Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:05, курс лекций
1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС.
2. ПРИЗНАКИ БИЗНЕСА.
3. ВИДЫ БИЗНЕСА.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5. ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.
6. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
7. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
8. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
9. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
10. ИМУЩЕСТВО И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
11. ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
12. РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.
4. Двойное подчинение в матричных структурах.
5. Матричная структура управления включает в себя: проектную структуру управления и проблемно-целевую структуру управления.
Проблемы матричной структуры управления: установление приоритетов заданий и распределение времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение ее долгосрочных целей.
Достоинства матричной системы управления:
активизация деятельности руководителей - активная творческая деятельность по совершенствованию производства;
усиление личной ответственности руководителя за программу в целом и организацию четкого взаимодействия в системе управления;
поиск новых нетрадиционных решений проблем и инноваций;
сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления путем передачи полномочий принятия решений на средний уровень управления;
обеспечение гибкости и оперативности маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ в рамках одной фирмы.
Сфера распространения матричных структур управления:
Кроме этих структур выделяются: отделенческая структура управления; проектная структура управления (проект - комплекс работ с участием нескольких фирм и созданием централизованной системы управления); проблемно - целевая структура управления; командная (цель - быстрое решение какой-либо поставленной конкретной задачи‚ - предполагает создание группы (команды) специалистов, в которую входят представители всех функциональных служб‚ и которой предоставляются необходимые ресурсы‚ и ставится цель обеспечить выполнение конкретной задачи).
Планирование является самой важной из всех управленческих функций. Его цели: устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости среды функционирования фирмы, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль.
Планирование является основным элементом предвидения, инструментом управления, одним из важнейших принципов управления. Различают: долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование охватывает период 5 лет и более. Основная задача такого планирования – выбор средств для выполнения намеченных целей. Здесь определяется кадровая политика, общая производственная стратегия, общая финансовая политика.
Среднесрочное планирование рассчитано на 2 – 5 лет.
Краткосрочное прогнозирование до года, иногда до двух лет. Это планирование использования физических ресурсов. Планы составляются на один – два года с детализацией по кварталам и месяцам.
Внутрифирменное планирование отличается большим разнообразием организационных форм. В крупных корпорациях работа по перспективному планированию сосредоточена в производственных подразделениях и производственных группах. На уровне фирмы определяют следующие показатели:
объем доходов; объем реализации продукции; товарооборот; валовая продукция.
После утверждения планов их представляют в цифрах – составляют бюджет.
Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями. Финансовый план состоит из 5 разделов:
1. смета доходов и расходов;
2. смета расходов времени и материалов;
3. смета капиталовложений;
4. кассовый план;
5. общий баланс.
Состав расходов: расходы на зарплату; затраты на приобретение материалов и полуфабрикатов; амортизационные отчисления; расходы на энергоресурсы; расходы по коммунальному хозяйству; расходы на транспорт; оплата налогов; расходы на управление. Статьи себестоимости разнообразны в зависимости от специфики того или иного производства.
1
Таблица
Виды управления трудом
Тип экономического роста | Управление трудом | ||
Материальная основа | Системообразующий фактор | Вид управления трудом | |
Доиндустриальный | Мануфактурное производство | Кооперация частичных рабочих | Ремесленный |
Индустриальный | Крупное машинное производство | Система машин с «живыми придатками» | Технократический |
Научно – технический | Гибкое производство, ориентированное на нововведения | Взаимодействие в научно-производственном цикле | Инновационный |
Управление трудом является одним из важнейших принципов управления предприятием. «Живой труд» со стороны социальных, моральных и экономических позиций, является самым весомым критерием оценки производства, управленческих решений. Когда выбирают критерий принятия решения, человеческий фактор должен играть первостепенную роль.
Доиндустриальный тип экономического роста основан на мануфактурном производстве и кооперации частных рабочих предполагал линейную организационную структуру, принцип единоначалия, единоличное принятие управленческого решения.
