)

     д) намерения бизнеса: сроки и цель займа, закладная;

     е) сводка целей использования займа.

     2. Резюме

     а) содержит описание проекта, конкурентоспособность, основную суть проблемы;

     б) предпочтительный объем: одна-четыре страницы.

     3. Содержание

     а) названия разделов;

     б) нумерация страниц для облегчения поиска.

     4. Описание отрасли

     а) перспективы и возможный рост отрасли: тенденции ее развития –  прошлые, настоящие, будущие; новые  направления развития; указание источников информации;

     б) рынки и покупатели: оценка размеров рынка и объема продаж, новых требований и рыночных тенденций;

     в) компании-конкуренты: доля рынка, сильные  и слабые места, прибыльность, тенденции  развития;

     г) региональные, национальные и экономические  тенденции: изменения в спросе населения, соответствующие экономические  показатели.

     5. Описание делового риска

     а) суть бизнеса: основные направления  деятельности, статус бизнеса (местный, региональный, национальный, международный);

     б) цель выхода на рынок: определение групп  клиентов; нынешний характер бизнеса; средний доход, желаемое и возможное  изменение его величины;

     в) преимущества бизнес-концепции по сравнению с конкурентами: ниша, занимаемая компанией, на рынке; уникальность, оценка рыночного сегмента;

     г) территориальное расположение бизнеса: местонахождения (удобно оно или  нет для клиентов), размер занимаемых площадей, дислокация офиса;

     д) материальные и кадровые потребности: общие потребности в оборудовании, возможности предоставления временных или постоянных рабочих мест;

     е) краткое резюме: круг вовлечения в  бизнес лиц (собственники, партнеры, работники).

     6. Цели бизнеса

     а) в первый год: особые цели (например, увеличение объема продаж, изменение уровня прибыльности, доли на рынке, открытие новых офисов, оказание новых услуг и т.д.);

     б) в последующие периоды: возврат  инвестиций, развитие сети, продажа  бизнеса.

     7. Маркетинговый план

     а) стратегия продаж: форма оплаты кадрового  состава, агентов, служащих (сдельная, повременная); цели продаж, инструменты  продаж, поддержка продаж; ориентация на клиентов;

     б) методы и техника продаж;

     в) ценообразование: расходы, разница  между собственностью и отпускной  ценой, прибыль;

     г) продвижение: реклама, промоушн, паблик рилейшнз, техника обретения известности, доверия, связей;

     д) политика обслуживания: политика, которую  примет бизнес в отношении выдачи и сбора кредитов, ценообразования, типов клиентов;

     е) гарантии: варьирование гарантий выполнения услуг и других гарантий в зависимости от характера бизнеса и договора с клиентом;

     ж) метод проверки: метод наведения  справок о клиентах и о том, что они слышали о компании.

Информация о работе Разработка бизнес-плана создания новой аптеки ОГУП «Фармация»