Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:34, курсовая работа
Бизнес – это конкретная деятельность юридического лица или физического лица. При этом юридическое лицо – предприятие рассматривается как имущественный комплекс для предпринимательской деятельности. Имущественный комплекс же включает в себя: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырьё и продукцию, нематериальные актива, имущественные обязательства. Бывает, что требуется оценка как всего предприятия, как имущественного комплекса, так и отдельных его составляющих.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1.ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ ….....5
1.1. Роль и место нематериальных активов в развитии предприятия……...5
1.2. Цели и задачи оценки стоимости нематериальных активов…………..10
1.3. Доходный подход к оценке стоимости нематериальных активов……16
1.4. Сравнительный подход к оценке стоимости нематериальных активов……………………………………………………………………………21
1.5. Затратный подход к оценке стоимости нематериальных активов….....22
1.6. Типичные заблуждения связанные с оценкой стоимости нематериальных активов………………………………………………………..26
ГЛАВА 2. ОТЧЁТ ОБ ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ………………………………………………………………………..28
2.1. Введение………………………………. ………………………………….28
2.2. Описание объекта оценки……………………………..………………….30
2.3. Анализ финансового состояния………………………………….. ……..32
2.4. Оценка стоимости товарного знака……………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….45
Список литературы…..………………………………
-
«указание происхождения
Правовой формой использования товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования является лицензионный договор.
По
договору о передачи ноу-хау передается
само ноу-хау, а не право пользования
им. Обязательными элементами договора
о передаче ноу-хау является описание
всех признаков передаваемого
1.2
Цели и задачи оценки
Наиболее часто оценка нематериальных активов проводится для следующих целей2:
По мере развития экономики, внедрения новых технологий и выпуска наукоёмкой продукции, нематериальные активы становятся одной из наиболее важных составных частей активов предприятия. Достаточно часто встречаются случаи, когда стоимость нематериальных активов компании превосходит стоимость всех её материальных активов и является основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Это особенно справедливо для предприятий, имеющих устойчивую деловую репутацию на рынке, владеющими известными товарными знаками или работающими на рынке наукоёмкой продукции.
Предприятия проводят оценку нематериальных активов при совершении сделок купли-продажи или при заключении лицензированного соглашения на право использования нематериальных активов, при определении размера компенсации, а также при изменении стоимости основных средств предприятия в бухгалтерском учёте.
Оценка
стоимости нематериальных активов
особенно важна для предприятий
высокотехнологических
Оценка нематериальных активов производится в соответствии с Методическими рекомендациями по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов и Порядком экспертизы достоверности оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденными совместным приказом Государственного патентного комитета, Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по науке и технологиям
Документы, необходимые для оценки:
Нематериальные активы предприятия оцениваются по тем же видам стоимости, что и другое имущество, т. е. по восстановительной, рыночной, инвестиционной, залоговой, страховой, налогооблагаемой и так называемой первоначальной3.
- проведение переоценки нематериальных активов по решению Правительства РФ;
-
внесение установленных в
-
капитальные вложения в
- другие случаи в соответствии с законодательством.
-
мотивации покупателя и
-
обе стороны хорошо
-
нематериальный актив был
- оплата произведена в денежной форме;
-
цена является нормальной, не
затронутой специфическими
В целом для оценки нематериального активов применимы те же три основные подхода, которые применяются для оценки в целом: это затратный, доходный и сравнительный подходы.
Вместе с тем, по отношению к нематериальным активам использование этих подходов несет свою специфику, поскольку нематериальный актив является довольно нестандартным объектом для оценки4.
Так, величина стоимости в рамках затратного подхода базируется на затратах, которые необходимо понести, чтобы воспроизвести объект оценки. Насколько эти затраты отражают рыночную стоимость, например, товарного знака. Если речь идет об оценке вновь созданного, нераскрученного товарного знака, то вероятно, такое отождествление может быть справедливым, особенно если все расходы произведены недавно. Если же речь идет об оценке уже раскрученного бренда, то понесенные затраты чаще всего имеют довольно отдаленное отношение к рыночной его стоимости, будь то затраты на рекламу (эффективность которой, как известно, может быть разной) или тем более затраты на регистрацию.
Не всегда применим к нематериальным активам и сравнительный подход. Дело в том, что нематериальные активы чаще всего продаются в составе бизнеса, отдельная же продажа объектов нематериального актива случается довольно редко. Кроме того, существует ряд объектов, например, патенты или права на произведения искусства к которым весьма сложно подобрать аналоги в полном смысле этого слова. Конечно, известны случаи, когда тот или иной бизнес покупается ради торговой марки, или например, принадлежащей предприятия технологии, но чаще всего бывает непросто выделить стоимостную долю покупки, приходящуюся на нематериальный актив.
Поэтому основным подходом при оценке нематериальных активов чаще всего является доходный подход. Этот подход основан на доходах, которые ожидает получить владелец нематериального актива. Оценивая нематериальный актив в рамках доходного подхода, аналитик ищет способ выделить доход, относящийся к оцениваемому нематериальному активу, чтобы определить стоимость нематериальных активов при помощи обычных методов доходного подхода.
В
целом удобство применения того или
иного подхода зависит от того,
какой именно нематериальный актив
оценивается. Например, в известной монографии
Г.Смита и Р.Парра приведена таблица, отражающая
применимость, с точки зрения этих авторов,
подходов к оценке для оценки различных
типов нематериальных активов (таблица
1.1).
Таблица 1.1 Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке НМА и объектов интеллектуальной собственности.
Виды НМА и ОИС | В первую очередь | Во вторую очередь | В последнюю очередь |
Патенты и технологии | Доходный | Сравнительный (рыночный) | Затратный |
Товарные знаки | Доходный | Сравнительный (рыночный) | Затратный |
Объекты авторского права | Доходный | Сравнительный (рыночный) | Затратный |
Квалифицированная рабочая сила | Затратный | Доходный | Сравнительный (рыночный) |
Информационное программное обеспечение менеджмента | Затратный | Сравнительный (рыночный) | Доходный |
Программные продукты | Доходный | Сравнительный (рыночный) | Затратный |
Дистрибьюторские сети | Затратный | Доходный | Сравнительный (рыночный) |
Базовые депозиты | Доходный | Сравнительный (рыночный) | Затратный |
Права по франчайзингу | Доходный | Сравнительный (рыночный) | Затратный |
Корпоративная практика и процедуры | Затратный | Доходный | Рыночный |
1.3
Доходный подход к оценке