Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа
Крупные кафе, предоставляющие услуги публичного доступа во Всемирную паутину, уже прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Советы, как открыть собственное интернет-кафе, дает Владислав Беляев, генеральный директор крупнейшей сети интернет-центров Cafemax, которая располагает на сегодняшний день шестью такими центрами в Москве и Санкт-Петербурге и обеспечивает качественный и быстрый выход в Сеть.
— На какие типы делятся кофейные автоматы?
— Бывают машины полуавтоматические (бармен должен следить за процессом и вовремя его остановить), автоматические (получается готовая порция) и суперавтоматы. Все зависит от формата заведения и того, на какое количество посетителей рассчитана кофейня. К тому же профессиональные кофе-машины комплектуются кофемолками различной производительности. В среднем, оборудование для кофейни (включая кофемолку) стоит $2-2,5 тыс.
ных зерен, в среднем, стоит 100 грн., его хватает на 140 чашечек). Плюс вода, сахар, энергия, амортизация — 30 коп. Итого себестоимость чашки — 1 грн. А продают ее в кафе почем?
— По 5-7 грн. Чего там, и по 20 грн. Это ж какая рентабельность!
— Есть такое. В Клеве "накрутка" , может достигать от 300% ш до 1900%. В ресторанах, барах, на- tfS пример, самые % ШЛ большие зара-
фе - 60-65% ЩЩ ШЯ&Г оборота предпри- ^^^^^^^ ятия. Но не забывайте условие — ее- *в ли выпивается энное количество ча- V шек. Мы ведем статистику потребления кофе: некоторые ко- «М фейни "выпивают" по I кг в день, некоторые — 280 г, есть и такие, где "идет" 100 г в день и меньше. По нашим наблюдениям, каждый день в Киеве открывается заведение, предусматривающее по- ДМ дачу кофе. По сколько открывает- ^54 ся, столько же и закрывается. Если технологическая цепочка где-то нару- Ш шена, ожидать окупаемости можно долго и закрыться, так и ле дождав- щ шись.
КАК "ПОСТАВИТЬ" КОФЕЙНЮ И КОМУ ЕЕ ДОВЕРИТЬ
— Вы перекидали на своем веку немало кофеен. Поставляя сырье и оборудование, уже видите, "что такое хорошо и что такое плохо"...
— Хорошо — когда "от и до" выдерживается концепция заведения.
Подразумевается особая атмосфера кофейни, ее дизайн, логотип, мебель, посуда. И ценовая политика в том числе.
Это стильная кофейня с дорогой посудой, хорошей подачей. В то же время кофе там недорогое. Дешевизна и высокое качество несовместимы.
Или взять ассортимент. Для хорошего заведения, где декларируют культуру кофепития, большая кофейная карта к месту. А там, где на кофе не акцентируют внимание, стоит остановиться на 6-8 видах напитков, чтобы не усложнять работу бармена. Большая кофейная карта ни к чему в диско-, коктейль-барах. Зачем она там, если люди пришли за другим?
РОМАНО (кофе - 7 г, вода - 40 г, сахар — 5 г, долька лимона). АМЕРИКАНО (кофе - 7 г, вода -100 г, сахар — Юг). ДЕКАФИНАТО (кофе без кофеина).
БИЗНЕС №42 (561). 20 октября 2003 года I 7M |
место, помещение, а что с этим добром делать, толком не знают. Прежде всего, необходима концепция будущего заведения. Здесь фантазии нет предела, можно ориентироваться на конкретную целевую аудиторию или придумать "фишку", которая понравится всем. А дальше все определяется меню: средний счет, предполагаемое количество клиентов и т.д. Если "кофейня оператора" (Оборудование и сырье поставляет определенная фирма), он предлагает свои решения. По-хорошему, концепция должна строиться исходя из субъективных пожеланий владельца и профессиональных рекомендаций оператора.
— А как быть с персоналом? С одной стороны, кофейный автомат можно освоить за день-два...
— Если речь идет о бармене, то он должен | уметь не только управляться с кнопками. Нужны азы "кофейных" знаний. Я преподаю в школе баристо и вижу, что для смекалистых людей трех недель учебы достаточно. К конму занятий они уже могут опрсаслггь основные сорта кофе, отличи* хорошие зерна от плохих, готовы ответить на любые вопросы по теории
I вофепитня. Мой ученик подаст кофе I по-венски в Irish-бокале, а не в чашке. I Если он захочет внедрить новую позицию I в меню, потребует у хозяина подходящую I посуду. Бармен должен уметь "выставить помол" (нападать кофемолку). Кстати, девушек обучать работе баристо почему-то сложнее. Профессия эта пока редкая, и потому "мир" кофейных барменов узкий — ушел из одной кофейни, перешел в другую. Таких специалистов в Киеве до двух десятков. Поэтому в уважающем себя заведении работа баристо оценивается в $350-400. В обычных кофейнях платят вполовину меньше. В России еще больше — от $800 до $1500.
