Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа
Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы любого государства, является банковский надзор, ибо ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.
В настоящее время Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который не только обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы Российской Федерации, но и является субъектом обеспечения безопасности посредством осуществления своей контрольно-надзорной деятельности.
Введение
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России
1.1 Понятие, сущность, цели, значение надзора и контроля Банка России
1.2 Формы и виды банковского надзора и контроля
Глава 2. Административно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
2.1 Банк России как органа надзора и контроля
2.2 Механизм воздействия Банка России в порядке надзора и контроля
Глава 3. Проблемы повышения эффективности механизма контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ
3.1 Эффективность банковского надзора
3.2 Повышение эффективности банковского надзора
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Важный этап надзорной
деятельности — дистанционный (документарный)
надзор, т.е. проверка отчетности, которую
представляют банки. Симановский А.Ю.
называет данный вид офсайт надзор
[24; с. 4].
Дистанционное наблюдение
- это наблюдение за деятельностью
кредитных организаций на основе
представленных ею банковских и, в частности,
бухгалтерских документов (балансы,
отчеты о прибылях и убытках, платежные
документы и т.п.) [8; с. 206].
В 2008 году ЦБ РФ назначил
кураторов практически во всех крупных
и средних банках. Основными задачами
кураторов – формирование чёткого
представления о характере
Постоянный контроль
за отчетностью позволяет органам
надзора заранее выявить
Серьезные нарекания
вызывает качество представляемых отчетов.
Их анализ свидетельствует о нарушении
коммерческими банками и их филиалами
правил ведения учета и проведения
операций по счетам. Так, в отчетах
коммерческих банков имеются нарушения
в части неполного начисления
износа на основные средства, малоценные
и быстроизнашивающиеся предметы [19;
с.11]. Большинство банков нарушают требования
о ежемесячном начислении процентов
по выданным кредитам согласно положению,
разработанному ЦБ РФ. Имеются нарушения,
когда фонды, созданные банками,
используются не по целевому назначению.
Обо всех этих и других нарушениях,
допущенных в деятельности кредитных
организаций, сообщалось в рекламационных
письмах ЦБ РФ по результатам сдачи
годовых отчетов коммерческими
банками.
Второй вид банковского
надзора – контрактный (онсайт надзор).
Контактный надзор - это проверки деятельности
кредитных организаций с
Инспектирование кредитных
организаций осуществляется по определённой
схеме, представленной в приложении
1.
Общая цель инспектирования
состоит в том, чтобы Банк России
получил информацию о реальном положении
кредитной организации. Эта общая
цель включает две конкретные цели.
Во-первых, в процессе инспектирования
следует выяснить состояние кредитной
организации и ее перспективы
и, во-вторых, нужно собрать и
Инспекционные проверки
проводятся специалистами целого ряда
подразделений Центрального банка:
Сводного экономического департамента
(в части проверок выполнения обязательных
резервных требований), Департамента
эмиссионно-кассовых операций (проверка
кассовых операций), Департамента банковского
регулирования и надзора, Главной
инспекции кредитных
Соответственно этим
целям следует различать два
общих объекта инспектирования:
а) кредитная организация
как таковая;
б) системные связи
кредитных организаций.
В каждом из этих объектов
в соответствии с частными целями
можно выделить три предмета инспектирования
банковской деятельности:
а) правовые отношения;
б) финансовые отношения;
в) бухгалтерских
учет и отчетность.
Из общего числа
проверок (1510), проведенных в кредитных
организациях (их филиалах), 299 (19,8%) были
комплексными и 1211 (80,2%)- тематическими
(рис.3). По данным видно, что из года
в год число проверок сокращается,
так в 2007 году было проведено 1742 проверки,
из которых 393 (22,6%) были комплексными, 1349
(77,4%)— тематическими. В 2006 году
Изменилось и соотношение
проверок, так увеличивается доля
тематических проверок, а комплексных
- уменьшается. Эта тенденция наблюдается
с 2006 года.
Рис.3. Динамика тематических
и косплексных инспекционных
проверок
При этом в рамках
комплексных проверок кредитных
организаций в 2008 году было проведено
67 проверок их филиалов и 402 тематические
проверки (из них 44 в филиалах Сбербанка
России ОАО, где проводились только
тематические проверки), а в 2007 году
– 97 комплексных проверок и 520 тематических
(из них 87— в филиалах Сбербанка
России ОАО).
Всего в 2008 году проверки
были проведены в 824 кредитных организациях,
что на 4,8 % меньше, чем в 2007 год
у (866). Это 72,5% от количества действующих
на 1.01.2008 кредитных организаций. 462 проверки
были проведены в филиалах кредитных
организаций (13,4% от количества действующих
на 1.01.2008 филиалов кредитных организаций),
что меньше по сравнению с 2007 годом
(609) на 24,1 %. Сюда включаются 44 филиала
Сбербанка России ОАО (5,4% от количества
действующих на 1.01.2008 филиалов Сбербанка
России ОАО), меньше по сравнению с 2007
годом (84), меньше на 47,6 %(рис. 4).
Рис.4. Динамика инспекционной
нагрузки на кредитные организации
В отчетном году продолжилась
сложившаяся в последние годы
тенденция снижения инспекционной
нагрузки на кредитные организации,
что отразилось как в уменьшении
общего количества проверок, так и
в изменении соотношения
В соответствии со Сводным
планом комплексных и тематических
проверок кредитных организаций (их
филиалов) на 2008 год проведена 1121 проверка,
или 74 % от общего количества проведенных
проверок (рис.5 ). Из них 691— в кредитных
организациях, 41— в филиалах Сберегательного
банка Российской Федерации, 385—
в филиалах других кредитных организаций,
4— во внутренних структурных подразделениях
кредитных организаций.
В 2007 году было проведено
по плану 1322 проверки (76 % от общего количества
проведённых проверок), что на 15,55
больше, чем в 2008 году. Из них 726—
в кредитных организациях, 511—
в филиалах кредитных организаций,
85— в филиалах Сберегательного
банка Российской Федерации.
В 2008 году было проведено
205 плановых межрегиональных проверок
кредитных организаций (их филиалов),
что на 18,5 % больше, чем в 2007 году.
Рис.5. Динамка плановых
и внеплановых инспекционных
проверок
В рамках обеспечения
функционирования системы страхования
вкладов, гарантирования защиты прав и
законных интересов вкладчиков банков
проведены 92 плановые проверки банков
— участников системы страхования
вкладов с участием представителей
государственной корпорации “Агентство
по страхованию вкладов”, что на
29,8 % меньше, чем в 2007 году (131).
На внеплановой
основе в 2008 году уполномоченными
В ходе проведенных
в 2008 году проверок выявлены 16997 нарушений
в деятельности кредитных организаций
и филиалов (таблица 2).
Таблица 2
Нарушения в деятельности кредитных организаций [17; 18] 2007 2008 Темп роста 2008 года к 2007 году, %
Всего нарушений 17969 16997 94,6
Противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём 4376 4651 106,3
Нарушения в проведении
кредитных операций 3469 3794
Организация работы по ведению бухгалтерского учёта 1698 1569 92,4
Нарушения в области
достоверности учёта и
Кассовые операции 1244 1013
Требования валютного
законодательства 1024 862 84,2
Наибольшее количество
нарушений касается требований законодательства
в области противодействия
Если сравнивать
показатели 2008 и 2007 года, то можно сделать
вывод о том, что количество нарушений
уменьшилось на 5,4%. Увеличилось количество
нарушений по противодействии отмыванию
доходов, полученных преступным путём
на 6,3%, а также нарушений в области
проведения кредитных операций на 9,4%.
Уменьшилось количество нарушений
в области работы бухгалтерского
учёта (темп роста составил 93,6%); кассовых
операций (темп роста 81,4%); требований валютного
законодательства (84,2%).
К сожалению, как
указывает Братко А.Г., практика такова,
что банковское инспектирование
ограничивается главным образом
изучением первого из названных
объектов - кредитной организации
как таковой [8; с. 211].
Главный недостаток
инспектирования состоит в том,
что практически неизученным
оказывается второй объект - банковская
система, то есть связи между конкретными
кредитными организациями.
И тот и другой
вид банковского надзора должны
быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи
имеет значение с точки зрения
оперативности надзора и
Надзор за деятельностью
кредитных организаций может
осуществляться в следующих формах:
1) анализ отчетности
КБ, регулярно представляемой в
Банк России в
установленном порядке;
2) проверка отдельных
направлений деятельности или
кредитной
организации в целом
представителем Банка России - ревизия
на месте;
3) проведение внешнего
аудита аудиторской фирмой. Сведения
о фирме и ее аудиторское
заключение представляются в
Банк России [12; с. 33].
Порядок проведения
проверок кредитных организаций (их
филиалов), в том числе определение
обязанностей кредитных организаций
(их филиалов) по содействию в проведении
проверок, определяется Советом директоров.
При осуществлении
функций банковского
Конкретно, порядок
инспектирования кредитной
- Инструкция Банка
России от 25 августа 2003 года N 105-И
"О порядке проведения
- Инструкция Банка
России от 1 декабря 2003 г. N 108-И
"Об организации инспекционной
деятельности Центрального
- Указание Банка
России от 27 октября 2006 г. N 1737-У
"О внесении изменений в
Инструкцию Банка России от 25
августа 2003 года N 105-И "О порядке
проведения проверок кредитных
организаций (их филиалов) уполномоченными
представителями Центрального
- Указание Банка
России от 13 января 2005 г. N 1542-У "Об
особенностях проведения
Информация о работе Организация деятельности коммерческого банка