Оценка стоимости нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Бизнес – это конкретная деятельность юридического лица или физического лица. При этом юридическое лицо – предприятие рассматривается как имущественный комплекс для предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс же включает в себя: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырьё и продукцию, нематериальные актива, имущественные обязательства. Бывает, что требуется оценка как всего предприятия, как имущественного комплекса, так и отдельных его составляющих.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ….....5
1.1. Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия……...5
1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов…………..10
1.3. Доходный подход к оценке стоимости нематериальных активов……16
1.4. Сравнительный подход к оценке стоимости нематериальных активов……………………………………………………………………………21
1.5. Затратный подход к оценке стоимости нематериальных активов….....22
1.6. Типичные заблуждения связанные с оценкой стоимости нематериальных активов………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. ОТЧЁТ ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ………………………………………………………………………..28
2.1. Введение………………………………. ………………………………….28
2.2. Описание объекта оценки……………………………..………………….30
2.3. Анализ финансового состояния………………………………….. ……..32
2.4. Оценка стоимости товарного знака……………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
Список литературы…..………………………………

Работа содержит 1 файл

моя.doc

— 507.50 Кб (Скачать)
 

     Полученные  относительные показатели свидетельствуют  о снижении удельного веса внеоборотных активов (с 72,3% в 2004 году до 31, 3% в 2008 году) при увеличении удельного  веса оборотного капитала (с 27,7% в 2004 г. до 68,7% в 2008 г.) соотношение основного и оборотного капитала соответствует показателям эффективно работающего предприятия.

     За  рассматриваемые 2004-2008 г.г. удельный вес собственного капитала предприятия равномерно снижался и только в 2008 г. произошло незначительное увеличение.

     За 2004-2008 г.г. наблюдался рост показателей кредиторской задолженности, но в 2008 г. его удельный вес уменьшился.

     Ретроспективная информация о прибылях и убытках  ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» приведена в таблице 4 и 5.

     Валовый доход ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» показан в рублевом измерении (таб.4), инфляция в этот период была очень высока, поэтому абсолютные величины в таб.5 пересчитаны по среднегодовым курсам в доллары США. 

     Таблица 2.4 – Отчёт о прибылях и убытках (руб.)

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008
Выручка от реализации, тыс.руб 59 541 504 958 3 425 992 6 838 753 10 048 150
Прибыль от реализации, тыс.руб 24 042 9 773 438 137 537 396 1 422 420
В %% от выручки 40,3 1,9 12,7 7,8 14,1
Прибыль до налогообложения 24 002 5 955 391 483 412 730 1 148 274
В %% от выручки 40,3 1,2 11,4 6,0 11,4
Реклама, тыс.руб 150,0 3 416,1 8 042,0 119 000,0 26 983,0
 

     Валовый доход ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» показан  в рублевом измерении (таблица 2.4), инфляция в этот период была очень высока, поэтому абсолютные величины в таб.5 пересчитаны по среднегодовым курсам в доллары США. 

     Таблица 2.5 – Отчёт о прибылях и убытках (USD) 

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008
Выручка от реализации (USD) 66 750 236 072 747 054 1 335 172 1 722 343
Прибыль от реализации (USD) 26 953 4 566 95 537 104 919 243 815
В %% от выручки 40,3 1,9 12,7 7,8 14,1
Прибыль до налогообложения 26 908 2 782 85 364 80 730 196 824
В %% от выручки 40,3 1,2 11,4 6,0 11,4
Среднегодовой курс доллара США, руб/$ 892 2140 4586 5124 5834
 

     Анализ  относительных коэффициентов ТОО  «ЗАКАЗЧИК-ТМ» приводится в табл. 2.6. Относительные коэффициенты были рассчитаны на основе данных баланса и отчета о финансовых результатах за период 2004-2008 годы. 

