Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа
Бизнес – это конкретная деятельность юридического лица или физического лица. При этом юридическое лицо – предприятие рассматривается как имущественный комплекс для предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс же включает в себя: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырьё и продукцию, нематериальные актива, имущественные обязательства. Бывает, что требуется оценка как всего предприятия, как имущественного комплекса, так и отдельных его составляющих.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ….....5
1.1. Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия……...5
1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов…………..10
1.3. Доходный подход к оценке стоимости нематериальных активов……16
1.4. Сравнительный подход к оценке стоимости нематериальных активов……………………………………………………………………………21
1.5. Затратный подход к оценке стоимости нематериальных активов….....22
1.6. Типичные заблуждения связанные с оценкой стоимости нематериальных активов………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. ОТЧЁТ ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ………………………………………………………………………..28
2.1. Введение………………………………. ………………………………….28
2.2. Описание объекта оценки……………………………..………………….30
2.3. Анализ финансового состояния………………………………….. ……..32
2.4. Оценка стоимости товарного знака……………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
Список литературы…..………………………………
Полученные относительные показатели свидетельствуют о снижении удельного веса внеоборотных активов (с 72,3% в 2004 году до 31, 3% в 2008 году) при увеличении удельного веса оборотного капитала (с 27,7% в 2004 г. до 68,7% в 2008 г.) соотношение основного и оборотного капитала соответствует показателям эффективно работающего предприятия.
За рассматриваемые 2004-2008 г.г. удельный вес собственного капитала предприятия равномерно снижался и только в 2008 г. произошло незначительное увеличение.
За 2004-2008 г.г. наблюдался рост показателей кредиторской задолженности, но в 2008 г. его удельный вес уменьшился.
Ретроспективная информация о прибылях и убытках ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» приведена в таблице 4 и 5.
Валовый
доход ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ» показан в рублевом
измерении (таб.4), инфляция в этот период
была очень высока, поэтому абсолютные
величины в таб.5 пересчитаны по среднегодовым
курсам в доллары США.
Таблица 2.4 – Отчёт о прибылях и убытках (руб.)
|
Валовый
доход ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ»
Таблица
2.5 – Отчёт о прибылях и убытках
(USD)
Показатели | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Выручка от реализации (USD) | 66 750 | 236 072 | 747 054 | 1 335 172 | 1 722 343 |
Прибыль от реализации (USD) | 26 953 | 4 566 | 95 537 | 104 919 | 243 815 |
В %% от выручки | 40,3 | 1,9 | 12,7 | 7,8 | 14,1 |
Прибыль до налогообложения | 26 908 | 2 782 | 85 364 | 80 730 | 196 824 |
В %% от выручки | 40,3 | 1,2 | 11,4 | 6,0 | 11,4 |
Среднегодовой курс доллара США, руб/$ | 892 | 2140 | 4586 | 5124 | 5834 |
Анализ
относительных коэффициентов
Таблица
2.6. Относительные коэффициенты ТОО
«ЗАКАЗЧИК-ТМ»
|
Рассчитанные коэффициенты показывают, что в целом за рассматриваемый период (2004-2008 г.г.) финансовое состояние было достаточно стабильным с тенденцией к росту.
Коэффициент покрытия у компании достаточно хороший. Текущие активы покрывают текущие обязательства.
Коэффициент быстрой ликвидности, который исчисляется по более узкому кругу активов, постоянно растет, денежные средства, расчеты и прочие активы на 110% покрывают текущие обязательства в 2008 году. Нормальным в мировой практике считается Кбл = 1,0, что характеризует платежеспособность фирмы на перспективу 15-30 дней.
Коэффициент абсолютной ликвидности компании 0,45 находится в принятом в мировой практике промежутке 0,2 - 0,5; при этом на протяжении последних четырех лет (2005 - 2008 г.г.) сохраняется устойчивый рост данного показателя.
Доля оборотных средств в активах предприятия постоянно увеличивается и если в 2006 г. она составляла всего 26%, то уже в 2008 г. достигла величины 68% причем увеличение произошло по всем пунктам.
Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость показывают достаточную концентрацию собственного капитала 52% в 2008 г.
