Пенсионный рынок РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;
- изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;
- рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;
- проанализировать деятельность АО НПФ "Республика";
- на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;
- разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.

Работа содержит 1 файл

Пенсионный рынок РК.docx

— 161.58 Кб (Скачать)

- рrincipal protected notes, выпущенные  организациями, имеющими рейтинговую  оценку не ниже «АА-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного  уровня одного из других рейтинговых  агентств;

- фьючерсы, опционы, свопы,  форварды, приобретенные у контрагентов, включенных во II группу риска;

- деньги в пути;

- начисленное вознаграждение  по активам, включенным во II группу  риска;

Оценка инструментов по степени  рисков

№ п/п

Наименование статей

Риск, %

 

Наличные тенге

0

 

Наличная иностранная  валюта стран, имеющих суверенный рейтинг  не ниже «АА-» агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых  агентств

0

 

Государственные ценные бумаги Республики Казахстан, за исключением  облигаций, выпущенных местными исполнительными  органами

0

 

Вклады в Национальном банке Республики Казахстан

0

 

Государственные ценные бумаги иностранных государств, имеющих  суверенный рейтинг не ниже «АА-»  агентства Standard&Poor’s или рейтинговую  оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

0

 

Ценные бумаги, выпущенные следующими международными финансовыми  организациями: Международным банком реконструкции и развития, Европейским  банком реконструкции и развития, Межамериканским банком развития, Банком международных расчетов, Азиатским  банком развития, Африканским банком развития, Международной финансовой корпорацией, Исламским банком развития, Европейским инвестиционным банком

0

 

Аффинированные  драгоценные металлы и металлические  депозиты, в том числе в банках-нерезидентах Республики Казахстан, имеющих рейтинговую  оценку не ниже «АА-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

0

 

Фьючерсы, опционы, свопы, форварды, приобретенные у  контрагентов, включенных в І группу риска

0

 

Начисленное вознаграждение по активам, включенным в I группу риска

0

 

Наличная иностранная  валюта стран, имеющих суверенный рейтинг  не ниже «ВВВ-» агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых  агентств, и стран, не имеющих соответствующей  рейтинговой оценки

20

 

Государственные ценные бумаги иностранных государств, имеющих  суверенный рейтинг от «А+» до «А-»  агентства Standard&Poor’s или рейтинговую  оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

20

 

Облигации, выпущенные местными исполнительными органами Республики Казахстан, включенные в  официальный список фондовой биржи

20

 

Вклады в банках второго уровня Республики Казахстан, имеющих долгосрочный кредитный  рейтинг не ниже «А-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую оценку не ниже «kzA-»  по национальной шкале агентства Standard&Poor’s, в дочерних банках-резидентах, родительский банк-нерезидент которых имеет долгосрочный кредитный рейтинг не ниже «АА-»  по международной шкале агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

20

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные иностранными организациями, имеющие рейтинговую  оценку не ниже «АА-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

20

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные организациями  Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, имеющие  рейтинговую оценку не ниже «А-»  по международной шкале агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую  оценку не ниже «kzA-» по национальной шкале агентства Standard&Poor’s

20

 

Principal protected notes, выпущенные  организациями, имеющими рейтинговую  оценку не ниже «АА-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного  уровня одного из других рейтинговых  агентств

20

 

Фьючерсы, опционы, свопы, форварды, приобретенные у  контрагентов, включенных во II группу риска

20

 

Деньги в пути

20

 

Начисленное вознаграждение по активам, включенным во II группу риска

20

 

Государственные ценные бумаги иностранных государств, имеющих  суверенный рейтинг от «ВВВ+» до «ВВВ-» агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

50

 

Вклады в банках второго уровня Республики Казахстан, имеющих долгосрочный кредитный  рейтинг от «ВВВ+» до «ВВВ-» по международной шкале агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых  агентств, или рейтинговую оценку от «kzAA+» до «kzAA-» по национальной шкале агентства Standard&Poor’s, в дочерних банках-резидентах, родительский банк-нерезидент которых имеет долгосрочный кредитный  рейтинг от «А+» до «А-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

50

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные иностранными организациями, имеющие рейтинговую  оценку от «А+» до «А-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

50

     
     
 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные организациями  Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, имеющие  рейтинговую оценку от «ВВВ+» до «ВВВ-» по международной шкале  агентства Standard&Poor’s или рейтинговую  оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или  рейтинговую оценку от «kzAA+» до «kzAA-»  по национальной шкале агентства Standard&Poor’s

50

     
 

Principal protected notes, выпущенные  организациями, имеющими рейтинговую  оценку от «А+» до «А-» по  международной шкале агентства  Standard&Poor’s или рейтинговую оценку  аналогичного уровня одного из  других рейтинговых агентств

