Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ и характеристика отдела закупа.
В соответствии с поставленной целью перед данным исследованием возникают следующие задачи:
проанализировать деятельность отдела закупа;
проанализировать работу предприятия;
ВВЕДЕНИЕ
4
Глава 1. ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ «Климат-Маркет-Воздух».
ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА ООО «ВОЗДУХ».
7
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ООО «ВОЗДУХ».
13
2.1. Экономические показатели магазина ООО «Воздух».
23
2.2. Калькуляция затрат
24
2.3. Прибыль и рентабельность компании ООО «Воздух».
25
2.4. Ассортимент товаров. Свойство и показатели ассортимента.
28
2.5. АВС –анализ товарных групп магазина ООО «Воздух»
35
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ЗАКУПА В МАГАЗИНЕ ООО «ВОЗДУХ».
3.1. Организация материально-технического обеспечения магазина.
39
3.2. Цели и задачи закупочной деятельности компании
41
3.3.Мотивация поставщика
43
3.4. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
45
3.5. Сравнительный бальный анализ поставщиков магазина ООО «Воздух»
48
3.6. SWOT-анализ поставщиков магазина ООО «Воздух»
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
53
ЛИТЕРАТУРА
55
Приложение 1
Периодическая оценка деловых качеств персонала (компетентность, ответственность, эффективность работы и т. д.) путем проведения аттестаций, сдачи экзаменов по курсам переподготовки позволяет анализировать эффективность деятельности подразделений через призму качества персонала и оптимизировать его численность.
Исследовать деловые качества персонала можно на основе сравнения квалификации различных сотрудников внутри профессиональных групп. Объем фактических знаний каждого сотрудника определяет уровень (профиль) его квалификации. Объем требуемых знаний, приведенных в должностной инструкции, устанавливает уровень (профиль) требований к сотруднику. Оценка профессионального соответствия персонала основывается на сравнении уровней (профилей) требований и квалификации каждого сотрудника.
Анализ качества персонала поможет оценить эффективность имеющейся организационной структуры и системы управления в целом. Результаты оценки качества персонала являются базовыми для следующих направлений кадровой работы: контроль за производительностью труда, контроль трудовой дисциплины. [Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие /под ред. П.В. Шеметова.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ,2003.]
Рисунок 1. Организационная структура магазина ООО «Воздух»
44
Директор принимается решения, связанные с оперативным управлением и текущей деятельностью, контролирует наем сотрудников, информационные потоки. В качестве недостатка системы управления фирмы «Воздух» следует отметить следующее: большая часть принимаемых высшим руководством фирмы решений имеет оперативный характер, они ориентированы, в основном, на достижение текущего эффекта в ущерб внедрению нововведений и решений с долговременным эффектом.
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется директором. Директор осуществляет все функции управления. Директор принимает все стратегические и оперативные решения. Главная стратегия предприятия сводится к выживанию, и одно плохое решение может серьезно угрожать этому выживанию. Директор единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Непосредственно ему подчиняются коммерческий и финансовый директор, главный бухгалтер и начальник службы монтажа. В подчинении коммерческого директора находятся отдел продаж и отдел материально-технического снабжения.
Но необходимо отметить, что, к сожалению, на предприятии нет должностных инструкций работников, все свои обязанности работники знают со слов вышестоящего руководителя.
В целом структура управления ООО «Воздух» является линейно-функциональной, основанной на разделении функций между структурными подразделениями и специалистами с подчинением им всех нижестоящих подразделений. В данном случае заместители руководителя организации отвечают за выполнение отдельных функций в масштабе всей организации (например, продажа продукции – отдел продаж; монтаж и обслуживание – отдел монтажа и гарантийного обслуживания; финансы и т.д.). Среди преимуществ линейно-функциональной структуры следует выделить максимизацию функциональных интересов внутри отдельческих единиц, которая способствует повышению эффективности использования ресурсов, обеспечивает простую связь и принятие управленческих решений, возможности изменения функциональных выходов и результатов, что упрощает подготовку функциональных специалистов, дает статус основным функциональным областям, сохраняет стратегический контроль на высшем уровне управления. Однако данная структура предприятия имеет и недостатки – координация между функциональными отделами затруднена, узкая ориентация на выполнение целей подразделения, высокая стоимость координации между подразделениями, становление работника как специалиста в структурном подразделении затрудняет какие-либо изменения и др. Необходима более четкая координация между отделами и функциональными службами.
Рассмотрим должностные обязанности начальника отдела снабжения:
1. Организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли.
2. Руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.) с использованием прогрессивных норм расхода.
3. Изыскивает источники покрытия этой потребности за счет внутренних ресурсов.
4. Обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.
5. Организует изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях мелкооптовых магазинов и оптовых ярмарок с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли, а также закупку материально-технических ресурсов, реализуемых в порядке свободной продажи.
6. Обеспечивает доставку материальных ресурсов в соответствии с предусмотренными в договорах сроками, контроль их количества, качества и комплектности и хранение на складах предприятия.
7. Подготавливает претензии к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров.
8. Руководит разработкой стандартов предприятия по материально-техническому обеспечению качества выпускаемой продукции, экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.
9. Обеспечивает контроль за состоянием запасов материалов и комплектующих изделий, оперативным регулированием производственных запасов на предприятии, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.
10. Руководит разработкой и внедрением мероприятий по повышению эффективности использования материальных ресурсов, снижению затрат, связанных с их транспортировкой и хранением, использованию вторичных ресурсов и отходов производства, совершенствованию системы контроля за их расходованием, использованием местных ресурсов, выявлению и реализации излишнего сырья, материалов, оборудования и других видов материальных ресурсов.