— Вечная проблема — контроль за персоналом.
— Эти вопросы регулирует владелец или директор заведения. Могу сказать одно — бесполезно пытаться контролировать опытного бармена. Если вступать с ним в конфронтацию, он или технологию нарушать будет, или "свой" кофе закладывать. Бывает, при обслуживании в кофемолках находят монеты и даже ключи от квартиры, попавшие туда из карманов бармена вместе со "своим" зерном. Поэтому лучше искать в работе с персоналом разумный компромисс.
0 КОФЕ
— Валерий, давайте поговорим собственно о кофейных зернах. Я читала, что 93% пьющих кофе не различают сорта ■арабика" и "робуста"... Я тоже из этого большинства.
#IU«JUlVj*l ««V^'VJVfV* fLn^W^VAAdV* ^*V*V W£SJ.4* **£^V
израстают в горных районах на высоте 800-2000 м над уровнем моря. Робуста растет на высоте 500-600 м и имеет несколько другой, шоколадный привкус. Реже представлены на рынке сорта "либерика" и "эксие-ла". О вкусе, аромате кофейных зерен, выращенных в разных частях земли, не расскажешь и за день.
— А как тогда разобраться в изобилии натурального кофе, который предлагают торговые и кофейные заведения?
; — Это смеси различных сортов, подобранные специалистами кофеперерабатыва-ющих предприятий. Там кофе купажируют (обжаривают по особым технологиям, подбирают соотношение арабики и робусты). в результате чего получается новый сорт Признанные кофейные производители — 2 итальянцы.
щ Кстати, в Украине также есть заводы
^ по производству кофе, продукцию кото-
^^ рых можно встретить в супермаркетах
^^ и в заведениях общественного пита-
В ния.
Н — Что бы вы посоветовали хозяину ^Ш кофейни, выбирающему поставщика ^^^ кофейного сырья?
— Принцип работы на кофейном рынке следующий: поставщик кофейного сырья является одновременно и поставщиком оборудования; он же обеспечивает его сервис и контролирует качество напитка. При реализации больших ресторанных или гостиничных проектов, выбирая оператора, устраивают тендеры: проводят дегустации, оценивают технические характеристики кофе-машин, сравнивают условия поставки сырья, i
Предполагается получить кофеварочную машину бесплатно в обмен на обещание стать постоянным потребителем кофейного сырья.
Но это ненадежный вариант.
Лучше наладить партнерские отношения с солидным кофейным оператором. Такое сотрудничество позволит правильно подобрать оборудование и обеспечит его последующее обслуживание, снимет проблемы разработки кофейной карты и подготовки персонала. Не говоря уже о том, что кофейня будет стабильно получать кофейное зерно. Хочу подчеркнуть, что необходимо использовать только смеси, составленные для приготовления в эспрессо-машинах.
— Валерий, ответьте, как специалист, — кофе пить вредно?
— По словам врачей, натуральный кофе полезен, но в разумных пределах. 3-4
к чашки эспрессо в день пойдут, скорее, г на пользу. А кому кофе не рекомендуется, я советую пить декафинато (кофе без кофеина).
на опыт российского "кофейнестроительства':
В том, что Москва переживает нынче бум "кофейнестроительства", может убедиться каждый, кто пройдет хотя бы несколько /петров по центру белокаменной. в некоторых особо оживленных исторических или деловых местах кофейни либо выстроены в ряд на одной стороне улицы с промежутком в несколько домов, либо почти упираются друг в друга "лбами" фасадов, разделенных лишь узкой проезжей (или пешеходной) частью. Все это выглядит очень по-европейски, поскольку у большинства московских кофеен три четверти, а то и четыре пятых фасада занимают прозрачные витрины, через которые прохожие могут вволю разглядывать стильный интерьер и многочисленных (как правило) посетителей.
КЛИЕНТЫ
Зайдя в одну из самых популярных в Москве кофеен, автор этих строк не только увидел разномастных представителей так называемого "низшего среднего класса" российской столицы, но даже смог приблизительно прикинуть, у каких сегментов "общепитовского рынка" недавно открывшееся заведение отобрало тех или иных сегодняшних своих посетителей.
" Вот эта группа громко разговаривающих иностранцев, — прикидывал автор, — еще полгода назад наверняка пошла
бы. скрепя ^Ябше^^М
ресторан. ^Е ЗР Щ
Вот эти *^* ™*П1?^
встречающиеся по вы- *&
ходным подружки-мамаши со сползающими со стула детьми — в "МакДональдс ". Веселящаяся за столом в углу студенческая компания, скорее всего, пила бы не кофе, а пиво и устроилась где-нибудь на парковой скамейке. Ну и, наконец, вот эта одинокая пожилая дама в шляпе с широкими полями и вуалью наверняка осталась бы дома."