Рост средств и объема производства произошел при индустриальном типе экономического роста. Материальной основой этого типа является крупное машинное производство, при этом люди рассматриваются как «живые придатки» к системе машин.
При индустриальном типе экономического роста сформировался и развился технократический вид управления трудом. Для этого вида характерными чертами являются: функциональная организационная система управления; при принятии решений главным критерием считалось техническое оснащение. Наряду с другими принципами управления, принцип единоначалия продолжал назревать. При технократическом типе проблема управления трудом усложняется. Звенья управления должны не только учитывать живой труд, но и обучать, переобучать, стимулировать, внедрять целую систему оплаты труда и премирования.
Как указывалось выше, на систему управления фирмой влияет комплекс объективных факторов и целый ряд субъективных личностных факторов. Одной из важнейших задач управления фирмой является выбор инновационной стратегии. Различают следующие разновидности инновационных стратегий:
- традиционная;
- оппортунистическая;
- имитационная;
- оборонительная;
- зависимая;
- наступательная;
- смешанная.
Традиционная стратегия предполагает работы по повышению качества продукции. Она не предполагает коренного пересмотра, крупных инвестиций, новых технологий и т.д. Со временем такая стратегия может привести к кризису.
Оппортунистической называется стратегия, которая основана на выборе неосвоенной ниши, на нововведениях, которые отличаются от традиционных приемов, это неожиданный ход, непредсказуемое контрагентами дело.
Имитационная используется организациями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции, которые не являются пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. Суть модели в том, что при производстве копируются основные потребительские свойства (но не обязательно технические особенности) нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными организациями или организациями-лидерами.
Разновидности имитационной стратегии часто встречаются в Японии и в ряде других стран.
Оборонительная стратегия предполагает сохранение прежних достижений, рассмотрение принципа бдительности, как одного из важных принципов управления при выборе стратегии. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение «затраты – результат» в инновационном процессе. Данный тип стратегии требует интенсивных НИОКР.
Зависимая стратегия чаще всего используется мелкими фирмами, которые не могут самостоятельно осуществлять дело и конкуренцию. Фирмы, выбравшие эту стратегию, идут на союз с более сильной фирмой. Зависимые фирмы часто по заказу союзников выполняют определенные услуги, изготавливают продукцию.
Наступательная стратегия предполагает реализацию креативного типа конкурентного поведения. При такой стратегии фирма имеет поступательный прогресс по всем направлениям деятельности предприятия. Характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным организациям.
Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция организации и проводимая ею научно-техническая политика.
Инновационная стратегия исходит из принципа «время – деньги». Выбор инновационной стратегии с учетом жизненного цикла продукта учитывает следующее:
1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.
2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.
3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.
4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.
5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале «увядания» системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.
6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.
7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.
8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.
Согласно современной экономической науке, в каждый конкретный период времени конкурентоспособная производственная единица (организация), специализирующаяся на выпуске продукции для удовлетворения определенной общественной потребности, вынуждена работать над товаром, относящимся к трем поколениям техники: уходящему, господствующему и нарождающемуся (перспективному).
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок
Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в корпоративной инновационной стратегии. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных исследовательских проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом оснащении технологических процессов, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению различных инвестиционных программ, укреплению международных связей.
Конкретные приоритетные направления исследований в области товаров и технологий детализируются в перечне критических инновационных тем. Эти инновационные темы носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических инновационных тем руководство организации должно учитывать их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, эффективность деятельности, улучшение экологической ситуации и т. п. Приоритетные направления развития товаров и технологий, а также перечень критических инновационных тем корпоративного уровня может утверждаться на общем собрании акционеров организации либо Советом директоров по представлению руководства корпоративного инновационного центра.
Финансирование работ и инновационных программ может быть направлено не только на углубление исследований в области высоких технологий и эффективных товаров, но и на повышение внутрикорпоративной эффективности, усиление эффекта синергизма. Можно также выделить программы создания машин и производственных комплексов, перспективных информационных технологий.
Перспективные инновационные темы могут представляться для утверждения на общем собрании акционеров в виде: