Организация деятельности коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовой.docx

— 57.88 Кб (Скачать)

- проверка решений  органов управления; 

- проверка работы  ревизионной комиссии; 

- анализ договорных  отношений кредитной организации  с клиентами, вкладчиками, дебиторами  и кредиторами; 

- проверка соблюдения  договорных обязательств кредитной  организации в ее взаимоотношениях  с клиентами и вкладчиками,  дебиторами и кредиторами; 

- анализ способов  размещения собственных и временно  привлеченных средств, проверка  выполнения обязательств по договорам  (кредиты, депозиты, конвертация,  валютные операции, ценные бумаги); 

- проверка управления  рисками; 

_ - проверка формирования  резервов; 

- проверка гарантий; 

- проверка обоснованности  и законности формирования доходов; 

- изучение договоров  и причин потерь по отдельным  видам деятельности; 

- выявление фактов  искажения доходов и расходов, обнаружение возможных непроизводительных  потерь, в том числе связанных  с результатами применения санкций  за нарушение и несоблюдение  договорных обязательств; 

- выявление причин, мотивов и обстоятельств, способствовавших  банковским нарушениям; 

- выяснение целей  нарушения нормативных актов  ЦБ РФ, выяснение причин искажения  отчетных показателей, экономических  нормативов; 

- выяснение причин  и целей проведения банком  убыточных, неэффективных банковских  операций и сделок, прежде всего  создающих повышенный риск и  повлекших нарушение экономических  нормативов; 

- проверка соблюдения  кредитной организацией предписаний  Банка России. 

Симановский А.Ю. определяет вышеперечисленные функции как  основные действия Банка РФ и разделяет  их на: 

1)  основные (анализ  и оценка финансового состояния  кредитных организаций; осуществление  контроля за выполнением кредитными  организациями требований действующего  законодательства и нормативных  актов; применение в соответствующих  случаях мер надзорного реагирования  как предупредительного, так и  принудительного характера).  

2)  вспомогательные  (издание документов, определяющих  вышеупомянутые процедурные нормы,  уровни рисков, принятие которых  банками считается допустимым  и прочее) [23; с. 13].  

Конкретное содержание банковского регулирования и  надзора формируется под воздействием ряда факторов:  

1)  макроэкономическая  ситуация в стране, состояние  банковской системы;  

2)  социально-экономические  приоритеты развития общества;  

3)  совершенство  законодательной базы;  

4)  проводимая  Банком России кредитная политика;  

5)  степень независимости  Банка России от органов законодательной  и исполнительной власти;  

6)  исторически  сложившиеся особенности организации  банковского надзора в стране. 

Основными принципами банковского надзора являются: законность, постоянность, беспристрастность проверяющих  лиц по отношению к поднадзорному  объекту, а также непосредственность, предполагающая осуществление надзора  именно Банком России [9; с. 60].  

Банковский надзор в том виде, в котором он сегодня  предусмотрен в российском законодательстве, не охватывает всю банковскую систему, а только распространяется на кредитные  организации. Иными словами, его  объектом является только нижний уровень  банковской системы. Верхний уровень  банковской системы - Банк России - не является объектом надзора, со стороны какого бы то ни было органа [8; с. 207]. 

Контрольные функции  представляют собой осуществление  контроля за функционированием кредитно-банковской системы и проведение валютного  контроля. Данная функция включает определение соответствия требованиям  к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска  кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых  для кредитных институтов экономических  коэффициентов и норм и контроль за ними. 

Банковский валютный контроль за кредитными организациями, как представляется, включает надзор за соблюдением ими банковских правил работы с валютными ценностями, а  также государственный надзор за деятельностью уполномоченных банков в качестве агентов валютного  контроля [13; с.58]. 

То же самое касается антимонопольного контроля, упоминаемого в ст. 32 Закона о банках и банковской деятельности, который в большей  мере является разновидностью банковского  надзора, чем самостоятельным направлением банковского контроля.  

Что же касается контрольных  функций Банка России, возложенных  на него другими (небанковскими) федеральными законами, то они реализуются не в связи с банковской деятельностью  кредитных организаций. Поэтому  соответствующие контрольные полномочия Банка России являются предметом  регулирования иных отраслей российского  законодательства (валютное, таможенное, налоговое, бюджетное, гражданское  и т.п.) и могут именоваться  банковскими с большой натяжкой, да и то лишь потому, что их осуществляет Банк России. Данный вывод имеет  важное значение в вопросе о разграничении  контроля и надзора в сфере  банковской деятельности.  

Таким образом, выполнение Банком России ряда надзорных функций  обосновывается функциональной и экономической  целесообразностью. Помимо этого, специально в отношении банковского надзора  следует иметь в виду, что кроме  Банка России ни один орган не имеет  опыта организации системы банковского  надзора, включая в данном случаев  понятие «опыта» систему функциональных возможностей кадрового обеспечения  и представления о направлениях в развития надзора.  
 