50

 

Фьючерсы, опционы, свопы, форварды, приобретенные у  контрагентов, включенных в III группу риска

50

 

Начисленное вознаграждение по активам, включенным в III группу риска

50

 

Вклады в банках второго уровня Республики Казахстан, имеющих долгосрочный кредитный  рейтинг от «ВВ+» до «ВВ-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую оценку от «kzВВ+»  до «kzBB-» по национальной шкале агентства Standard&Poor’s, в дочерних банках-резидентах, родительский банк-нерезидент которых  имеет долгосрочный кредитный рейтинг  не ниже «А-» по международной шкале агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

100

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные иностранными организациями, имеющие рейтинговую  оценку от «ВВВ+» до «ВВВ-» по международной  шкале агентства Standard&Poor’s или  рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств

100

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные организациями  Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, имеющие  рейтинго-вую оценку от «ВВ+» до «ВВ-»  по международной шкале агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую  оценку не ниже «kzBB-» по национальной шкале агентства Standard&Poor’s

100

 

Principal protected notes, выпущенные  организациями, имеющими рейтинговую  оценку от «ВВВ+» до «ВВВ-»  по международной шкале агентства  Standard&Poor’s или рейтинговую оценку  аналогичного уровня одного из  других рейтинговых агентств

100

 

Инфраструктурные  облигации организаций Республики Казахстан

100

 

Фьючерсы, опционы, свопы, форварды, приобретенные у  контрагентов, включенных в IV группу риска

100

 

Операции «обратное  репо»

100

 

Начисленное вознаграждение по активам, включенным в IV группу риска

100

 

Вклады в банках второго уровня Республики Казахстан  при условии, что данные банки  являются банками-эмитентами, включенными  в первую категорию сектора «акции»  официального списка фондовой биржи

130

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные организациями  Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, имеющие  рейтинговую оценку от «В+» до «В-»  по международной шкале агентства Standard&Poor’s или рейтинговую оценку аналогичного уровня одного из других рейтинговых агентств, или рейтинговую  оценку от «kzB+» до «kzВ-» по национальной шкале агентства Standard&Poor’s

130

 

Фьючерсы, опционы, свопы, форварды, приобретенные у  контрагентов, включенных в V группу риска

130

 

Начисленное вознаграждение по активам, включенным в V группу риска

130

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные организациями  Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, включенные в подкатегорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки первой подкатегории» официального списка фондовой биржи

200

 

Негосударственные долговые ценные бумаги, выпущенные организациями  Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан и других государств, включенные в подкатегорию «долговые ценные бумаги без рейтинговой оценки второй подкатегории» официального списка фондовой биржи

300

 

Долговые ценные бумаги, подвергнутые организатором  торгов делистингу

300

 

Фьючерсы, опционы, свопы, форварды, приобретенные у  контрагентов, включенных в VI группу риска

250

 

Вклады в банках второго уровня, акции которых  были подвергнуты организатором  торгов делистингу

300

 

Начисленное вознаграждение по активам, включенным в VI группу риска

250





До 1 января 2009 года на сайте  АФН можно было почерпнуть только общую информацию о структуре  инвестиционных портфелей различных  НПФ. Но с начала 2009 года вступила в  силу поправка в типовой пенсионный договор. Она дает вкладчику возможность  получать от фонда детальную информацию о том, в какие конкретно инструменты  и в каком объеме он вкладывает. Это предоставит вкладчикам еще  больше возможностей измерять свой пенсионный капитал и продумывать инвестиционную стратегию. По мнению специалистов, если средний коэффициент риска по инвестиционному портфелю фонда  превышает 50-60%, это свидетельствует  о том, что данный НПФ ведет  рискованную игру.

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО РЫНКА РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

3.1 Проблема №1 (текущая): Мировой  финансовый кризис и его влияние  на пенсионный рынок Казахстана

Последствия глобальной турбулентности, значительно усилившейся во второй половине 2008 года, проявились и на состоянии  отечественного пенсионного сектора. Вторая «волна» мирового финансового  кризиса, вызванная банкротством крупнейших мировых финансовых институтов и  спровоцировавшая усиление волатильности  на фондовых, товарных рынках и углубление кризиса доверия на денежных рынках, оказала свое негативное влияние  в той или иной степени на состоянии  практически всех сегментов отечественного финансового сектора, ключевые показатели развития которых продемонстрировали самые низкие темпы роста за последние  годы, а в некоторых случаях  даже снижение.

Портфели казахстанских  НПФ, равно как и зарубежных, проявили высокую чувствительность к потрясениям, как на мировых, так и на внутреннем фондовых рынках.

