Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить природу межбюджетных трансфертов.
Задачи – ознакомиться с понятием межбюджетных трансфертов, перечислить виды и условия их предоставления, проанализировать межбюджетные трансферты в РФ в 2011-2013 гг., рассмотреть проблемы повышения эффективности межбюджетных отношений, составить проект бюджета муниципального района.

Содержание

Введение 3
1. Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления 4
1.1. Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления 4
1.2. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг. 12
1.3. Проблемы повышения эффективности межбюджетных отношений 16
2. Составление проекта бюджета муниципального района 18
Заключение 37
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Межбюджетные трансферты.docx

— 466.79 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

 

 

                                                      Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Бюджетная система  РФ»

 

Тема:  МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ, ИХ ВИДЫ И УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

 

Вариант № 39

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

1. Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления 4

1.1. Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления 4

1.2. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011-2013 гг. 12

1.3. Проблемы повышения эффективности межбюджетных отношений 16

2. Составление проекта бюджета муниципального района 18

Заключение 37

Список литературы 38

 

Введение

Тема  межбюджетных трансфертов  остается актуальной и даже вызывает споры. Различия в исторических,  природно-климатических и других  факторах  предопределяют дифференциацию производства ВВП на душу населения по регионам страны. Бюджетные доходы в различных регионах отличаются в разы, бюджеты 15 регионов более чем на 50% сформированы за счет средств федерального центра. При этом количество дотационных регионов в 2012 году возрастет до 72 с 69 в 2011 году [6]. В связи с этим существует объективная необходимость выравнивания обеспеченности регионов для их социально-экономического развития.

С другой стороны, доля региональных и местных налогов в консолидированном бюджете страны незначительна, в то время как нагрузка на территориальные бюджеты постоянно возрастает, в связи с чем необходимо стремиться к сокращению трансфертов из федерального центра регионам и увеличению собственных доходных источников субъектов РФ – переходить от управления трансфертами к управлению налогами.

Цель работы – изучить природу межбюджетных трансфертов.

Задачи – ознакомиться с понятием межбюджетных трансфертов, перечислить виды и условия их предоставления, проанализировать межбюджетные трансферты в РФ в 2011-2013 гг., рассмотреть проблемы повышения эффективности межбюджетных отношений, составить проект бюджета муниципального района.  

  1. Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления

    1. Межбюджетные  трансферты, их виды и условия предоставления

 

Наиболее весомые в  количественном отношении налоги закреплены за федеральным бюджетом. Доля региональных и местных налогов в консолидированном  бюджете страны незначительна, в  то время как нагрузка на территориальные  бюджеты постоянно возрастает. Поэтому  территориям необходима финансовая помощь.

Наиболее важный способ передачи средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим – отчисления в процентах  от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов,  территориям предоставляются межбюджетные трансферты.

Для оказания финансовой помощи в составе бюджетов созданы

в федеральном бюджете:

  1. Фонд финансовой поддержки регионов;
  2. Фонд регионального развития;
  3. Фонд компенсации;
  4. Фонд софинансирования социальных расходов;
  5. Фонд реформирования региональных финансов;

в региональных бюджетах:

  1. региональные фонды финансовой поддержки поселений;
  2. региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  3. региональные фонды муниципального развития;
  4. региональные фонды софинансирования социальных расходов;
  5. региональные фонды компенсаций;

в бюджетах муниципальных районов – районные фонды финансовой поддержки поселений [3, c. 601].

Межбюджетные трансферты представляют собой крупные финансовые потоки из бюджета одного уровня в бюджеты  других уровней бюджетной системы. Согласно Бюджетному кодексу РФ, межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации  [1, ст. 6].

В практике федеративных государств используются механизмы вертикального  и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. При горизонтальном выравнивании один регион оказывает финансовую поддержку другому. Подобное практикуется в Германии. В российской практике межбюджетные трансферты осуществляются в основном по вертикали: финансовые потоки направляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты.