11. Организует работу складского хозяйства, принимает меры по соблюдению необходимых условий хранения.
12. Обеспечивает высокий уровень механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда.
13. Организует учет движения материальных ресурсов на складах предприятия, принимает участие в проведении инвентаризации материальных ценностей.
14. Обеспечивает составление установленной отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения предприятия.
15. Руководит работниками отдела.
Должностные обязанности менеджера отдела снабжения:
1. Обеспечение предприятия для его коммерческой и хозяйственной деятельности необходимым ассортиментом и количеством товара.
2. Обеспечение заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучение возможности и целесообразности установления прямых долгосрочных экономических связей с поставщиками.
3. Изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов, предложения со стороны потенциальных поставщиков.
4. Обеспечение доставки товара от поставщиков в соответствии с договорами, контроль количества, комплектности и качества товара. При обнаружении бракованной продукции в поставке решить вопрос с поставщиком по возврату бракованных товарных позиций.
5. Составление претензий поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, согласование с поставщиками, в случаях необходимости, изменения условий договоров.
6. Контроль состояния и движения товарных запасов, оперативное регулирование товарных запасов.
7. Анализ степени ликвидности товара (АВС-анализ).
8. Выявление неликвидных видов товара на складе. Составление отчетов по неликвидным товарам.
9. Участие в инвентаризации склада.
10. Прием заявок на поставку товара от торгующих подразделений компании (оптового и розничного отделов). Обеспечение выполнения данных заявок.
11. Регистрация в программе оперативного учета приходных накладных.
12. Передача оригиналов приходных документов в бухгалтерию компании.
13. Контроль ценообразования поставщиков в приходных сопроводительных документах. Выявление нарушений, информирование руководства компании в случае обнаружения таковых. Принятие мер по исправлению нарушений ценообразования со стороны поставщиков.
14. Информирование подразделений компаний (торгующих и склад) о состоянии товарных запасов, движении товара, изменениях торговых условий со стороны поставщиков и сроков поставок.
15. Контроль наличия следующих документов в поставках: договоров поставки, товарно-транспортных накладных, сертификатов качества, каталогов продукции.
16. Контроль заведения в программу оперативного учета номеров Государственных таможенных деклараций, данных приходных накладных.
17. Контроль кредиторской задолженности. Подготовка счетов на оплату по поставщикам, предоставление счетов руководству.
18. Выполнять отдельные распоряжения и приказы руководства предприятия, касающиеся деятельности подразделения.
19. Соблюдать стандарты работы, принятые в компании. Соблюдать трудовой распорядок.
20. Контроль и минимизация транспортных затрат.
21. Контроль деятельности помощника менеджера отдела поставок, постановка локальных задач.
В магазине разработана система мотивации высшего руководства сотрудников торгового и оптового отдела. Для отдела закупа своя мотивация представлена в таблице 4. Остальные сотрудники получают только оклад.
2.1. Экономические показатели магазина ООО «Воздух».
Товарооборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
Товарооборот подразделяется:
на оборот внутренней и внешней торговли;
на оптовый и розничный товарооборот (в зависимости от характеристики покупателя);
на складской и транзитный товарооборот (в зависимости от формы продвижения товаров). [http://www.glossary.ru/cgibin
В данной таблице видно, что товарооборот в магазине ООО «Воздух» в 2007 г. по сравнению с 2006 г. вырос на 45,65 %, что в денежном выражении составляет 38 582 956 рублей. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. товарооборот вырос на 59,18 %, что соответствует 50 001 264 руб.
Площадь торгового зала в магазине составляет 130 м2. Как видно из таблицы 3 товарооборот на 1 квадратный метр в магазине ООО «Воздух» в 2007 г. по сравнению с 2006 г. вырос на 45,65 %, что в денежном выражении составляет 296 791,97 руб. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. товарооборот вырос на 59,18 %, что в денежном выражении соответствует 384 625,11 руб.
Количество сотрудников магазина ООО «Воздух» по штатному расписанию составляет 40 человек. Товарооборот на одного сотрудника в 2007 г. по сравнению с 2006 г. показатель повысился на 45,65 %, что в денежном выражении составляет 964 573,9 руб. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. товарооборот на одного человека повысился на 59,18 %, что в денежном выражении составляет 1250 031,60 руб.
2.2. Калькуляция затрат.
Калькулирование – это система расчетов, с помощью которых определяется себестоимость всей товарной продукции и ее частей, себестоимость конкретных видов изделий, сумма затрат отдельных подразделений предприятия на производство и реализацию продукции.
[Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: «ИНФРА-М», 2006, с. 172].
Показатели из таблицы 4 видно, что на протяжении 2006 – 2008 гг. данные издержек преобладают условно-переменные издержки, их величина в 2006 г. составила 8 393 348 руб., а в 2008 г. уже 18 372 140 руб. В условно-переменные издержки: самые дорогостоящие это транспортные расходы так как магазину поставляется товар от поставщиков из других регионов в 2006г. расходы составили 3 625 076 рублей. С каждым годом тенденция расходов на оплату труда так же возрастает.
Условно-постоянные издержки также увеличиваются, составив в 2006г. 4 735 980 руб., а в 2008 г. составляют 9 296 559 руб. В основном условно-постоянные издержки растут за счет расходов аренды склада, топливо и энергию, на ремонт и рекламу. В общем, издержки обращения с 2006 г. по 2008 г. возросли на 50,94 %, что в денежном выражении составляет 4 560 579 руб.
Информация о работе Организация коммерческой деятельности отдела закупа на предприятии