Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа
Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Глава 2. Административно-правовые
основы контрольно-надзорной
2.1 Банка России
как органа надзора
Банковская система
регулируется не административным, а
банковским правом. Соответственно этому
Банк России не имеет административных
полномочий по управлению коммерческими
банками и другими кредитными
организациями. Братко А.Г. отмечает, что
Банк России не имеет права вмешиваться
в деятельность коммерческих банков
и других кредитных организаций,
поскольку они самостоятельны и
действуют на основе договорных отношений
[8; с. 213]. Поэтому Федеральный закон
не предоставил Банку России полномочия
контролировать целесообразность деятельности
кредитных организаций. Ему предоставлены
права осуществлять надзор, то есть
наблюдать за кредитной организацией
с точки зрения нормативности
принимаемых ею решений. Это означает,
что Банк России может проверять
соблюдение кредитной организацией
законов, финансовых нормативов и нормативных
актов Банка России.
Комитет банковского
надзора Банка России является действующим
на постоянной основе органом, через
который Банк России осуществляет регулирующие
и надзорные функции, установленные
законодательством Российской Федерации.
К компетенции Комитета банковского
надзора относятся вопросы, связанные
с осуществлением:
1) регулирующих
и надзорных функций Банка
России, в том числе
2) отдельных функций
Банка России в области
Комитет по вопросам,
отнесенным к его компетенции [7]:
1) проводит обсуждения,
в том числе по поручению
Совета директоров Банка
2) подготавливает
по поручению Председателя
3) принимает решения
по вопросам:
государственной регистрации
кредитных организаций при их
создании;
выдачи генеральных
лицензий на осуществление банковских
операций, лицензий на привлечение
во вклады денежных средств физических
лиц банкам, ранее не имевшим такого
права;
вынесения заключения
о соответствии банков требованиям
к участию в системе
формирования собственных
средств (капитала) кредитных организаций
с использованием инвесторами ненадлежащих
активов;
назначения временной
администрации по управлению кредитной
организацией;
аннулирования и
отзыва у кредитных организаций
лицензий на осуществление банковских
операций, а также государственной
регистрации кредитных
выдачи кредитным
организациям разрешений на создание
на территории иностранного государства
дочерних организаций;
4) рассматривает
проекты нормативных актов
5) осуществляет анализ
деятельности кредитных
6) в случае возникновения
ситуаций, угрожающих законным интересам
вкладчиков и кредиторов
7) рассматривает
предложения заинтересованных
Комитет объединяет
структурные подразделения
В системе банка
России можно выделить две группы
подразделений:
а) регулятивные;
б) надзорные [13; с. 62].
К регулятивным относятся
такие, например, департаменты и соответствующие
им управления, как департамент эмиссионно-
Надзорный блок составляют
два департамента и соответствующие
им управления, отделы в территориальных
учреждениях Банка России: департамент
банковского надзора и
Между регулятивными
и надзорными блоками нет абсолютных
разделений. Они не самостоятельны
в принятии окончательных решений
и не изолированы между собой.
Например, департамент
лицензирования, осуществляя государственную
проверку кредитной организации, одновременно
обязан проверить достоверность
тех фактов, которые отражены в
представленных учредителями документах.
Так, выдавая генеральную лицензию,
подразделение лицензирования может
прибегнуть не только к проверке документов,
представленных руководителями кредитной
организации, но и направить соответствующий
запрос в подразделение банковского
надзора или в подразделение
инспектирования кредитных
Для решения задач
дистанционного наблюдения в системе
Банка России созданы подразделения
банковского надзора - Департамент
пруденциального надзора, Департамент
лицензирования кредитных организаций
и некоторые другие департаменты,
а в территориальных
Для этих целей контрактного
надзора в структуре Банка
России создаются специальные
2.2 Механизм воздействия
Банка России в порядке
Механизм осуществления
регулирования и надзора
Методы делятся
на административные и экономические,
регулирующие и надзорные [20].
Административные
методы включают лицензирование, прямые
ограничения (лимиты) и запреты. Например,
запрет на проведение страховых операций
с клиентами, назначение временной
администрации в проблемные банки.
