Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:31, курсовая работа
Цель дипломной работы - на основе анализа результатов деятельности пенсионных фондов выявить проблемы пенсионного рынка в целом и предложить пути решения этих проблем, а также обосновать перспективы развития НПС Казахстана.
Для достижения поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
- теоретическое обоснование функционирования пенсионной системы Казахстана;
- изучение результатов развития пенсионной системы Казахстана;
- рассмотреть современное состояние пенсионной системы Казахстана;
- проанализировать деятельность АО НПФ "Республика";
- на основе проведенного анализа выявить проблемы развития пенсионных фондов Казахстана и разработать пути их преодоления;
- разработать предложение для совершенствования деятельности исследуемого пенсионного фонда.
Основная цель пенсионной
реформы Латвии – это создание
финансово устойчивой и эффективной,
основанной на индивидуальных взносах
социального страхования
Для приостановления падения покупательской способности пенсионеров, начиная с 1999 года установлена индексация пенсий при учете изменения ИПЦ. Законом «О государственных пенсиях» предусмотрено, что размер государственной пенсии в порядке, определенном правительством данной страны, должен ежегодно пересматриваться, учитывая изменения ИПЦ и индекса страховых взносов с заработной платы.
1.6 Текущее состояние пенсионного рынка Казахстана
Пенсионный рынок Казахстана
является на сегодня одной из наиболее
динамично развивающихся в
Прошедший год стал испытанием
для всей финансовой системы Республики
Казахстан, в том числе и для
отечественной накопительной
Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и высокая волатильность ценных бумаг, обращающихся на внутреннем и иностранных фондовых рынках, повлекли существенное сокращение доходов всех инвесторов, включая накопительные пенсионные фонды.
На 1 января текущего года в республике функционировали 14 накопительных пенсионных фондов, общая сумма пенсионных накоплений которых на начало 2009 года составила 1.420,00 млрд.тенге. При этом 72% от общего размера пенсионных накоплений приходится на 4 крупнейших накопительных пенсионных фонда: НПФ «ГНПФ», НПФ «БТА Казахстан», НПФ Народного Банка и НПФ «УларУмит».
По сравнению с аналогичным показателем предыдущего года увеличение общей суммы пенсионных накоплений, аккумулированных накопительными пенсионными фондами, составляет 17,58 %.Средний ежемесячный прирост пенсионных накоплений за 2008 год составил 1,5%.
По понятным причинам наблюдалось сокращение пенсионных накоплений в течение октября 2008 года на 2,8%. Этот месяц характеризовался наибольшим обвалом цен на акции.
Сумма «чистого» инвестиционного дохода (за минусом комиссионных вознаграждений) от инвестирования пенсионных активов, зачисленная на счета вкладчиков и получателей, по состоянию на 1 января 2009 года составила 306,9 млрд. тенге.
С июня 2008 года наблюдается сокращение чистого инвестиционного дохода накопительных пенсионных фондов. Наиболее резкое снижение зафиксировано в октябре 2008 года, когда чистый инвестиционный доход сократился на 18%. В ноябре и декабре, как по размеру пенсионных накоплений, так и по размеру чистого инвестиционного дохода, ситуация отчасти стабилизировалась.
Но в целом, показатель чистого инвестиционного дохода накопительных пенсионных фондов в 2008 году снизился на 9,5%.
Ухудшились и показатели, характеризующие финансовое состояние накопительных пенсионных фондов.
В результате переоценки финансовых
инструментов, входящих в состав пенсионных
и собственных активов
По состоянию на 01 декабря 2008 года:
- 7 (из 14) накопительных пенсионных
фондов не выполнили
- 1 (из 4) организация, осуществляющая
инвестиционное управление
- 1 накопительный пенсионный
фонд (НПФ «УларУмит») не выполнил
требование по обеспечению
В январе текущего года ситуация несколько улучшилась. По состоянию на 1 января 2009 года:
- все накопительные пенсионные
фонды выполнили требования по
размеру коэффициента
- 1 (из 4) организация, осуществляющая
инвестиционное управление
- 1 накопительный пенсионный
фонд (НПФ «УларУмит») не выполнил
требование по обеспечению
Происходящие на финансовом
рынке изменения потребовали
от Агентства усиления надзора за
деятельностью накопительных
- увеличения количества
проведения комплексных
- осуществления дистанционного
надзора, мониторинга
- совершенствования нормативных
правовых актов Агентства,
По результатам дистанционного надзора, а также проведенных проверок накопительных пенсионных фондов, Агентством были применены следующие санкции и меры воздействия к НПФ и ООИУПА:
- вынесено 14 письменных предписаний;
- затребовано 23 писем-обязательств;
- составлено одно письменное
соглашение об устранение
- наложено 8 административных
взысканий в отношении трех
накопительных пенсионных
- отозвано согласие на
назначение (избрание) на должность
руководящего работника
По требованию Агентства некоторыми НПФ и ООИУПА были осуществлены следующие мероприятия:
- увеличение уставного
капитала посредством
- пересмотр инвестиционной
политики и реструктуризация
пенсионного портфеля, посредством:
использования умеренно-
- обеспечение согласования с Фондом всех инвестиционных решений, принимаемых ООИУПА в отношении пенсионных активов данного Фонда;
- изменение состава
Одной из самых значительных
из антикризисных мер стало
- введение системы раннего
реагирования со стороны
- расширение компетенции
уполномоченного органа при
- повышение ответственности
руководящих работников НПФ и
ООИУПА и их акционеров. В частности:
предусмотрена уголовная
Механизм функционирования
системы мер раннего
Уполномоченный орган осуществляет анализ деятельности НПФ и ООИУПА для выявления факторов, влияющих на ухудшение их финансового положения, среди которых:
- систематическое снижение
коэффициента достаточности
- систематическое снижение
коэффициента номинального
- иные факторы, влияющие
на ухудшение финансового
Следует отметить, что меры раннего реагирования должны применяться в тех случаях, когда НПФ и ООИУПА еще не нарушили требования законодательства РК, но в результате их деятельности наблюдается ухудшение финансовых показателей.
