Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:05, курс лекций
1. ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС.
2. ПРИЗНАКИ БИЗНЕСА.
3. ВИДЫ БИЗНЕСА.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5. ФОРМЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ.
6. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
7. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
8. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
9. КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ
10. ИМУЩЕСТВО И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
11. ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
12. РЫНОК И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА.
Технические навыки - способность выполнять определенную работу. Технические навыки необходимы руководителям низшего звена. Кроме этого‚ все управляющие должны иметь «технические» управленческие способности‚ - административные навыки. Это умение составлять расписание, читать компьютерные распечатки и т.д.
Коммуникативные навыки - навыки, необходимые для того, чтобы правильно понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними. Это навыки общения, обмена информацией; умение выбирать информационные средства(устное -письменное общение); общение посредством «хождения в народ» и т.д.
Аналитические навыки - способность видеть организацию в целом и понимать взаимодействие между ее частями. Включают: получение и, обработку, анализ информации, установление взаимосвязей, выявление проблем, благоприятных возможностей‚ формулирование выводов, принятие решений, составление планов и т.д.
Методы управления
Управленческие отношения - это отношения начальников и подчиненных. Методы управления, являются инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия.
Существует 3 вида методов управления:
1. командный;
2. экономический;
3. социально-психологический.
1. Административные: приказ, распоряжение, указание.
2. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.
Метод экономический. Механизмы:
1. процент отчисляемой прибыли;
2. цена продукта;
3. зарплата;
4. материальное вознаграждение, либо санкции, предусмотренные договором.
Социально-психологический метод. Механизмы:
1. убеждение;
2. критика;
3. информирование;
4. выступление руководителя перед людьми;
5. выговор, объявленный в приказе,
6. награждение грамотой, благодарность в приказе.
Достоинства и недостатки методов:
При командном методе управления отношения субъекта и объекта проявляются в форме власти и подчинения. Основные достоинства метода:
1. обеспечивается единство воли руководства в достижении цели;
2. он не требует крупных материальных затрат;
3. в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.
Недостатки метода следующие:
1. подавляется инициатива, творческая работа;
2. отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы;
3. в крупных организациях:
a. менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности; поэтому она в дефиците;
b. обюрокрачивается аппарат управления;
c. требуется громоздкая система контроля.
Экономические методы управления предполагают договорные отношения субъекта и объекта‚ как правило‚ в товарно-денежной форме. Характеризуются:
1. свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;
2. выполнением договорных обязательств.
Достоинства метода:
1. стимулируется проявление инициативы,
2. реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей.
Недостатки:
остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.
Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные‚ без материальной основы. Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.
Достоинства метода:
1. включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;
2. практически не требуются материальные затраты.
Недостатки:
1. не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;
2. трудно прогнозировать результаты.
3. Нет универсальных методов. На практике‚ как правило‚ они используются в комплексе.
Организационная структура
Организационная структура - форма управления, представляющая собой механизм и способ разделения и кооперации труда с распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации, т.е. структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Цели создания:
1. разделение труда и распределение официальных обязанностей среди отдельных сотрудников и групп;
2. определение сферы контроля управляющих и соподчиненности в организации;
3. координация всех функций - единое целое.
Стадии разработки организационных структур:
1. формирование вертикальной структуры (создание рабочих мест под конкретные функции);
2. подразделение на отделы;
3. формирование горизонтальной структуры (координация всех функций - организация как единое целое).
Критерии выбора организационной структуры:
размеры деятельности (мелкая, средняя, крупная фирма);
производственный профиль фирмы (выпуск одного вида продукции или широкой номенклатуры);
характер выпускаемой продукции и технология её производства;
сфера деятельности (ориентация на местный, национальный или внешний рынок).
Совокупность производственных структур, их определенная соподчиненность называется производственной структурой, которая включает в себя: цеха, заготовительные хозяйства, тепловые хозяйства и т.д.
На особенность производственных структур влияет форма организации производства:
- специализация;
- комбинирование;
- кооперирование.
Все формы организации производства взаимосвязаны. Так, научно – технический прогресс обеспечивает возможность высокой концентрации производства путем увеличения мощности отдельных агрегатов, а следовательно, предприятий.
Производственная структура управления в значительной степени предопределяет организационную структуру управления.
Классификация организационных структур
Различают следующие разновидности организационных структур:
- линейные;
- функциональные;
- линейно-функциональные
- матричные (смешанные).
Линейная структура представляет собой последовательное подчинение директору, характерна для мелких фирм.
Развитие производства особенно в период технократии породило функциональную организационную структуру управления. Специализированное производство предполагает организационное управление внутри производства. Эта структура имеет определенные преимущества – она обеспечивает быстрый рост производства, внедрение новых технологий, освоение капиталовложений.
Признаки:
1. Единоличное руководство подчиненными и сосредоточение в руках одного руководителя всех функций управления (неспециализированное управление). Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное управление подчиненными ему работниками.
2. Вертикальное управление «сверху вниз» - подчинение вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).
3. Принцип единоначалия - предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
Достоинства линейной структуры управления:
единство и четкость распорядительства;
оперативность в принятии решений;
личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
Недостатки линейной структуры управления:
высокие требования к руководителю;
ограничение масштабов предприятия и возможностей руководителя по эффективному управлению.
Сфера распространения линейной структуры управления - используется мелкими и средними фирмами с несложным производством при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Далее, по мере развития производства на более высоком уровне развития технократии функциональная система не стала справляться с поставленными задачами, появилась необходимость для поиска новых организационных структур. Новые организационные структуры – функционально – штабные.
Все чаще организационные структуры становились смешанными. В условиях рыночной экономики организационные структуры управления являются средством, а не целью, они оптимизировались по ряду параметров:
развитие спроса;
территориальные интересы;
прибыльности и др.
Организационная структура, являясь средством реализации содержания управленческой концепции, в значительной степени характеризует потенциал предприятия и его конкурентоспособности
Функциональная структура управления
Признаки:
1. Специализированное управление. Каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций).
2. Самостоятельная управленческая роль функциональных служб - указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.
3. Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Достоинства функциональной структуры управления:
высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
рутинные задачи не требуют оперативного принятия решений.
Недостатки функциональной структуры управления:
снижение ответственности исполнителей за работу;
длительная процедура принятия решений;
сложная иерархия в структуре взаимоотношений.
Линейно - функциональная структура управления (штабное управление)
Признаки:
1. создание специального аппарата управления при первых линейных руководителях;
2. отсутствие самостоятельности в распоряжении производственным подразделением;
3. разрастание аппарата управления - сложность координации.
Недостатки линейно-функциональных структур управления:
отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали - подчинение по иерархии управления.
Матричная структура управления
Признаки:
1. Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой: В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
2. Сочетает в себе горизонтальные и вертикальные связи, при ведущей роли горизонтальных связей; подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам).
3. Более гибкое и приспособленное к реализации инновационных проектов - создаются специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.