Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель дипломной работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;
- изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;
- рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;
- проанализировать деятельность АО НПФ "Республика";
- на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;
- разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.
АФН может отказать в выдаче разрешения на реорганизацию НПФ на основании отсутствия соответствующих решений общего собрания акционеров, нарушений требований антимонопольного законодательства в отношении вкладчиков и получателей в результате предполагаемой реорганизации.
Ликвидация НПФ может быть добровольной и принудительной. Принудительная может произойти в следующих случаях:
- по решению общего собрания акционеров НПФ при наличии разрешения Агентства;
- по решению суда в
случаях, предусмотренных
Ходатайство НПФ о получении
разрешения на добровольную ликвидацию
рассматривается в течение
НПФ могут создавать свои филиалы и представительства.
1.4 Нормативная база пенсионных
фондов Закон Республики
1.5 Пенсионные рынки различных стран
1.5.1 Пенсионный рынок Чили
В начале 90-х г. ХХ в. многие страны, в том числе и Казахстан, перешли на новую систему пенсионного обеспечения, основой которой послужила чилийская модель. Реструктуризация чилийской пенсионной системы происходила в 80-е годы ХХ в. Демографическая ситуация характеризовалась резким спадом доли иждивенцев при одновременном возрастании числа стариков на каждого работающего. Динамике рынка рабочей силы присуща высокая доля создания новых рабочих мест вне формального сектора.
Финансовый кризис в начале 80-х годов означал резкое падение способности страны импортировать. Предпринятые стратегические меры по преодолению кризиса внешнего долга заключались:
- в агрессивной политике
открытой торговли посредством
политики стимулирования
- в осторожном открытии фондового счета.
При этом коммерческие банки
и зарубежные частные инвесторы
не были заинтересованы вкладывать капиталы
в экономику страны. Ситуация сглаживалась
только благодаря существенному
вкладу чрезвычайного внешнего финансирования
со стороны международных
- государственная политика
поддержки поиска новых
- сильное занижение обменного
курса, которое вместе с
Демографические сдвиги, переживаемые
чилийским обществом, такие как
снижение рождаемости в 50-х годах,
растущее вовлечение женщин в экономическую
деятельность, постоянный рост средней
продолжительности жизни
Однако новое вовлечение
чилийской экономики в
Достигнув в определенной
степени макроэкономической стабилизации
и в целом тенденции
Пенсионная реформа в Чили оказала влияние на развитие рынка капитала, рынка жилищного строительства, страхового и других.
Чилийская пенсионная система
– это частная накопительная
система с постепенным
У чилийцев не было выбора между государственным и частными фондами. У них был выбор только между частными накопительными фондами, именуемыми Администраторами пенсионных фондов (АРР).
Граждане, которые при определенных обстоятельствах не вошли в накопительную систему, остались в старой. Эту группу составили те, которые за предшествовавшие два года не имели доходов, пребывали за границей и т.д. Старую систему представляет институт пенсионной нормализации (АМР), функционирование которой предполагается примерно до 2040 года.
Вошедшие в новую систему не связаны с солидарной и получают боны признания от старой системы, которые могут быть проданы или переданы в накопительную систему по желанию получателя. В большинстве случаев, они приобщаются к накопленным средствам при назначении пенсий в накопительной системе.
Администраторы пенсионных
фондов являются полными операторами
и занимаются привлечением пенсионных
взносов, а также инвестированием
пруденциальных нормативов, методологическое
руководство
Поскольку управление пенсионными
активами осуществляется самим АФП,
а кастодиан ведет только учет
и осуществляет хранение ценных бумаг
и на него не возлагаются контрольные
функции по операциям размещения
пенсионных накоплений, то проще рассматриваются
проблемы аффилированности – ограничиваются
инвестиции учредителям. В соответствии
с Законом по Реформе рынка
ценностей Чили 1994 г., предусматривается
большая ответственность, в частности
гражданская, административная, уголовная,
участников рынка ценных бумаг за
разглашение конфиденциальной информации
и использование имеющейся
При управлении АФП создана классифицирующая комиссия, в состав которой вошли представители управлений АФП, банков и финансовых институтов, страховых компаний, четыре выбранных представителя АФП. Комиссия, классифицирующая риск, выполняет следующие функции:
- одобряет или отвергает ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных фондов, определяет категорию риска;
- утверждает процедуры принятия акции акционерного общества по «недвижимости и прочим ценным бумагам»;
- устанавливает эквиваленты
при сравнении
1.5.2 Пенсионные рынки развитых и развивающихся стран
История индустрии пенсионного обеспечения разных стран говорит о его разнообразии как по форме, структуре, содержанию, так и по обязательности. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году.