Так, впервые с начала функционирования накопительной пенсионной системы  Казахстана в сентябре 2008 года было зафиксировано снижение пенсионных накоплений, что объясняется сокращением  инвестиционного дохода в связи  с волатильностью на финансовых рынках и связанным с этим отрицательным  трендом рыночных котировок на ценные бумаги, находящиеся в инвестиционных портфелях НПФ. Так, котировки на ценные бумаги казахстанских эмитентов, в том числе БВУ, на фоне нарастания негативных ожиданий в отношении  стабильности финансового сектора  и усиления волатильности фондовых, товарных рынков упали практически  до своих минимальных исторических значений.

По отношению к пенсионному  фонду «Республика» можно сказать, что на работу фонда финансовый кризис не оказал значительного влияния, так  как в сравнении с остальными фондами данный фонд, единственный, постоянно находился на передней планке в рейтинге по коэффициенту номинального дохода и даже более  того умудрялся практически постоянно  поддерживать свой высокий уровень  Кна отметке, превышающей также и уровень накопленной инфляции за 12 месяцев. Динамика коэффициента номинального дохода по фондам и накопленного уровня инфляции представлена в Приложении №1.

3.2 Проблема №2 (постоянная): Повальная необразованность людей,  фактических и потенциальных  вкладчиков пенсионных фондов

С момента реформирования пенсионной системы Казахстана и  по настоящее время самая большая  проблема, которая присутствовала всегда и, возможно, в будущем изживет  себя, это проблема необразованности людей в понятии организации  пенсионной системы и ее предназначении. Большинство работающего населения  не имеет даже понятия о необходимости  пенсионных накоплений, так как вследствие некоторых негативных моментов, таких  как создание и последствия окончания  деятельности всем печально известной  корпорации АО «МММ», а также сомнительной деятельности АО « Валют – Транзит  Банка» сказалось практически на всеобщем мнении, что любая организация, принимающая вклады населения, не гарантирует  в свою очередь, сохранность данных вкладов. Поэтому, только при условии  всеобщего обхвата территории Казахстана пенсионными фондами на предмет  обучения пенсионной грамотности населения, может происходить дальнейшее совершенствование  пенсионной системы в целом. На практическом примере данной дипломной работы видно, что пенсионный фонд «Республика» с этой проблемой столкнулся лицом  к лицу, так как многие менеджеры  пенсионных фондов, в попытке продвинуть свой фонд, даже не задумываются о грамотности  человека в области пенсионного  законодательства. В большинстве  случаев оказывалось, что только с приходом на пенсионный рынок НПФ  «Республики» люди начали вникать и  осознанно выбирать действительно  тот фонд, который им импонирует.

3.3 Перспективы развития  пенсионной системы Республики  Казахстан

Социальное развитие государства  независимо от реализуемой модели экономического развития оценивается по уровню жизни  пенсионеров. В различных странах  проблема социального обеспечения  решается на уровне государства, которое  несет непосредственную и прямую обязанность перед пенсионерами. Последовательно осуществляемые в  Казахстане социально-экономические  реформы на протяжении ряда лет обусловили ряд позитивных сдвигов. Сегодня  в республике создана эффективно действующая пенсионная система, позволившая  поднять уровень жизни пенсионеров.

Развитие экономики любой  страны неразрывно связано с эффективностью реализации мер по пенсионной защите населения, поскольку социальная стабильность здесь играет ключевую роль. Необходимость поддержки категорий населения, находящихся в пенсионном возрасте, обусловливается прежде всего обеспечением социальных гарантий в рамках открытого общества. Пенсионная система Казахстана одновременно выполняет две функции. Во-первых, она позволяет своевременно выплачивать пенсии, т.е. выполняет задачу социального обеспечения граждан. Во-вторых, средства накопительных пенсионных фондов используются как источник инвестиций в экономику страны, т.е. повышается инвестиционный потенциал экономики.

В целом за истекшее время  пенсионное обеспечение в республике претерпело существенные изменения. В  Казахстане разработано национальное пенсионное законодательство, осуществлен  перевод государственной системы  пенсионного обеспечения на страховые  принципы. По существу, в республике создана новая пенсионная система, опирающаяся на собственную финансовую основу – внебюджетные пенсионные (социальные) фонды.

Накопительная пенсионная система  обладает рядом преимуществ, среди  которых можно выделить заметную роль пенсионных фондов в развитии фондового рынка, поскольку фонды  вкладывают свои финансовые средства на долгосрочную перспективу, с учетом обеспечения интересов вкладчиков.

В соответствии с высокой  ролью пенсионной системы в части  обеспечения социальных гарантий, роста  экономики, Казахстан одним из первых из стран СНГ и Балтии еще в  январе 1998 года приступил к реализации пенсионной реформы, в результате которой  появилась пенсионная система, основанная на трех составляющих – солидарной, накопительной и добровольной.

