Пенсионный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:45, доклад

Описание работы

С 1981 года пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый человек, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором концентрируются его пенсионные взносы. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами. По достижении пенсионного возраста они возвращаются к человеку.

Работа содержит 1 файл

срс 7 фрип,Пенсионный рынок.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Казахский национальный университет имени  аль-Фараби 

Высшая  школа экономики и бизнеса 

Кафедра макро-микроэкономики 
 
 
 
 
 
 
 
 

по  Финансовым рынкам и посредникам

на  тему: 

Пенсионный  рынок 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 2 курса,

группы ЭК09Р1

Касаткин В. В.

 
Преподаватель:

Шалабаева Р. Ж.

 
 
 
 
 
 
 
 

Алматы, 2011

 

1.Чилийская  пенсионная система.

          С 1981 года пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый человек, вступающий в накопительную пенсионную схему, получает персональный счет, на котором концентрируются его пенсионные взносы. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами. По достижении пенсионного возраста они возвращаются к человеку.

          Переход к накопительной системе  происходил в течение ряда  лет. Молодежь в обязательном  порядке вступала в накопительную  схему. Работники, которые уже  делали взносы в распределительную  систему, получили право выбора - оставаться в старой схеме или вступить в новую. Те, кто остался, получают за счет государственного бюджета "старую" пенсию. Те, кто перешел на накопительную пенсионную схему, получили государственные облигации, которые компенсировали стоимость уже сделанных пенсионных взносов. Эти облигации дают 4 % фиксированного ежегодного дохода и должны выкупаться государством при выходе работника на пенсию. Суммарные обязательства чилийского правительства в связи с переходом на новую систему оцениваются в 80 – 100% ВВП. Средства на переход были получены за счет образовавшегося к началу 80-х годов XX столетия бюджетного профицита и доходов от приватизации.

          Реформа активно развивалось,  к 1992 году примерно 90 – 95 % участников "старой" системы покинули ее. Главным стимулом было повышение пенсии в среднем на 40 – 50 % по сравнению со "старой" системой и сокращение размера страховых платежей с 19 до 10 % (вместе со страхованием жизни и страхованием по инвалидности - до 13 %).

Также есть минимальная государственная пенсия, которая обеспечивается за счет Пенсионного резервного фонда, который получает от национального бюджета примерно 0.2 - 0.5% от ВВП в год.

     Администрирование дополнительных пенсий осуществляет Administradoras de Fondos Pensiones (AFP) (Chilean Pension Fund Administrators' Association). Пенсионные гарантии обеспечивает государство напрямую под эгидой Министерства труда. 

2. Пенсионная система США, Франции и Германии

           Реформы пенсионных систем уже  начались в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии. Они сводятся к различным комбинациям следующих мер: плавное повышение пенсионного возраста, снижение размеров отдельных видов пенсий, увеличение размеров страховых взносов, и периодов страхования, обособление институтов социального страхования и социальной помощи, ограничение практики досрочного выхода на пенсию, стимулирование создания частных пенсионных фондов

   

       Соединенные Штаты Америки

       В США функционируют как государственные,  так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.

       В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу. Программа действует в соответствии с законом о социальном страховании 1935 г. и обеспечивает минимальную пенсию.

     К накопительным системам относятся  как государственные, так и  частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы.

     В США действуют два вида  таких накопительных пенсионных  программ: с установленными выплатами  и установленными взносами. Программа  с установленными выплатами формируется  за счет отчислений с работодателей,  а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Однако в 1980-90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы - с установленными взносами.                   Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять - десять лет.  Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 000 долл.             Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, счет может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог.        

         Основной институт социальных  выплат (включая пенсии): Social Security Administration, SSA. Ввиду высокой социальной значимости  государственных пенсионных фондов  последние находятся под особым  контролем со стороны власти. 

        Франция

        Основы современной системы пенсионного  обеспечения во Франции были  заложены после Второй мировой  войны. В первые 40 лет своего  существования, система совершенствовалась  в сторону распространения социальной  защиты на все слои населения и повышения уровня выплачиваемых пособий. С конца 80-х годов, после резкого снижения темпов роста экономики, правительство заговорило о необходимости реформировать дорогостоящую на его взгляд систему.После нескольких более менее успешных попыток, последняя крупная реформа существующей системы пенсионного обеспечения была проведена в середине 2003 года (закон Фийона). Она была направлена на постепенное выравнивание и ужесточение требований, предъявляемых при выходе на пенсию к работникам различных секторов.

         Так в настоящее время официальный  минимальный возраст для выхода  на пенсию составляет 60 лет, однако  по закону Фийона для получения  полной пенсии необходимо иметь  общий трудовой стаж не менее  160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.

        Закон также окончательно зафиксировал  принцип индексации пенсии не  по уровню роста средней заработной  платы, а по темпам роста  цен, которые, не учитывая темпов  роста производительности труда,  отстают от первых.