Чтобы получить пенсию в полном
объеме, американцы выходят на пенсию
по достижении 65 лет независимо от пола
работника. Существует и другой вариант
– выйти на пенсию на три года
раньше, но при этом три года пенсия
будет на 20% меньше. Величина американской
пенсии зависит от общего трудового
стажа, его непрерывности, размера
заработной платы и колеблется обычно
в пределах от 50 до 80% заработной платы,
то есть составляет в среднем 700 долл.
Если пенсия не превышает ¾ уровня
бедности, то в таком случае государство
выплачивает пособие 280 долл. из бюджета.
Большое развитие в США получили
негосударственные пенсионные фонды.
Многие корпорации отчисляют в них
часть прибыли, тем самым, стимулируя
работников держаться за свое рабочее
место. Такие выплаты не облагаются
налогом и уменьшают
Во Франции пенсионная система является одной из наиболее сложных в Европе. Граждане выходят на пенсию в возрасте 60 лет, как мужчины, так и женщины. При этом есть определенные категории работников, для которых пенсионный возраст значительно ниже. Например, шахтеры выходят на пенсию в 55 лет. Если они отработали непосредственно под землей 20 лет, то могут выйти на пенсию в 50 лет.
Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах: страхование и солидарность. В первом случае пенсия выплачивается из средств, перечисленных клиентами на протяжении трудовой деятельности. Во втором случае пенсии выплачиваются из отчислений ныне работающих. Во Франции разнообразны и отчисления в пенсионные фонды. Например, для лиц свободных профессий, ремесленников и мелких предпринимателей ежемесячные выплаты составляют 16,35%. Наемные работники платят столько же, но половину за них отчисляет работодатель. Размер пенсии составляет 50% средней зарплаты, рассчитанной за последние 11 трудовых лет. При этом существует как минимальная, так и максимальная государственная пенсия от 5 до 10 тыс. долл. в год.
В Германии в отличие от французской пенсионной системы существует так называемый железный принцип – «договор поколений». По этому принципу деньги, переводимые в пенсионный фонд сегодня, обеспечивают старость ныне здравствующим пенсионерам. Вместе с тем, Германия является одной из стран мира с явно выраженным старением населения. Такая ситуация обуславливает постоянный рост пенсионных взносов работающего населения. Поэтому часть пенсионных отчислений (до 50%) берет на себя работодатель. И это продолжается до 65 лет, с которого немцы уходят на пенсию. Вместе с тем, в немецкой пенсионной системе существует и одно ограничение: работники платят пенсионные взносы только с заработков, не превышающих примерно 5000 долл. США в месяц, а превышающую ее сумму обычно помещают в фонды необязательного страхования.
Размер немецкой пенсии доходит до 70% от заработной платы и зависит от трудового стажа и размера зарплаты. Однако такое возможно только при наличии минимум 12 лет трудового стажа. В случае его отсутствия начисляется около 300 долл.США. В основу железного принципа заложен и тот факт, что если нет и трех лет стажа, то пенсия не начисляется вообще.
В пенсионной системе Великобритании есть своя особенность. Так, при назначении пенсии учитывается такое огромное количество факторов, что даже не всякий работник социальной системы способен правильно рассчитать ее. Пенсионный возраст в Англии для мужчин 65 лет, а для женщин – 60. Взносы в пенсионный фонд составляют со стороны работника 10%, но только с заработка не превышающего 23660 фунтов или 38,3 тыс. долл. США. Страна гарантирует своим гражданам минимальную пенсию и не принуждает их вносить колоссальные взносы в пенсионный фонд. В соответствии с законом о пенсионном обеспечении вносить взносы – личное дело каждого гражданина, который может открыть счет в негосударственном пенсионном фонде. Взносы работодателя в пенсионный фонд составляют от 3% до 10,2% от заработка.
Израильская система пенсионного
обеспечения славится своей «полусоциалистической»
системой социального страхования.
Отличительной ее особенностью является
отсутствие фонда обязательного
социального страхования. Как пенсии,
так и пособия по безработице
или старости выплачиваются всем
лицам, достигшим пенсионного возраста
(для мужчин это 65 лет, а для женщин
– 60). Размер их лежит в диапазоне
от 16 до 24% от средней заработной платы
в зависимости от семейного положения.
Поскольку эти суммы не в состоянии
покрыть расходы на проживание в
стране, многие наемные работники
предпочитают становиться членами
необязательных пенсионных фондов, куда
и отчисляют часть своих