Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:48, курс лекций
Учение о проектировании машиностроительных заводов за сравнительно короткий срок прошло путь от простой систематизации заводского опыта до создания научной дисциплины.
Первые научные положения по технологическому проектированию заводов имеются в трудах проф. Тимме И.А. (1836 – 1896), дальнейшее развитие они получили в трудах проф. Гаврилина (1861 – 1914).
Настоятельная необходимость в создании научной дисциплины «Проектирование машиностроительных цехов и заводов» возникла в годы первых пятилеток (в период индустриализации и коллективизации). За эти годы было построено более 1500 заводов, в т.ч. промышленные гиганты (ГАЗ, ЗиЛ, ХТЗ, ВТЗ, ГПЗ-1 и др.). Поэтому научное проектирование предприятий и создание научных основ для такого проектирования стало одной из актуальнейших задач в процессе индустриализации. Поэтому советские ученые разработали научно-обоснованную методику проектирования машиностроительных заводов. И с начала 30-х годов в учебные планы ВУЗов по специальности «Технология машиностроения» был включен курс «Основы проектирования механических и сборочных цехов».
Иллюстрации
к табл. ___ приведены на рис. 5.
Табл.
9.
Вид транспорта | Ширина проезда | Расстояние между станками |
Электрокары (1 – 5 т) | 3000 – 4000 | 3400 – 4500 |
Электропогрузчики (0,5 – 3 т) | 3500 – 5000 | 4000 – 5500 |
Грузовые автомашины (1 – 5 т) | 4500 – 5500 | 5000 - 6000 |
Табл. 10
Мостовой кран | А =2000; 2500
Б = 2500; 3000 |
А = 2000; 2500
Б = 3300; 3800 |
А = 2000; 2500
Б = 4000; 4500 |
Эл. кары | А = 2000; 2500
Б = 2500; 3000 при одностор. движении А = 3000; 3500 Б = 3500; 4000 при двухстор. движении |
А = 2000; 2500
Б = 3300; 3800 |
А = 2000; 2500
Б = 4000; 4500 |
Только одностороннее движение. |
При вычерчивании габаритов станка принимается его контур по крайним выступающим частям, причем в габарит входят крайние положения движущихся частей станка. Каждому типу станка дается условное графическое изображение в М 1:100 или 1:200.
При детальном проектировании станочная площадь (производственная) определяется на основании планировки путем разработки плана расположения всего оборудования, рабочих мест, конвейерных и др. устройств, мест складирования заготовок, проездов и пр.
Ширина пролетов – расстояние между осями колонн в поперечном направлении пролета. Зависит от габаритных размеров оборудования и средств транспорта: ширина
В = 18 м (для легкого машиностроения)
В = 18 и 24 м (для среднего машиностроения)
В = 24, 30 и 36 м (для тяжелого машиностроения)
Ширина всех пролетов механического цеха принимается одинаковой.
Шаг колонн – расстояние между осями колонн в продольном направлении. Зависит от рода применяемого материала для зданий, его конструкции и нагрузок. Принимается равной 6; 9 и иногда 12 м. Расстояние между осями колонн в поперечном и продольном направлении образует сетку колонн. В механических цехах более часто применяются сетки: 18 ´ 6; 24 ´ 6; 18 ´ 12; 24 ´ 12. В тяжелом машиностроении 30 ´ 6 и 36 ´ 6.
Длина пролета определяется суммой размеров последовательно расположенных производственных и вспомогательных отделений, проходов и др. участков цеха. Длина пролетов должна быть кратна размеру шага колонн и одинаковой для всех пролетов.
Высота пролетов 6 – 8,4 м в бескрановых пролетах и 10,8 – 19,8 в крановых. В пролетах, не имеющих подъемных кранов, применяется подвесное подъемно-транспортное оборудование (кранбалки грузоподъемностью 0,5 – 5 т, подвесные конвейеры и др.)