Таблица 2.6. Относительные коэффициенты ТОО  «ЗАКАЗЧИК-ТМ» 

Показатели на 1.01. 2004 2005 2006 2007 2008
Сумма хозяйственных средств находящихся  в распоряженнии предприятия (тыс. руб.) 26499 205895 810788 1467708 2186087
Оценка  ликвидности          
Коэффициент покрытия 0,96 0,7 0,42 0,6 1,43
Коэффициент быстрой ликвидности 0,63 0,53 0,33 0,59 1,1
Коэффициент абсолютной ликвидности 0,63 0,1 0,33 0,08 0,45
Доля  оборотных средств в активах 0,27 0,35 0,26 0,37 0,68
Оценка  финансовой устойчивости          
Коэффициент концентрации собственного капитала 0,71 0,47 0,38 0,38 0,52
Коэффициент финансовой зависимости 1,4 2,08 2,6 2,5 1,91
Коэффициент концентрации привлеченного капитала 0,28 0,52 0,61 0,61 0,47
Коэффициент структуры долгосрочных вложений 0 0 0 0 0
Коэффициент долгосрочных привлекаемых средств 0 0 0 0 0
Коэффициент структуры привлеченного капитала 0 0 0 0 0
Коэффициент соотношения привлеченного и  собственного капитала 0,4 1,08 1,6 1,57 0,91
Оценка  деловой активности          
Оборачиваемость дебиторской задолженности 14,6 10,9 38,5 23,1 17,5
Оборачиваемость производственных запасов 14,2 29,4 65,8 250,35 66,9
Оборачиваемость собственного капитала 7,5 6,2 20,3 11,9 13,3
Оценка  рентабельности          
Рентабельность  основной деятельности 0,67 0,01 0,14 0,08 0,16
Рентабельность  основного капитала 1,81 0,04 0,59 0,23 0,45
Рентабельность  ссобственного капитала 2,54 0,08 1,46 0,5 1,03
 
 

     Рассчитанные  коэффициенты показывают, что в целом  за рассматриваемый период  (2004-2008 г.г.) финансовое состояние было достаточно стабильным с тенденцией к росту.

     Коэффициент покрытия у компании достаточно хороший. Текущие активы покрывают текущие обязательства.

     Коэффициент быстрой ликвидности, который исчисляется  по более узкому кругу активов, постоянно  растет, денежные средства, расчеты  и прочие активы на 110% покрывают текущие обязательства в 2008 году. Нормальным в мировой практике считается Кбл = 1,0, что характеризует платежеспособность фирмы на перспективу 15-30 дней.

     Коэффициент абсолютной ликвидности компании 0,45 находится в принятом в мировой практике промежутке 0,2 - 0,5; при этом на протяжении последних четырех лет (2005 - 2008 г.г.) сохраняется устойчивый рост данного показателя.

     Доля  оборотных средств в активах  предприятия постоянно увеличивается и если в 2006 г. она составляла всего 26%, то уже в 2008 г. достигла величины 68% причем увеличение произошло по всем пунктам.

     Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость показывают достаточную  концентрацию собственного капитала 52% в 2008 г.

     Хорошим признаком эффективно работающего  предприятия является увеличение оборачиваемости собственного капитала к 2005г. = 6,2 , а в 2008г. = 13.3.

     Исследование  бухгалтерских балансов, отчетов  о прибылях и убытках, расчет относительных  коэффициентов, позволили выявить  следующие важные характеристики финансового состояния ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ»:

  1. Ликвидность компании ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ»  высокая, так как основная часть активов представлена денежными средствами.
  2. Компания не имеет долгосрочной задолженности, а краткосрочная задолженность незначительна, что заметно увеличивает  финансовую устойчивость.
  3. Рентабельность компании  по итогам 2008 г. составляет 16%.
 
 
 
    1.  Оценка стоимости товарного знака

     Оценщик провел расчеты стоимости товарного  знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с учетом факторов риска и вероятности  наступления события.

  1. Выбор метода оценки.

     Существует множество приемов по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, однако большинство из них может быть сгруппировано в три подхода: сравнительный, доходный и затратный. Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке товарных знаков и брэндов следующая: в первую очередь - доходный, во вторую - сравнительный, слабо применим - затратный.

     Оставаясь в рамках того или иного подхода  профессиональные оценщики могут использовать один или несколько оценочных методов. Целью использования более одного метода является достижения наибольшей обоснованности и очевидности выводов оценочного заключения.

     Для оценки зарегистрированного товарного  знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» Оценщик использовал  доходный метод - «метод освобождения от роялти». Метод сравнительного анализа продаж и затратный метод оценщик не применял ввиду отсутствия достоверных сведений, в т.ч. по аналогичным сделкам.