1.2 Формы и виды  банковского надзора и контроля 

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента: 

1)  лицензирование  и согласование изменений структуры  кредитной организации; 

2)  текущий контроль (рис. 1).  
 
 

Рис.1. Формы и методы контроля над деятельностью банков со стороны ЦБ РФ [11; с. 98] 

Лицензирование выполняет  функцию входного контроля. Целью  процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация  риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его  сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам  кредиторов и клиентов или угрозу системного характера [23; с. 14]. Причиной такого рода угроз является потенциальная  недобросовестность, недостаточная  квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или  неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д. 

Рассматривая статистическую отчётность Центрального банка РФ, представленную в таблице 1, можно  сделать вывод о деятельности центрального банка в области  выдачи лицензий. 

Таблица 1 

Информация о регистрации  кредитных организаций [16;17;18] На 1.01.07 на 1.01.08 на 1.01.09 

1.  Зарегистрировано  Банком России либо на основании  его решения Уполномоченным регистрирующим  органом— всего  

в том числе: 

—банков  

—небанковских  

1345 

1293 

52 

1296 

1243 

53 

1228 

1172 

56 

2.  KО, имеющие  право на осуществление банковских  операций—всего  

в том числе: 

—банки  

—небанковские KО   

1189 

1143 

46 

1136 

1092 

44 

1108  

1058 

50 

3.  KО, зарегистрированные  Банком России, но еще не оплатившие  уставный капитал и не получившие  лицензию (в рамках законодательно  установленного срока) в том  числе: 

—банки  

—небанковские KО   

1 

2 

3 

0 

4.  KО, имеющие  лицензии (разрешения), предоставляющие  право на: 

—привлечение вкладов  населения  

—осуществление  операций в иностранной валюте  

—генеральные лицензии  

—на проведение операций с драгметаллами 

—разрешения  

—лицензии  

921 

803 

287 

4 

188 

906 

754 

300 

4 

195 

886 

736 

298 

3 

200 
 
 

В 2008 году сохранилась  тенденция предыдущих лет к сокращению общего количества зарегистрированных кредитных организаций. За 2008 год  обще количество зарегистрированных кредитных  организаций сократилось с 1296 до 1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за 2007 год (с 1345 до 1296).  

Количество действующих  кредитных организаций, имеющих  лицензию на осуществление банковских операций, в 2008 году в сравнении с  предыдущим годом также сократилось— c 1136 (1092 банка и 44 небанковские кредитные  организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковских кредитных организаций).  

В отчетном году было зарегистрировано 13 вновь созданных  кредитных организаций, в том  числе 8 банков и 5 небанковских кредитных  организаций, против 12 кредитных организаций  за 2007 год (8 банков и 4 небанковские кредитные  организации). Из общего числа банков, вновь зарегистрированных в 2008 году, 5 контролируются иностранным капиталом. За 2008 год 37 банков, или 3,3% от общего количества действующих кредитных организаций, расширили свою деятельность путем  получения дополнительных лицензий (при этом 10 банкам были выданы несколько  видов лицензий), из них:  

- 8 банкам выданы  генеральные лицензии;  

- 10 банкам - лицензии  на привлечение во вклады и  размещение драгоценных металлов, в том числе 3 банкам такие  лицензии были выданы наряду  с генеральной лицензией;  

- 7 банкам - лицензии  на осуществление банковских  операций со средствами в рублях  и иностранной валюте (без права  привлечения во вклады денежных  средств физических лиц), которые  выдавались наряду с лицензией  на привлечение во вклады денежных  средств физических лиц в рублях  и иностранной валюте;  

- 13 банкам - лицензии  на привлечение во вклады денежных  средств физических лиц в рублях  и иностранной валюте; 6банкам—  участникам системы страхования  вкладов, имевшим лицензию на  привлечение во вклады денежных  средств физических лиц в рублях, была выдана также лицензия  на проведение соответствующих  операций в иностранной валюте;  

- 3 банкам были  заменены лицензии в связи  со снятием имевшихся в их  лицензиях ограничений на осуществление  банковских операций. 

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и инспектирование (контрактный), на практике преобладает сочетание  того и другого методов (рис.2). 
 
 

Рис.2. Виды банковского  надзора 

Контроль над работой  банков осуществляется для того, чтобы  обеспечить устойчивость отдельных  банков, и предусматривает целостный  и непрерывный надзор за работой  каждого банка в соответствии с действующим законодательством  и инструкциями.  

Банковский надзор прямого (превентильного) регулирования  деятельности коммерческих банков в  России представлены на рисунке 1. 

Центральный банк выдает банковскую лицензию юридическим лицам  на проведение банковских операций. Лицензирование становится средством, с помощью  которого ЦБ определяет возможности  создаваемых кредитных институтов, позволяющие им осуществлять банковскую деятельность.  

Информация о работе Организация деятельности коммерческого банка