В случае выявления указанных факторов уполномоченный орган направляет в НПФ или ООИУПА, или в адрес их акционеров, требование в письменной форме по представлению плана мероприятий, предусматривающего:
- изменение организационной структуры;
- отстранение от должности руководящих работников;
- изменение состава
- передачу пенсионных
активов в управление другой
организации, осуществляющей
- увеличение собственного капитала;
- проведение реструктуризации
инвестиционного портфеля и
Реализация согласованного
плана подлежит мониторингу со стороны
уполномоченного органа. Помимо мер,
предусмотренных Законом, в течение
прошлого года Агентством были внесены
значительные корректировки в сложившуюся
систему регулирования
Неоднозначность сегодняшней ситуации на финансовом рынке и большое внимание со стороны средств массовой информации к данному сектору экономики требует повышения прозрачности инвестиционной деятельности НПФ и ООИУПА и предоставления вкладчику большего объема информации о структуре инвестиционного портфеля НПФ, для того, чтобы он мог оценить риски, связанные с инвестиционной политикой того или иного фонда.
С этой целью Агентством установлено
обязательство НПФ
Помимо указанных мер в части деятельности НПФ, были приняты меры по ужесточению контроля за формированием справедливой рыночной цены на финансовые инструменты, обращающиеся на организованном рынке, в частности, усилен контроль за манипуляционными сделками и определены случаи приостановления торгов с ценными бумагами.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ, КАК УЧАСТНИКОВ
НПС, НА ПРИМЕРЕ АО НПФ «
2.1 Общие сведения о Фонде
АО НПФ «Республика» начал свою деятельность на пенсионном рынке страны в 2007 году. 18 мая 2007 года Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций ему была выдана лицензия на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и по осуществлению выплат. Одним из учредителей АО «Накопительный пенсионный фонд «Республика» является Инвестиционно-финансовый Дом «RESMI», предоставляющий в течение 10 лет широкий спектр финансовых небанковских услуг (брокерско-дилерские услуги, маркетмейкерство, инвестиционный банкинг, финансовый консалтинг и андеррайт, сделки M&A, управление активами, доверительное управление, паевые инвестиционные фонды, финансовая аналитика). В состав ИФД «RESMI» входит одна из крупнейших управляющих компаний страны - ООИУПА «Premier Asset Management», которая с начала деятельности фонда «Республика» стала управлять ее пенсионными активами. В настоящее время НПФ «Республика» имеет право на самостоятельное управление пенсионными активами, в соответствии с выданной АФН лицензией №3 от 23.04.2009г. Все пенсионные активы фонда хранятся в банке – кастодиане, которым является АО Евразийский Банк. Уставный капитал фонда с начала деятельности увеличен до 1,36 млрд.тенге. Региональная сеть фонда раскинута в 25 городах Казахстана. НПФ «Республика» предоставляет вкладчикам право на активное участие в управлении и преумножении пенсионных накоплений. В своей деятельности фонд придерживается новой философии – соблюдения формата партнерских отношений пенсионного фонда и вкладчика, тем самым, отличаясь от всех других пенсионных фондов. Теперь каждый вкладчик может выбрать подходящую ему инвестиционную стратегию развития своих пенсионных накоплений. Фонд придерживается позиции, что каждый вкладчик должен быть уверен в завтрашнем дне, в том, что ему гарантирована достойная пенсия в преклонном возрасте. НПФ «Республика» стремится быть не просто фондом, в котором ведется учет вкладчиков и их накоплений, а быть по-настоящему полезным своим вкладчикам, стремится повысить уровень знаний населения о пенсионной системе Казахстана и стратегиях управления их пенсионными накоплениями. Фонд предлагает своим вкладчикам несколько инвестиционных стратегий с возможностью равного контроля доходности и рисков. Каждый вкладчик выбирает стратегию, исходя из своих психологических, характерных, возрастных, социальных и других потребностей. Активное участие, как пенсионная инновация, внедряемая Фондом, имеет законодательную основу. Независимо от того, какую стратегию выбирает вкладчик, сохранность его накоплений гарантирована. Одним из основных принципов деятельности Фонда является соблюдение прав вкладчиков.