Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:15, реферат
В настоящее время в России активно создаются и развиваются такие экономические структуры как холдинги. Группе организаций проще противостоять действиям конкурентов, эффективно развиваться, удерживать имеющиеся и постепенно занимать новые ниши на рынке. Перед холдингами как и перед любой другой организацией стоит проблема совершенствования менеджмента, одним из направлений которого является бюджетирование.
Центры ответственности нужны, прежде всего, для осуществления деятельности менеджеров. Для функционирования финансовой структуры необходим еще один инструмент - бюджет. Дело в том, что финансовая ответственность ЦФО реализуется через исполнение бюджетов следующим образом:
• каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с бюджетом (сметой) доходов и/или расходов, запланированных на текущий период;
• основной задачей ЦФО является выполнение своих заданий в рамках установленных бюджетом показателей.
Если не будет бюджета и закрепленных в нем количественных значений показателей деятельности каждого ЦФО, их финансовая ответственность превратится в фикцию.
Уже из того факта, что бюджеты многочисленны и что существуют бюджеты в денежных и неденежных единицах, что бюджеты различны для разных ЦФО и т.д., следует вывод, что должна существовать структура бюджетов - бюджетная структура. «Скелетом» бюджетной структуры являются три основных бюджета, отражающие взаимосвязанные стороны деятельности предприятия:
1.
Организацию производства, показателем
которой служит прибыль
2.
Организация денежных потоков,
критерием эффективности
3.
Оперативное получение
Для формирования структуры бюджеты классифицируют по следующим критериям:
- по предмету управления:
денежные (Бюджет Движения Денежных Средств);
экономические (
натуральные (
- по уровню:
операционные (ЦФО);
функциональные (
В рамках бюджетного управления естественным образом выполняются следующие основные этапы цикла управления:
• Планирование или принятие решений, которое предполагает следующее:
- оперативная деятельность предприятия планируется в формате бюджетов;
- каждый ЦФО планирует свою деятельность в финансовом выражении по статьям, консолидация которых позволяет сформировать соответствующие бюджеты для всего предприятия в целом;
- согласованный и утвержденный руководством сводный бюджет предприятия является директивным планом развития на очередной оперативный период.
• Контроль, который реализуется следующим образом:
- фактическое исполнение своего бюджета ЦФО или предприятие в целом сравнивают с плановыми показателями в целях контроля над развитием предприятия и его подразделений и предупреждения неблагоприятных тенденций как для отдельных ЦФО, так и для вышестоящих структур (предприятия).
• Анализ предполагает использование специфической для бюджетирования отчетности:
- по окончании периода ЦФО готовят Отчеты о фактическом исполнении бюджета. Все отклонения анализируются, выявляются причины их возникновения, готовятся меропртгятия по их устранению (предупреждению) или использованию благоприятных аспектов деятельности.
В бюджетном управлении просматриваются следующие этапы цикла, приобретающие свойственному данному уровню специфику:
ü этап принятия решений и планирования превращается в этап разработки бюджетов;
ü этап исполнения становится этапом сбора информации об исполнении бюджета (фактических бюджетных данных);
ü этап контроля превращается в этап план-фактного контроля исполнения бюджета;
ü этап анализа предполагает анализ бюджетной отчетности (план-факт, факторный анализ, анализ эффекта и эффективности исполнения и т.д.);
ü этап формирования управленческого воздействия становится этапом корректировки бюджетов.
Бюджетное
управление органично встраивается
в систему стратегического
Процесс
начинается с формирования бизнес-идеологии.
Формирование бизнес-идеологии предполагает
будут поставлены цели, в том числе финансовые;
разработана стратегия по их достижению;
подготовлена карта системы сбалансированных показателей – с указанием 4 перспектив: финансов, клиентов, процессов, персонала/инфраструктуры или, при управлении без системы сбалансированных показателей, план мероприятий по реализации стратегии.
Для
реализации этого комплекса мероприятий
предприятие использует свою организационную
структуру. В финансовом же выражении
все запланированные
Для того, чтобы бюджетное управление эффективно работало необходимо провести следующие мероприятия.
Во-первых,
необходимо на основе организационной
структуры сформировать финансовую
структуру предприятия. Это предполагает
предварительные шаги в виде проверки
корректности организационной структуры
и формулировки финансовых целей
для различных уровней
Во-вторых, требуется сформировать бюджетную структуру предприятия. На этом этапе рекомендуется провести обоснование и выбор бюджетных показателей, а также методов их прогнозирования и планирования.
В-третьих,
необходимо совместить финансовую и
бюджетную структуры с тем, чтобы
установить ответственность каждого
ЦФО за исполнение определенных бюджетов
или отдельных бюджетных
В-четвертых,
бюджеты обязательны для
В-пятых, следует организовать анализ исполнения бюджетов и принятие управленческих решений по результатам анализа.
Теоретически,
изначально функция бюджетов была в
том, чтобы ориентировать сознание
руководителей на защиту средств
акционеров и гарантировать, что
менеджеры беспокоятся о
В одном крупном исследовании американских компаний пришли к заключению, что менеджеры либо не принимали бюджетные целевые задания и решали бороться с системой, либо ощущали давление достигнуть целей любыми средствами. Это давление мешало деятельности многих организаций и их людей. Такой менталитет приказывает»делать, как тебе говорят, иначе твое будущее под угрозой». Определяющим фактором при этом становится необходимость мгновенного вознаграждения и немедленных результатов.
В
настоящее время возросла популярность
соглашений в заданными
Бюджетное соглашения обычно составляется на период в один год. Его цель – обязать подчиненного или команду достичь определенного результата и затем обеспечить их руководителю возможность проверки соответствия этому результату фактически достигнутых (оставляя за ним право вмешиваться и вносить изменения в условия соглашения, если это необходимо.
При
должном использовании такие
соглашения способствуют четкому пониманию
и взаимодействию между различными
уровнями организации и позволяют
директорам осуществлять руководство
деятельностью ее многочисленных отделов
и подразделений. Но вся проблема
в том, что в плохих руках эти
соглашения быстро превращаются в инструмент
всякого рода злоупотреблений на
всех уровнях организации. В итоге,
по мере того как возникает необходимость
обеспечения все более и более
высоких результатов, проблемы накладываются
одна на другую, особенно если в это
же время наблюдается ухудшение
общей экономической ситуации на
рынке.
§ 2. Организационно-правовые
особенности холдинговой
компании
В Гражданском кодексе Российской Федерации[4] понятие «холдинг» и «холдинговая компания» отсутствует.
Термин «холдинговая компания» употреблялся в Законе РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»,[5] где говорилось: «На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг».
Во
Временном положении о
Информация о работе Организация бюджетного процесса в холдинговой структуре