Хорошим признаком эффективно работающего предприятия является увеличение оборачиваемости собственного капитала к 2005г. = 6,2 , а в 2008г. = 13.3.
Исследование бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, расчет относительных коэффициентов, позволили выявить следующие важные характеристики финансового состояния ТОО «ЗАКАЗЧИК-ТМ»:
Оценщик провел расчеты стоимости товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» с учетом факторов риска и вероятности наступления события.
Существует множество приемов по оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности, однако большинство из них может быть сгруппировано в три подхода: сравнительный, доходный и затратный. Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке товарных знаков и брэндов следующая: в первую очередь - доходный, во вторую - сравнительный, слабо применим - затратный.
Оставаясь в рамках того или иного подхода профессиональные оценщики могут использовать один или несколько оценочных методов. Целью использования более одного метода является достижения наибольшей обоснованности и очевидности выводов оценочного заключения.
Для
оценки зарегистрированного товарного
знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» Оценщик
«Метод освобождения от роялти» предполагает, что товарный знак предоставляется на лицензионной основе третьей стороне. Дополнительная прибыль, получаемая благодаря известности товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ», применена к среднегодовому объему оказанных услуг и полученная в результате прибыль капитализирована.
Ставка
дисконтирования Оценщиком была
установлена экспертным путем согласно
опроса и экспертной оценки мнений специалистов,
а также с учетом установившихся традиций
экономики и хозяйствования:
Таблица 2.6 – Ставка дисконтирования
Оптимистичный вариант | 25% |
Наиболее вероятный вариант | 30% |
Пессимистичный вариант | 35% |
Риск может быть определен как вероятность того, что события могут развиваться не в соответствии с ожидаемыми прогнозами. При оценки товарного знака необходимость учета степени риска обуславливается несколькими причинами. Во-первых, от степени риска зависит требуемая инвестором норма возврата капитала. Во-вторых, применяя метод сравнения продаж необходимо либо выбирать объекты со сравнимым риском, либо проводить корректировку на отличие в уровне риска. В-третьих, при дисконтировании каждый денежный поток должен иметь адекватную риску норму дисконтирования. Наиболее часто применяемыми методами анализа и учета рисков в практике оценки являются анализ чувствительности и метод сценариев.
Оценщик в настоящем отчете применял метод сценариев. Сущность метода сценариев заключается в количественной оценке влияния рисков на результаты расчетов. Основополагающим в методе сценариев является предположение о том, что возможны три варианта развития событий по отношению к конечному результату: пессимистический, наиболее вероятный, оптимистический.
Для каждого сценария методом экспертных оценок определяются вероятности их осуществления в зависимости от прогнозируемых тенденций изменения ситуации на рынке. Затем на основе анализа динамики независимых переменных величин прогнозируют их значение в случае реализации каждого сценария. В конечном итоге получают три значения искомого конечного результата - пессимистическое, наиболее вероятное и оптимистическое, рассчитанные с учетом вероятности реализации соответствующих сценариев. В предположении нормального распределения значений конечного результата определяют величину доверительного интервала, рассчитав вариацию и среднеквадратичное отклонение.
Оценщик
экспертным путем определил вероятность
реализации сценариев следующим образом:
Таблица 2.7. – Вероятность реализации сценариев
Сценарий | Вероятность осуществления |
|
|
|
|
|
|
Исходными данными для расчета являлись фактические и прогнозные показатели выручки от оказания услуг с использованием товарного знака «ЗАКАЗЧИК-ТМ» (табл. 2.8, 2.9, 2.10), а также заключения эксперта (табл. 2.6 и 2.7).
В следствии высокой инфляции в рассматриваемый период исходные данные о фактических объемах реализации услуг с использованием товарного знака и затратах, связанных с его поддержанием в силе были пересчитаны в доллары США по среднегодовому курсу.
Ставка
роялти является одной из наиболее
трудноопределимых характеристик. Из-за
отсутствия надежных методов определения
научно-обоснованного ее значения для
оцениваемого объекта, в качестве стартовой
точки (для пессимистического сценария)
берем нижнее значение (3%-10%) рекомендуемых
в мировой практике ставки роялти
- 3%.
Таблица 2.8 – Фактический объём реализации услуг с использованием товарного знака и затраты, связанные с его поддержанием в силе
|