        По своей сути пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Она состоит из значительного числа режимов и является достаточно сложной: в среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случает многопрофильной карьеры их число может легко превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.

        Многообразие режимов позволяет  охватить практически все категории  работающего населения с учетом их пожеланий в области пенсионного обеспечения. Так, совокупный уровень замещения трудовых доходов наемных работников (как в частном, так и в госсекторе) достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% - 70% последней заработной платы без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент замещения приблизительно на 10 пунктов. Заметим, что чем уровень заработной платы ниже, тем выше коэффициент замещения, что связанно с ограничением размера заработной платы, с которой платятся пенсионные взносы.

       Центральными организациями по  профессиональным пенсиям являются  два полу-государственных-полу-частных  пенсионных плана, покрывающих  более половины населения Франции  и находящихся на стыке 1 Pillar и 2 Pillar: AGIRC (Association Generale des Institution de Retraite des Cadres) и ARRCO (Association des Regimes de Retraite Complementaires). 

       Германия

       Основателем первой в мире  государственной системы пенсий  по возрасту для трудящихся, базирующейся на солидарной схеме, являлся канцлер Германии Отто фон Бисмарк (1889 год). Эту модель в начале XX века стали копировать разные страны в Европе, и она получила название «континентальной» (ее иногда называют «бисмаркской»).

       Государственная пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных. Пенсионный возраст в Германии общий для мужчин и женщин - 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда.Те, кто работал на крупных предприятиях, получают еще и производственную пенсию. Такая пенсия возможна, если на предприятии создана пенсионная касса по договоренности между профсоюзом и администрацией. Производственная пенсия зависит от прибыли работодателя и стажа работника. При 10-летнем стаже работник уже может рассчитывать на такой вид пенсии. Производственную пенсию получает примерно половина немецких пенсионеров.

      Все государственные служащие  имеют дополнительную пенсию, которая  равна пенсии по старости.

      Часть работающих участвует в  добровольных профессиональных  пенсионных системах и личных  планах. Добровольное пенсионное страхование в Германии в страховых компаниях или Пенсионных кассах – оставлено на усмотрение самих граждан, государство лишь готово их стимулировать налоговыми льготами.

       Контроль за пенсионным страхованием  и выплаты пенсий «белых воротничков» осуществляет Bundesversicherungsanstalt fur Angestellte (BfA), «синих воротничков» Landesversicherungsanstalten (LVA). Оба действуют под единым брендом Федерального ведомства по пенсионному страхованию Германии Deutsche Rentenversicherung. 

3Пенсионная реформа в Латвии

     В Латвии создана пенсионная система  трех уровней. Это система страхования, объединившая в себе личную заинтересованность каждого человека в обеспечении  своей старости и солидарность поколений. Ее главный принцип: чем большие  социальные взносы уплатить сегодня, тем большая пенсия будет завтра. Одновременное существование всех трех уровней обеспечивает стабильность пенсионной системы, поскольку выравнивает вероятный на каждом уровне демографический или финансовый риск.

     1-й  пенсионный уровень введен 1 января 1996 года, и в нем участвуют все, кто уплачивает взносы на социальное страхование. Этот уровень обеспечивает пенсии по старости всем лицам, проработавшим по найму не менее 10 лет. Агентство государственного социального страхования (АГСС) начисляет и обеспечивает выплату пенсий по старости 1-го уровня. В настоящее время социальный взнос составляет 35,09% от вашей зарплаты, а для пенсионного капитала регистрируется 20%. На ваше имя открыт лицевой счет, на который регистрируют уплаченные взносы.

     1-й  уровень пенсионной системы опирается  на принцип солидарности поколений  и полов. Солидарность поколений  означает, что платежи населения  для пенсий по старости не  накапливаются как долгосрочные  вложения, а расходуются на выплату пенсий по старости нынешнему поколению пенсионеров. Солидарность полов выражена тем условием, что как для женщин, так и для мужчин после ухода на пенсию прогнозируется одинаковый период выплаты пенсии (средняя продолжительность жизни мужчин и женщин после ухода на пенсию).

     2-й  пенсионный уровень был введен 1 июля 2001 года. Начиная с этой даты часть ваших взносов на государственное социальное страхование идет не на выплату сегодняшним пенсионерам, а инвестируется и накапливается для вашей пенсии. Цель инвестиций – обеспечить более значительный по сравнению с инфляцией и средней заработной платой в стране прирост пенсионного капитала. Накопленные деньги наряду с пенсией 1-го уровня дадут вам дополнительный доход в старости.

     Если  вы родились после 1 июля 1971 года, то в соответствии с Законом о государственных фондируемых пенсиях участие во 2-м пенсионном уровне для вас является обязательным, а значит, ко 2-му уровню вы привлекаетесь автоматически. В свою очередь, если вы родились в период между 2 июля 1951 года и 1 июля (включительно) 1971 года, то сами можете выбрать, присоединяться или не присоединяться ко 2-му пенсионному уровню.

Информация о работе Пенсионный рынок