     «Метод  освобождения от роялти» предполагает, что товарный знак предоставляется на лицензионной основе третьей стороне. Дополнительная прибыль, получаемая благодаря известности товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», применена к среднегодовому объему оказанных услуг и полученная в результате прибыль капитализирована.

  1. Расчёт нормы дисконтирования.

     Ставка  дисконтирования Оценщиком была установлена экспертным путем согласно опроса и экспертной оценки мнений специалистов, а также с учетом установившихся традиций экономики и хозяйствования: 
 

     Таблица 2.6 – Ставка дисконтирования

      Оптимистичный вариант 25%
      Наиболее  вероятный вариант 30%
      Пессимистичный  вариант 35%
 
  1. Оценка  стоимости с учётом факторов риска

     Риск  может быть определен как вероятность  того, что события могут развиваться не в соответствии с ожидаемыми прогнозами. При оценки товарного знака необходимость учета степени риска обуславливается несколькими причинами. Во-первых, от степени риска зависит требуемая инвестором норма возврата капитала. Во-вторых, применяя метод сравнения продаж необходимо либо выбирать объекты со сравнимым риском, либо проводить корректировку на отличие в уровне риска. В-третьих, при дисконтировании каждый денежный поток должен иметь адекватную риску норму дисконтирования. Наиболее часто применяемыми методами анализа и учета рисков в практике оценки являются анализ чувствительности и метод сценариев.

     Оценщик в настоящем отчете применял метод сценариев. Сущность метода сценариев заключается в количественной оценке влияния рисков на результаты расчетов. Основополагающим в методе сценариев является предположение о том, что возможны три варианта развития событий по отношению к конечному результату: пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический.

     Для каждого сценария методом экспертных оценок определяются вероятности их осуществления в зависимости от прогнозируемых тенденций изменения ситуации на рынке. Затем на основе анализа динамики независимых переменных величин прогнозируют их значение в случае реализации каждого сценария. В конечном итоге получают три значения искомого конечного результата - пессимистическое, наиболее вероятное и оптимистическое, рассчитанные с учетом вероятности реализации соответствующих сценариев. В предположении нормального распределения значений конечного результата определяют величину доверительного интервала, рассчитав вариацию и среднеквадратичное отклонение.

     Оценщик экспертным путем определил вероятность реализации сценариев следующим образом: 

     Таблица 2.7. – Вероятность реализации сценариев

Сценарий Вероятность осуществления
    Пессимистический
    20%
    Наиболее вероятный
    60%
    Оптимистический
    20%
 
  1. Оценка  стоимости методом «освобождения от роялти»

     Исходными данными для расчета являлись фактические и прогнозные показатели выручки от оказания услуг с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» (табл. 2.8, 2.9, 2.10), а также заключения эксперта (табл. 2.6 и 2.7).

     В следствии высокой инфляции в рассматриваемый период исходные данные о фактических объемах реализации услуг с использованием товарного знака и затратах, связанных с его поддержанием в силе были пересчитаны в доллары США по среднегодовому курсу.

     Ставка  роялти является одной из наиболее трудноопределимых характеристик. Из-за отсутствия надежных методов определения научно-обоснованного ее значения для оцениваемого объекта, в качестве стартовой точки (для пессимистического сценария) берем нижнее значение (3%-10%) рекомендуемых в мировой практике ставки роялти - 3%.  

     Таблица 2.8 – Фактический объём реализации услуг с использованием товарного  знака и затраты, связанные с  его поддержанием в силе

Показатели Фактические показатели, в долларах США
  2004 2005 2006 2007 2008
Объем услуг, оказанных с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» 66.750 236.072 747.054 1.335.172 1.722.343
Расходы на рекламу 168 1.596 1.754 23.224 4.625
Затраты на рекламу от общей выручки 0,04 % 0,12 % 0,04 % 0,3 % 0,05 %
Расходы, связанные с поддержанием в силе ТЗ 29,4 279,3 306,9 4064,2 809,4
Среднегодовой курс доллара США, руб/USD 892 2140 4586 5124 5834
Средневзвешанное  значение затрат на рекламу от общей  выручки 0, 123 %

Информация о работе Оценка стоимости нематериальных активов