Президент Республики Казахстан  в своих программных документах постоянно отмечает важность проводимых преобразований в социальной сфере, акцентируя внимание на ее пенсионной составляющей. Н. А. Назарбаев не раз  подчеркивал, что опыт республики в  развитии пенсионной реформы вызывает большой интерес мирового сообщества. По оценкам международных экспертов, пенсионная система нашей страны отличается своей уникальностью  не только среди стран СНГ, но и  на международном уровне.

Действующая в настоящее  время система социальной защиты в Республике Казахстан характеризуется  преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия. Пенсионная система Республики Казахстан призвана обеспечивать государством материальную поддержку каждого  гражданина, достигшего законно установленного возраста или состояния, препятствующего  трудовой деятельности.

В Казахстане реформы в  пенсионной системе осуществлялись наряду с общегосударственными экономическими преобразованиями. В июне 1997 года был  принят закон «О пенсионном обеспечении  в РК», в соответствии с которым  были заложены основы функционирования новой системы пенсионного обеспечения. Как было отмечено выше, наряду с  накопительной пенсионной системой была сохранена и действовавшая  ранее солидарная пенсионная система  со всеми обязательствами государства  перед пенсионерами.

Одним из преимуществ проводимой пенсионной реформы в республике явилось внедрение и развитие накопительной пенсионной системы, направленной на создание рыночной инфраструктуры и коренного улучшения модели социального обеспечения. В накопительной  системе пенсия граждан формируется  за счет накопленных средств, которые  являются собственностью вкладчиков. При выходе на пенсию накопленные  сбережения выплачиваются вкладчикам с индивидуальных пенсионных счетов.

В соответствии с законом  «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» была введена система  добровольных взносов, за счет которых  формируется дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов  работающих и работодателей. Таким  образом, каждый гражданин в Казахстане имеет дополнительную возможность  увеличить свои пенсионные накопления.

Сегодня все фонды в  Казахстане имеют добровольные пенсионные счета, количество которых уже превышает 40 тысяч. Это свидетельствует о  доверии населения к накопительной  пенсионной системе.

Пенсионная система Казахстана развивается очень динамично. Сегодня  пенсионные фонды обладают мощным капиталом, который используется в экономике  республики.

Так, по состоянию на 1 июня 2007 года активы в накопительной пенсионной системе Казахстана превысили 1 триллион тенге и достигли 10% от произведенного внутреннего валового продукта страны.

При этом благоприятной предпосылкой можно считать неуклонную динамику роста пенсионных накоплений. Если в 2006 году суммарный прирост пенсионных накоплений по республике составлял 10-13 миллиардов тенге в месяц, то уже  за 2007 год – 13-15 миллиардов тенге. Зарегистрированное в республике среднемесячное увеличение пенсионных активов указывает, что  пенсионные фонды являются одним  из основных инвесторов на фондовом рынке, а на рынке корпоративных ценных бумаг занимают большую долю.

В республике также произошло  увеличение чистого инвестиционного  дохода до 270 миллиардов тенге. Увеличение данного показателя является одним  из факторов успешного развития пенсионной системы в стране.

Пенсионные взносы инвестируются  в финансовые инструменты в целях  обеспечения роста пенсионных накоплений и, что очень важно, их защиты от инфляции. В настоящее время преодолена тенденция, когда инфляция поглощала  пенсионные накопления. Так, средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам НПФ за период апрель 2006 – апрель 2007 года составил 9,14% при уровне инфляции за этот период 7,7%. В этой связи можно констатировать, что на сегодняшний день решена одна из важных задач по защите накоплений вкладчиков.

Приведенные статистические данные позволяют утверждать, что  реформа накопительной пенсионной системы успешно проведена. Уже  тот факт, что объем произведенного ВВП в 2006 году составил 10,1 триллиона  тенге, и 10% из них – это объем  суммарных пенсионных активов, свидетельствует  о состоятельности пенсионной системы  и стабильном росте пенсионных активов. Постоянный рост пенсионных активов  также указывает на рост заработной платы и благосостояния казахстанцев.

Развитие накопительной  системы напрямую зависит от выгодного  размещения пенсионных активов в  различные финансовые инструменты. Рост объема пенсионных активов требует  дополнительных объектов вложений. Это  особенно необходимо, так как пенсионные деньги являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов страны. Посредством пенсионных фондов деньги вкладчиков формируют капитал, который, в свою очередь, инвестируется в  проекты. Кроме того, они выполняют  стабилизирующую функцию в финансовой системе страны. При этом накопительные  пенсионные фонды в Казахстане сегодня  являются реальным институтом, владеющим  такими большими финансовыми средствами.

Информация о работе Пенсионный рынок РК