Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Сосредоточение финансовых ресур¬сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финан¬сового регулирования посредством бюджетной системы трудно пе¬реоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее вре¬мя изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и соци-альной сферы.
Цель данной работы – рассмотреть формирование доходов бюджета, проблемы и методы планирования. Задачи в работе следующие: рассказать о сущности бюджетов, проанализировать проблемы и методы планирования бюджетов, рассказать о путях совершенствования доходной части бюджета.
Объектом работы является бюджет, а субъектом – процесс формирования доходов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТОВ И ИХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и роль государственного бюджета и его доходов 10
1.3 Сущность местного бюджета как основы муниципальных финансов. Понятие доходов местного бюджета 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 Формирование, классификация и анализ доходов бюджетов разных уровней на современном этапе 21
2.2 Финансовое планирование и прогнозирование 39
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ 44
3.1 Стратегия финансовой политики и предложения по увеличению доходов бюджетов 44
3.2 Решение проблем бюджетного федерализма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63
Политика в области целевых бюджетных фондов.
На 2006 год сохранят свой целевой статус:
- территориальный дорожный фонд Нижегородской области;
- фонд укрепления законности и общественного порядка;
- областной экологический фонд Нижегородской области.
Доходы Территориального дорожного фонда будут формироваться за счет транспортного налога, акцизов на нефтепродукты, доходов от сдачи имущества подрядным организациям, платы за проезд тяжеловесных и негабаритных грузов.
Доходы Областного экологического фонда будут формироваться за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С 2005 года закреплены в Бюджетном кодексе нормативы отчислений от федеральных налогов в бюджеты различных уровней, а также передать субъектам РФ полномочия по установлению нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты.
Такие
предложения содержались в
В
настоящее время нормативы
Новая
система сделала бюджеты более
предсказуемыми и стабильными, создаст
стимулы для экономического развития
территорий, повышения эффективности
использования бюджетных
В Минфине считают, что сейчас поправки к БК и НК в части межбюджетных отношений могут быть представлены в Думу лишь предварительно, а официально они могут быть внесены не ранее одобрения во втором чтении законопроектов по разграничению полномочий.
К
проблемам бюджетной системы
так же относятся проблемы регулирования
межбюджетных отношений. Для этого
Госдума приняла поправки в Бюджетный
кодекс РФ, касающиеся регулирования межбюджетных
отношений. Как говорится в пояснительной
записке к законопроекту, он предусматривает
внесение в действующую редакцию Бюджетного
кодекса РФ системы поправок, которые уточняют
разграничение бюджетных полномочий между
органами власти разных уровней, бюджетное
устройство и общие принципы организации
бюджетной системы РФ, а также разграничение
налоговых доходов между бюджетами разных
уровней бюджетной системы
Еще
одной из негативных проблем бюджетной системы
Большинство предпринимателей и организаций вовремя и правильно платят налоги. Однако хватает и должников. И это серьезная проблема бюджетной системы. Нежелание или явное сокрытие доходов недоимщиками влечет за собой недофинансирование социальной и культурной сфер, задержку зарплаты бюджетникам, выплату пособий, то есть негативно сказывается на жизненном уровне наших сограждан.
Значительной проблемой бюджетной системы является не только недостаток финансирования, но и задержки с перечислениями денег.
Центральным
пунктом проблемы федерализма в любом
государстве является проблема бюджетного
федерализма. Решение проблемы бюджетного
федерализма невозможно до тех пор, пока
экономическая ситуация в субъектах РФ
не будет хотя бы относительно равной.
С юридической точки зрения этого можно
достичь, лишь принимая ежегодно специфические
юридические решения. Иными словами, ежегодно
манипулируя размерами отчислений от
федеральных налогов в региональные бюджеты.
Во-вторых, давление в пользу разработки
единой концепции бюджетного
Для решения проблем бюджетного федерализма необходимо формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней3.
Бюджетный федерализм как объективная системно организованная совокупность денежных потоков и фондов финансовых ресурсов характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами, направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости.
С момента своего конституционного оформления федерализм исходил не из формального толкования правовых актов, а из практического решения экономических, социальных, политических проблем, что подтверждает его эволюционный характер. Закрепляя сложившиеся де-факто взаимоотношения территориальных образований, федерализм всегда был следствием договора и компромисса.
Исходя из этих предпосылок, федерализм необходимо рассматривать не как обособленный процесс или особую систему, отражающую cпецифику развития той или иной страны, а как звено в общей эволюции государства и межгосударственных отношений. Различные этапы подобной трансформации проявляются, в частности, в разнообразных федеративных формах, охватывающих политическое пространство между унитарным государством и государственным союзом.
Это политико-правовое пространство, отделяющее унитарное государство от конфедерации, можно схематично представить в виде сферы - сферы федерализма. Неоднородность внутри данного пространства выражается в существовании нескольких видов федерализма, отражающих как специфику федеративных отношений в различные исторические периоды, так и особенности регионального развития.
Финансовый кругооборот - это возобновляемая система финансовых потоков, обеспечивающая образование, распределение и расходование денежных фондов4. Понятие денежного фонда является одной из основных категорий финансовой науки и соответственно теории бюджетного федерализма. Денежный фонд сам по себе предстает как определенная сумма денежных средств. А если его рассматривать в системе бюджетные потоков, то он выступает как существенная фаза финансового кругооборота, некий "резервуар" финансовых потоков, как своего рода их "оператор", накопитель и регулятор. Субъекты межбюджетных отношений формируют и расходуют свои денежные фонды, необходимые для обеспечения функций и полномочий соответствующих уровней государственной власти.
В заключении модно отметить следующее.
Бюджет
является мощным рычагом воздействия
на социально-экономическое
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую власть. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. Основное значение муниципального бюджета состоит в том, что в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Поскольку местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, местные бюджеты не относятся к государственным финансам.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. В более общем виде это понятие можно представить как планомерность, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.
Для решения вопросов увеличения поступлений в бюджет выработана бюджетная политика. Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе: обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти; устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы бюджетной политики, прежде всего в рамках реформирования налоговой системы; существенно снизить относительные издержки функционирования государства; значительно уменьшить долговую нагрузку на экономику.