Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа
Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
- проверка решений
органов управления;
- проверка работы
ревизионной комиссии;
- анализ договорных
отношений кредитной
- проверка соблюдения
договорных обязательств
- анализ способов
размещения собственных и
- проверка управления
рисками;
_ - проверка формирования
резервов;
- проверка гарантий;
- проверка обоснованности
и законности формирования
- изучение договоров
и причин потерь по отдельным
видам деятельности;
- выявление фактов
искажения доходов и расходов,
обнаружение возможных
- выявление причин,
мотивов и обстоятельств,
- выяснение целей
нарушения нормативных актов
ЦБ РФ, выяснение причин искажения
отчетных показателей,
- выяснение причин
и целей проведения банком
убыточных, неэффективных
- проверка соблюдения
кредитной организацией
Симановский А.Ю. определяет
вышеперечисленные функции как
основные действия Банка РФ и разделяет
их на:
1) основные (анализ
и оценка финансового
2) вспомогательные
(издание документов, определяющих
вышеупомянутые процедурные
Конкретное содержание
банковского регулирования и
надзора формируется под
1) макроэкономическая
ситуация в стране, состояние
банковской системы;
2) социально-экономические
приоритеты развития общества;
3) совершенство
законодательной базы;
4) проводимая
Банком России кредитная
5) степень независимости
Банка России от органов
6) исторически
сложившиеся особенности
Основными принципами
банковского надзора являются: законность,
постоянность, беспристрастность проверяющих
лиц по отношению к поднадзорному
объекту, а также непосредственность,
предполагающая осуществление надзора
именно Банком России [9; с. 60].
Банковский надзор
в том виде, в котором он сегодня
предусмотрен в российском законодательстве,
не охватывает всю банковскую систему,
а только распространяется на кредитные
организации. Иными словами, его
объектом является только нижний уровень
банковской системы. Верхний уровень
банковской системы - Банк России - не является
объектом надзора, со стороны какого
бы то ни было органа [8; с. 207].
Контрольные функции
представляют собой осуществление
контроля за функционированием кредитно-
Банковский валютный
контроль за кредитными организациями,
как представляется, включает надзор
за соблюдением ими банковских правил
работы с валютными ценностями, а
также государственный надзор за
деятельностью уполномоченных банков
в качестве агентов валютного
контроля [13; с.58].
То же самое касается
антимонопольного контроля, упоминаемого
в ст. 32 Закона о банках и банковской
деятельности, который в большей
мере является разновидностью банковского
надзора, чем самостоятельным
Что же касается контрольных
функций Банка России, возложенных
на него другими (небанковскими) федеральными
законами, то они реализуются не
в связи с банковской деятельностью
кредитных организаций. Поэтому
соответствующие контрольные
Таким образом, выполнение
Банком России ряда надзорных функций
обосновывается функциональной и экономической
целесообразностью. Помимо этого, специально
в отношении банковского
1.2 Формы и виды
банковского надзора и контроля
В классическом варианте
банковский надзор включает два основных
компонента:
1) лицензирование
и согласование изменений
2) текущий контроль
(рис. 1).
Рис.1. Формы и методы
контроля над деятельностью банков
со стороны ЦБ РФ [11; с. 98]
Лицензирование выполняет
функцию входного контроля. Целью
процедур, осуществляемых в рамках
лицензирования, является минимизация
риска допуска на рынок банковских
услуг или на отдельный его
сегмент организации, функционирование
которой заведомо несет угрозу интересам
кредиторов и клиентов или угрозу
системного характера [23; с. 14]. Причиной
такого рода угроз является потенциальная
недобросовестность, недостаточная
квалификация менеджмента, непрозрачность
корпоративной структуры, препятствующая
реализации требований рыночной дисциплины
и осуществлению эффективного надзора,
заведомая неэффективность
Рассматривая статистическую
отчётность Центрального банка РФ,
представленную в таблице 1, можно
сделать вывод о деятельности
центрального банка в области
выдачи лицензий.
Таблица 1
Информация о регистрации
кредитных организаций [16;17;18] На 1.01.07 на
1.01.08 на 1.01.09
1. Зарегистрировано
Банком России либо на
в том числе:
—банков
—небанковских
1345
1293
52
1296
1243
53
1228
1172
56
2. KО, имеющие
право на осуществление
в том числе:
—банки
—небанковские KО
1189
1143
46
1136
1092
44
1108
1058
50
3. KО, зарегистрированные
Банком России, но еще не оплатившие
уставный капитал и не
—банки
—небанковские KО
1
0
2
1
3
0
4. KО, имеющие
лицензии (разрешения), предоставляющие
право на:
—привлечение вкладов
населения
—осуществление
операций в иностранной валюте
—генеральные лицензии
—на проведение операций
с драгметаллами
—разрешения
—лицензии
921
803
287
4
188
906
754
300
4
195
886
736
298
3
200
В 2008 году сохранилась
тенденция предыдущих лет к сокращению
общего количества зарегистрированных
кредитных организаций. За 2008 год
обще количество зарегистрированных кредитных
организаций сократилось с 1296 до
1228, или на 5,2% по сравнению с 3,6% за
2007 год (с 1345 до 1296).
Количество действующих
кредитных организаций, имеющих
лицензию на осуществление банковских
операций, в 2008 году в сравнении с
предыдущим годом также сократилось—
c 1136 (1092 банка и 44 небанковские кредитные
организации) до 1108 (1058 банков и 50 небанковских
кредитных организаций).
В отчетном году было
зарегистрировано 13 вновь созданных
кредитных организаций, в том
числе 8 банков и 5 небанковских кредитных
организаций, против 12 кредитных организаций
за 2007 год (8 банков и 4 небанковские кредитные
организации). Из общего числа банков,
вновь зарегистрированных в 2008 году,
5 контролируются иностранным капиталом.
За 2008 год 37 банков, или 3,3% от общего количества
действующих кредитных
- 8 банкам выданы
генеральные лицензии;
- 10 банкам - лицензии
на привлечение во вклады и
размещение драгоценных
- 7 банкам - лицензии
на осуществление банковских
операций со средствами в
- 13 банкам - лицензии
на привлечение во вклады
- 3 банкам были
заменены лицензии в связи
со снятием имевшихся в их
лицензиях ограничений на
Банковский надзор
может быть двух видов: прямой (превентивный)
и инспектирование (контрактный), на
практике преобладает сочетание
того и другого методов (рис.2).
Рис.2. Виды банковского
надзора
Контроль над работой
банков осуществляется для того, чтобы
обеспечить устойчивость отдельных
банков, и предусматривает целостный
и непрерывный надзор за работой
каждого банка в соответствии
с действующим
Банковский надзор
прямого (превентильного) регулирования
деятельности коммерческих банков в
России представлены на рисунке 1.
Центральный банк выдает
банковскую лицензию юридическим лицам
на проведение банковских операций. Лицензирование
становится средством, с помощью
которого ЦБ определяет возможности
создаваемых кредитных
Информация о работе Организация деятельности коммерческого банка