Таблица 1

Доля межбюджетных трансфертов  в расходах федерального бюджета 

на 2009-2011 гг. [2, с. 180]

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной  системы Российской Федерации предоставляются  в форме:

  1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  2. субсидий бюджетам субъектов РФ;
  3. субвенций бюджетам субъектов РФ;
  4. иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ;
  5. межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов [1, ст. 129].

Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов [4, с.13].

Дотации на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов РФ образуют Федеральный фонд финансовой поддержки  субъектов РФ. Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и налоговой базы, и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных факторов, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объёма бюджетных услуг в расчете на одного жителя [2, с. 191].

Проект распределения дотаций  между субъектами Российской Федерации  вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период и утверждается при  рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении [1, ст. 131].

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов [4, с.13].

Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения [1, ст. 132]. Совокупность субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов [4, с.13]. Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций [1, ст. 133].

Межбюджетные трансферты включают в себя также трансферты из федерального бюджета в бюджеты  государственных внебюджетных фондов, что связано с недостатком  средств, формируемых за счет страховых  взносов, для финансирования потребностей этих фондов, и с необходимостью передачи средств федерального бюджета  и других бюджетов в бюджеты внебюджетных фондов (например, из местных бюджетов в бюджет медицинского страхования  средства поступают для страхования  неработающего населения, Пенсионный фонд из федерального бюджета получает финансирование на выплату государственных пенсий военнослужащим, работникам полиции, работодатели которых не уплачивают страховых взносов) [2, с.170].

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования предоставляются  в форме: субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Под субвенциями бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам ТФОМС в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при выполнении полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами [1, ст. 133.2].

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации  бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в  форме:

  1. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  2. субсидий местным бюджетам;
  3. субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  4. субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ;
  5. иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы РФ [1, ст. 135].

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются  в форме:

  1. дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  2. субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  3. субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  4. иных межбюджетных трансфертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Фонды, используемые в системе  межбюджетных отношений в РФ [2, с. 189]

 

Трансферты из федерального бюджета предоставляются как  без предварительно определённых условий (целевые средства для социальной поддержки инвалидов, граждан, пострадавших во время аварии на Чернобыльской  АЭС), так и при определенных условиях.

Межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов  бюджетам поселений (за исключением  межбюджетных трансфертов на осуществление  части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с  заключенными соглашениями) предоставляются  при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления поселений  бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах [1, ст. 142].

Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета:

  1. межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах;
  2. субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций и предоставляемых из Инвестиционного фонда РФ субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, не имеют права заключать соглашение с Федеральным казначейством о передаче полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительному органу государственной власти субъекта РФ;
  3. субъекты РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также предоставляемых из Инвестиционного фонда РФ субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, не имеют права:
    1. устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
    2. превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта  и (или) содержание органов государственной власти субъекта;
  4. в субъектах РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций, а также предоставляемых из Инвестиционного фонда РФ субсидий) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, осуществляются следующие дополнительные к установленным пунктом 3 меры:
    1. подписание соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ;
    2. организация исполнения бюджета субъекта РФ с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта РФ и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта в органах Федерального казначейства;
    3. представление финансовым органом субъекта РФ в Министерство финансов РФ в установленном порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ внесенного в законодательный орган субъекта РФ проекта бюджета субъекта на очередной финансовый год;
    4. проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ Счетной палатой РФ или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора;
    5. иные меры, установленные федеральными законами;
  5. при несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством РФ, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 БК РФ, Министерство финансов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов РФ до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов;
  6. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  7. Бюджетам субъектов РФ могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  8. в случае, если не позднее 1 октября текущего финансового года законом субъекта РФ принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций), ограничения и меры, предусмотренные БК РФ и иными федеральными законами, в очередном финансовом году в отношении данного субъекта Российской Федерации применяются исходя из расчетного сокращения доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в собственных доходах консолидированного бюджета субъекта РФ, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних финансовых лет общей величины уменьшаемых межбюджетных трансфертов в очередном финансовом году [1, ст. 130].

Информация о работе Межбюджетные трансферты, их виды и условия предоставления