Показателем, характеризующим использование площади механического цеха, является удельная площадь, т.е. площадь, приходящаяся на один станок:
По этому показателю судят об использовании производственной площади цеха.
Sуд для малых станков 10 – 12 м2
средних станков – 15 – 25 м2
крупных станков – 25 – 70 м2
особо крупных – 70 – 200 м2
Очень плотное размещение станков (Sуд мало) создает нерациональные условия для работы (затрудняет движения рабочего, уменьшает безопасность, ухудшает освещенность); в результате снижается производительность труда.
Обратное положение ведет за собой увеличение затрат на 1 станок.
План цеха выполняется в масштабе 1:100 или 1:200.
На плане должно быть изображено все оборудование и устройства, относящиеся к рабочему месту:
Строительная часть плана.
К вспомогательным отделениям относятся:
Служит для разрезки, отрезки, центровки, правки и обдирки прутковых материалов.
Может быть совмещено со складом материалов и заготовок и является частью его хозяйства или же для крупных предприятий может быть самостоятельным.
Оборудование – отрезные станки, дисковые пилы, приводные ножовки, центровальные и фрезерно-центровальные станки, правильные, обдирочные станки, прессы для правки и др.
Определение потребного количества оборудования производится на основании разработанного тех. процесса на заготовительные операции:
Удельная площадь обычно составляет 25 – 30 м2.
Площадь считается :
С
целью улучшения качества заточки
режущего инструмента заточка
Основное оборудование – заточные станки.
Точный расчет заточных станков как правило не производится из-за большой трудоемкости расчетов и отсутствия полных исходных данных.
Потребное количество заточных станков общего назначения в среднем составляет 4 – 6% от количества станков, обслуживаемых заточкой.
После заточки часто применяют доводку режущего инструмента с целью улучшения качества отделки и повышения производительности.
Особое значение имеет доводка для твердых сплавов, т.к. они обладают большой твердостью и хрупкостью. После доводки выкрашивание в значительной степени устраняется. Доводка производится на специальных станках, количество которых принимается равным приблизительно ½ количества заточных станков, на которых затачивается инструмент, подлежащий доводке.
Удельная производственная площадь заточного отделения составляет 8 – 10 м2, а уд. общая площадь этого отделения – 10 – 12 м2 на 1 станок. Во вспомогательную площадь этого отделения входят:
Заточное отделение следует располагать смежно с инструментальным складом.
Кол-во рабочих – 1,7 – 2 чел. на один заточной станок при работе в 2 смены.
В механических цехах устраиваются контрольные отделения, которые являются частями (отделениями) заводского ОТК. Контрольное отделение проверяет:
Разновидности контроля:
Кроме того, контроль, выполняемый в цехах, может быть летучий, промежуточный и окончательный.
Летучий – в форме периодических проверок деталей в процессе их изготовления для предупреждения массового брака. Наиболее эффективным методом летучего контроля является статистический контроль, применяемый в серийном и массовом производстве. Летучему контролю подвергаются первые детали, обработанные после наладки или переналадки станка, а другие детали – после определенных операций.
Промежуточный контроль – производится между операциями, когда деталь прошла одну операцию. Производится в единичном и серийном производствах на контрольных площадках, установленных в конце каждой группы станков (указывается в планировке).
При расположении станков по порядку технологического процесса контрольные площадки располагаются у станков, после которых производится контроль (расточных, шлифовальных, хонинговальных, отделочных и т.п.)
Окончательный контроль – производится после окончания всех операций, после полной обработки детали. Проверку выполняют в контрольном отделении.
Окончательному и промежуточному контролю подвергаются или все детали (сплошной контроль) или выборочно. В случае обнаружения брака при обработке на поточной линии все последующие операции подвергают сплошному контролю до устранения обнаруженных отклонений.
Подробный расчет потребного количества контролеров производится на основе разработанных контрольных карт. Но это требует значительного времени. На практике контролеров принимают в процентном отношении от числа станочников: