Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель дипломной работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;
- изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;
- рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;
- проанализировать деятельность АО НПФ "Республика";
- на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;
- разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.
1) в случаях, предусмотренных
законодательными актами
2) в случаях, предусмотренных
законодательными актами
3) устанавливать порядок
выдачи, приостановления и отзыва
лицензий на осуществление
4) издавать нормативные
правовые акты, обязательные для
исполнения финансовыми
5) утверждать пруденциальные
нормативы и иные обязательные
к соблюдению нормы и лимиты
для финансовых организаций, в
том числе на
6) устанавливать перечень,
формы, сроки и порядок
7) осуществлять контроль
за соблюдением финансовыми
7-1) направлять своего
8) проверять деятельность
финансовых организаций и их
аффилированных лиц в случаях
и в пределах, предусмотренных
законодательными актами
9) определять порядок применения
и применять к финансовым
10) по согласованию с
Правительством Республики
11) осуществлять контроль
за деятельностью
12) публиковать в средствах массовой информации сведения о финансовых организациях (за исключением сведений, составляющих служебную, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну), в том числе информацию о мерах, принятых к ним.
Прямыми участниками пенсионной системы являются ГЦВП, НПФ, банки-кастодианы и ООИУПА.
Основными функциями ГЦВП являются:
- осуществление пенсионных выплат лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение за счет средств республиканского бюджета;
- присвоение СИК гражданам;
- персонифицированный учет
обязательных пенсионных
- перевод обязательных пенсионных взносов от агентов в НПФ и др.
Право на получение пенсионных выплат из ГЦВП имеют следующие категории граждан:
- получавшие пенсию до 1 января 1998 года;
- военнослужащие, сотрудники
органов внутренних дел,
- граждане, проживавшие в
зонах чрезвычайного и
- женщины, родившие 5 и
более детей и воспитавшие
их до 8-летнего возраста, имеют
право на пенсию по возрасту
в полном объеме по достижении
50 лет с последующим увеличением
указанного пенсионного
Главным же звеном накопительной пенсионной системы являются фонды, и их сегодня 14, один из которых корпоративный («Казахмыс») и 13 – открытых негосударственных (НПФ). Это означает, что фонды работают в условиях конкуренции.
НПФ привлекают обязательные и добровольные пенсионные взносы населения и зачисляют данные ресурсы на счет банка-кастодиана, выступающего здесь в качестве номинального держателя. Управление пенсионными активами пенсионных фондов осуществляется организациями, осуществляющими инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) или пенсионным фондом самостоятельно при наличии у него соответствующей лицензии. ООИУПА в течение 3-х дней со дня поступления пенсионных взносов на счет банка-кастодиана обязана разместить эти средства в соответствующие ценные бумаги.
В своей деятельности накопительные
пенсионные фонды, организации, осуществляющие
инвестиционное управление пенсионными
активами и банк-кастодиан по отношению
друг к другу руководствуются
положением трехстороннего кастодиального
договора, в котором подробно оговариваются
права и обязанности каждой из
сторон и все возникающие
Хотя новая накопительная пенсионная система начала работать с января 1998 года, только в феврале были полностью созданы и определены администраторы всех звеньев накопительной системы. В соответствии с Законом РК «Об акционерных обществах» все пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков, независимо от места работы и жительства получателя, то есть отсутствует деление НПФ на открытые и корпоративные в связи с отменой деления АО на открытые и закрытые.
1.3 Порядок создания и
функционирования пенсионных
Казахстанские накопительные
пенсионные фонды осуществляют свою
деятельность на основании соответствующей
лицензии, выдаваемой Агентством РК по
регулированию и надзору
Для получения лицензии накопительный пенсионный фонд представляет Агентству нотариально заверенные копии квалификационных аттестатов ее специалистов и документы, подтверждающие, что они не менее двух лет проработали в финансовых институтах.
Накопительные пенсионные фонды создаются в форме АО. Уставный капитал НПФ формируется из акций и должен быть оплачен только денежными средствами. При этом для оплаты акций используются средства юридических лиц в пределах их собственного капитала или их чистых доходов. На момент подачи заявления о получении лицензии уставный капитал должен быть полностью оплачен.
Учредителями и акционерами НПФ могут быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами РК. Учредителями и акционерами открытого НПФ могут быть юридические лица-нерезиденты РК, имеющие определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств. Государственное предприятие не может быть учредителем или акционером НПФ.
Собственный капитал фонда формируется за счет вкладов учредителей (акционеров) в уставный капитал, комиссионных вознаграждений, а также других доходов от размещения собственного капитала и оказания услуг, связанных с выполнением основной деятельности. Он не может быть использован на создание других организаций, для предоставления временной финансовой помощи, в качестве обеспечения обязательств, гарантий.
Предельная величина комиссионного вознаграждения устанавливается Правительством РК в пределах не выше:
- 15% от инвестиционного дохода;
- 0,05% от пенсионных активов в месяц.
Она может изменяться не чаще одного раза в год и объявляться не менее чем за один месяц до начала календарного года.
Деятельность пенсионных фондов основывается на следующих принципах:
- частное управление фондами
и возможность свободного
- простота, надежность и прозрачность;
- строгое регулирование
и надзор со стороны
- операционная эффективность;
- предоставление информации
вкладчику о размере его
НПФ в процессе осуществления своей деятельности могут производить сбор пенсионных взносов, получать комиссионные вознаграждения за свою деятельность и осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора, заключать договора с организацией, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами. В то же время, накопительные пенсионные фонды обязаны:
- производить пенсионные выплаты получателям;
- проводить индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат;
- предоставлять вкладчику
и получателю информацию о
состоянии его пенсионных
- обеспечивать
- нести ответственность
за нарушение пенсионного
- по заявлению получателя
переводить его пенсионные
- публиковать статистическую
и иную информацию о своей
деятельности за стандартные
периоды времени в один, три,
пять, десять календарных лет,
при этом не допускается
- обеспечивать равные
условия гражданам,
- выполнять другие обязанности
в соответствии с
Накопительный пенсионный фонд в Казахстане не имеет права совмещать свою основную деятельность со следующими видами:
- производство;
- торговля движимым и
недвижимым имуществом, за исключением
ценных бумаг и других
- страхование;
- передача в залог пенсионных активов;
- выпуск ценных бумаг, кроме акций;
- выпуск «золотой акции» фонда.
Они законодательно обязаны
ежегодно проводить аудит и определять
соответствие размеров пенсионных резервов
текущей стоимости
В условиях рынка между
накопительными пенсионными фондами
и другими субъектами финансового
рынка устанавливается
В случае реорганизации НПФ ходатайство направляется в АФН, к которому прилагаются следующие документы:
- решение общего собрания
акционеров накопительного
- документы, в которых
указаны предполагаемые
- финансовый прогноз
Ходатайство о получении разрешения на реорганизацию НПФ должно быть рассмотрено в течение одного месяца со дня предоставления. Реорганизуемый фонд в течение двух недель со дня получения разрешения на проведение реорганизации должен проинформировать о предстоящих изменениях всех своих вкладчиков и получателей путем письменного уведомления и публикации соответствующего объявления в средствах массовой информации.