Экономические методы
оказывают в основном косвенное
воздействие на деятельность банков.
Выделяют три основные группы методов:
налоговые, нормативные и корректирующие
(гибко стимулирующие
Банк России широко
использует нормативный метод путем
издания специальных инструкций
и организации контроля за их исполнением.
Регулирующие методы
направлены на снижение банковских рисков.
К ним относятся разработанные
Банком России инструктивные материалы,
базирующиеся на законе “О банках и
банковской деятельности” и нормах
международного банковского права.
Они предполагают исследование как
административных, так и экономических
методов.
Надзорные методы нацелены
на организацию контроля за выполнением
Банковского законодательства и
инструкций ЦБ.
Как отмечает Максимов
М.В., в зависимости от того, на какой
стадии государственного управленческого
процесса применяются регистрационные,
лицензионные, согласовательные, уведомительные,
в т.ч. антимонопольные, банковские
процедуры, они могут иметь либо
характер банковского регулирования,
либо характер банковского надзора
[13; с.62]. Так, в момент создания кредитной
организации упомянутые банковские
процедуры являются элементами банковского
регулирования. В последующем, например,
при внесении изменений в состав
учредителей, в уставный капитал
и т.п., если, помимо регистрации, Банк
России оценивает ранее проведенные
сделки или принятые решения с
точки зрения их законности, имеет
место не только банковское регулирование,
но и банковский надзор.
Надзорные органы применяют
к кредитным организациям меры воздействия
двух типов: предупредительные и
принудительные [20].
Конкретный состав
применяемых мер воздействия
может, как включать меры воздействия
только одного типа (предупредительные
либо принудительные), так и сочетать
меры воздействия разных типов.
Выбор мер воздействия
производится надзорными органами самостоятельно,
исходя из положений Закона о банках,
а также Закона о Банке России,
Закона о банкротстве, нормативных
актов Банка России с учетом характера
допущенных кредитной организацией
нарушений; причин, обусловивших возникновение
выявленных нарушений; общего финансового
состояния кредитной
Предупредительные
меры воздействия применяются в
основном в тех случаях, когда
недостатки в деятельности кредитной
организации непосредственно не
угрожают интересам кредиторов и
вкладчиков. Могут применяться главным
образом на ранних стадиях возникновения
недостатков.
В частности, предупредительные
меры воздействия могут применяться:
•при ухудшении
показателей деятельности кредитной
организации, если установленные Банком
России обязательные нормативы деятельности
или иные требования, определяющие
предельные уровни рисков, принимаемых
кредитной организацией, выполняются
либо имеют место незначительные
нарушения этих требований, не свидетельствующие
о развитии процессов, угрожающих финансовому
состоянию кредитной
•если по данным отчетности
кредитной организации и другой
информации о ее деятельности имеются
признаки, свидетельствующие об опасности
ухудшения финансового
•при несоблюдении
требований федеральных законов
и нормативных актов Банка
России в части регистрации кредитных
организаций, их лицензирования и расширения
деятельности, в частности:
•при несоблюдении
кредитной организацией требований
Банка России:
Содержание предупредительных
мер воздействия включает:
•доведение до органов
управления кредитной организации
информации о недостатках в ее
деятельности и об обеспокоенности
надзорного органа состоянием дел в
кредитной организации;
•изложение рекомендаций
надзорного органа по исправлению создавшейся
в кредитной организации
•предложения представить
в надзорный орган программу
мероприятий, направленных на устранение
недостатков, включая при необходимости
обязательства, принимаемые на себя
кредитной организацией, ее учредителями
(участниками);
•установление дополнительного
контроля за деятельностью кредитной
организации и за выполнением
ею мероприятий по нормализации деятельности.
К принудительным мерам
воздействия относятся [13; с.61]:
•штрафы;
•требование об осуществлении
кредитной организацией мероприятий
по ее финансовому оздоровлению, в
том числе включая требование
о предоставлении и выполнении плана
мер по финансовому оздоровлению;
Информация о работе Организация деятельности коммерческого банка