Отсюда — немаловажный вывод, который, надеюсь, пригодится бизнесменам, только собирающимся открыть свое заведение и прикидывающим количество потенциальных посетителей, — кофейня не только отбирает посетителей у фаст-фуда и ресторанов, но и формирует какую-то часть своей клиентской базы за счет людей, до этого услугами общепита, как правило, не пользовавшихся или пользовавшихся крайне редко.
МЕНЮ И ИНТЕРЬЕР
Меню: напитки — 8 позиций, фирменные блюда — 5, кофе — 16, холодный кофе — 5, кофе с алкоголем — 7, шоколадные напитки — 6, черный чай – 5, зеленый чай — 7, белый чай — 2, фруктовый чай — 2, мате — 2, молочные коктейли, шейки— 9, соки и нектары — 10, безалкогольные напитки — 5, алкогольные напитки — 6, горячие коктейли — 3, белое вино — 6, красное вино — 4, розовое вино, десертное и портвейн — по 1, шампанское и игристое вино — 4, виски — 3, джин — 1, ром — 2, бренди и коньяк — 4, абсент — 1, водка — 3, текила — 2, ликеры — 4, аперитив — 1, супы — 3, салаты — 6, панини — 2, блинчики — 6, горячие вафли — 3, десерты — 5, торты, пирожные, выпечка — 18 позиций.
Плюс изготовление тортов на заказ и продажа развесных чая, кофе и сигарет.
Как говорится, no comment. Рассчитано практически на все категории потенциальных потребителей. Не уверен, что, открывая свою кофейню где-нибудь в Кацапетовке, нужно стараться держать такое же меню, однако знать, на каком уровне установлена планка у чемпионов, не помешает.
То же самое можно сказать и об интерьере и мебели, которые в хороших московских кофейнях вполне соответствуют уровню ресторана среднего ценового сегмента.,
Родиной кофе является местность Каффа в юго-западной части Эфиопии.
Из Эфиопии кофе был завезен через Красное море в Аравию. Особенно быстро кофе распространился в юго-западной части Йемена, в районе города Моха, который
В XVII веке кофе начали употреблять в
Европе. Первые публичные кофейни были
открыты в Лондоне (1652 г.) и в Париже
(1672 г.).
В Бразилию кофе попал немногим более 200
лет назад, и начиная с 1834 г. является
основной сельскохозяйственной культурой и
источником дохода этой страны.
В Россию кофе был завезен и вошел в
употребление благодаря Петру I.
л.
в результате многочисленных войн. Декретом короля в городах Пруссии была введена должность вынюхивателя кофе. Прогуливаясь по улицам, специальные правительственные чиновники должны были выискивать (вынюхивать) нелегальные сушилки кофе.
♦
Богатые японцы устраивают себе кофейные ванны: небольшой бассейн или ванну наполняют подогретыми до 60°С зернами
wnrhp Чрпрз ?П мим nn ипяйипгти игтапый
меньшие деньги") атмосферу, но имеет и свои минусы. Так, даже простая чашка кофе "обходится" в общей сложности минимум в 15-20 минут (ритуал подхода к столу, подачи и просмотра меню, выполнения заказа и пр.). То есть по пути на работу, встречу, в кино или театр сюда не очень-то забежишь, что, как нам кажется, лишает кофейню весомой части спешащих куда-то потенциальных клиентов.
Вывод: думается, что правильнее сочетать обслуживание официантами с наличием бара, где спешащий посетитель может сам заказать себе кофе и "закуску" к нему. Так, кстати, делается в некоторых питерских кофейнях (возможно, впрочем, что и в некоторых московских, но я пишу о том, что успел увидеть).
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Первое впечатление однозначно — вот бы весь этот "праздник, который всегда с тобой" взять да и перенести на "piiHi терени". порадовав и жителей, и потенинапьных инвесторов. Тем паче что в ресторанном деле, по признанию большинства профессионалов, так оно и происходит, и Киев в общих чертах повторяет то, что происходило в ресторанах Москвы 3-5 лет назад.
Да и в российской деловой прессе (хотя и с исключениями) общим местом стал тезис — рынок кофеен в Москве до сих пор насыщен очень слабо, а потому весьма привлекателен для потенциального инвестора. В доказательство приводится, к примеру, следующий факт: если в Белокаменной количество кофеен исчисляется десятками, то в Милане их 2000. Ну а дальше должен последовать, казалось бы, логичный для украинского журналиста вывод — уж если Москве еще расти и расти по количеству кофеен до Европы, то нам надо дорастать хотя бы до Москвы.