Местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Сосредоточение финансовых ресур¬сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финан¬сового регулирования посредством бюджетной системы трудно пе¬реоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее вре¬мя изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и соци-альной сферы.
Цель данной работы – рассмотреть формирование доходов бюджета, проблемы и методы планирования. Задачи в работе следующие: рассказать о сущности бюджетов, проанализировать проблемы и методы планирования бюджетов, рассказать о путях совершенствования доходной части бюджета.
Объектом работы является бюджет, а субъектом – процесс формирования доходов бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТОВ И ИХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и роль государственного бюджета и его доходов 10
1.3 Сущность местного бюджета как основы муниципальных финансов. Понятие доходов местного бюджета 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 Формирование, классификация и анализ доходов бюджетов разных уровней на современном этапе 21
2.2 Финансовое планирование и прогнозирование 39
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ 44
3.1 Стратегия финансовой политики и предложения по увеличению доходов бюджетов 44
3.2 Решение проблем бюджетного федерализма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63

Работа содержит 1 файл

местный бюджет.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

       Политика  в области целевых  бюджетных фондов.

       На 2006 год сохранят свой целевой статус:

       - территориальный дорожный фонд  Нижегородской области;

       - фонд укрепления законности и  общественного порядка;

       - областной экологический фонд Нижегородской области.

       Доходы  Территориального дорожного фонда  будут формироваться за счет транспортного  налога, акцизов на нефтепродукты, доходов  от сдачи имущества подрядным  организациям, платы за проезд тяжеловесных и негабаритных грузов.

       Доходы  Областного экологического фонда будут  формироваться за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду.

      С 2005 года закреплены в Бюджетном кодексе  нормативы отчислений от федеральных  налогов в бюджеты различных  уровней, а также передать субъектам РФ полномочия по установлению нормативов отчислений от региональных налогов в местные бюджеты.

      Такие предложения содержались в пакете поправок к БК РФ, представленных Минфином в правительство 16 мая. В соответствии с поправками устанавливаются гарантированные нормативы отчислений и в субъекты Федерации, и в местные бюджеты не ежегодными законами о бюджете, а непосредственно Бюджетным кодексом либо законом субъекта без ограничения сроков действия. Это самое главное, революционное изменение с   точки  зрения  сущности нового механизма бюджетной  системы.

      В настоящее время нормативы расщепления  федеральных налогов утверждаются ежегодным законом о федеральном  бюджете, а отчисления от региональных налогов в местные бюджеты - федеральными законами.

      Новая система сделала бюджеты более  предсказуемыми и стабильными, создаст  стимулы для экономического развития территорий, повышения эффективности  использования бюджетных средств, считают в Минфине. Поправки к  Бюджетному и Налоговому кодексам в  части межбюджетных отношений уже давно ожидаются Думой, которая без них не торопится рассматривать во втором чтении законопроекты по реформе федеративных отношений и местного самоуправления. Представители Думы отмечали, что если правительство подготовит соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы до 1 июня, второе чтение законопроектов по разграничению полномочий может состояться в середине июня.

      В Минфине считают, что сейчас поправки к БК и НК в части межбюджетных отношений могут быть представлены в Думу лишь предварительно, а официально они могут быть внесены не ранее одобрения во втором чтении законопроектов по разграничению полномочий.

      К проблемам бюджетной системы  так же относятся проблемы регулирования  межбюджетных отношений. Для этого  Госдума приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ, касающиеся регулирования межбюджетных отношений. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он предусматривает внесение в действующую редакцию Бюджетного  кодекса  РФ  системы  поправок, которые уточняют разграничение бюджетных полномочий между органами власти разных уровней, бюджетное  устройство и общие принципы организации  бюджетной  системы  РФ, а также разграничение налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной  системы  РФ. Кроме того, поправки устанавливают порядок разграничения расходных обязательств между уровнями  бюджетной   системы   РФ, регулируют предоставление межбюджетных трансфертов, устанавливают порядок осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ при введении временной финансовой администрации, а также уточняют порядок кассового обслуживания исполнения бюджета бюджетной  системы  РФ. В пояснительной записке отмечается, что в случае принятия поправок эта система "составит правовую основу новой системы межбюджетных отношений, предлагаемой к введению с 2005 финансового года", для полноценного функционирования которой потребуется внесение поправок в ряд федеральных законов.

      Еще одной из негативных   проблем  бюджетной  системы государства является отсутствие единого государственного финансового контроля, взаимодействия между Минимуществом России и федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, далека от совершенства и существующая нормативная база, призванная наладить чёткий механизм координации и регулирования их взаимоотношений, что, в свою очередь, позволило бы избежать потерь для бюджета страны, исчисляемых десятками и даже сотнями миллионов рублей.

      Большинство предпринимателей и организаций  вовремя и правильно платят налоги. Однако хватает и должников. И это серьезная проблема  бюджетной  системы. Нежелание или явное сокрытие доходов недоимщиками влечет за собой недофинансирование социальной и культурной сфер, задержку зарплаты бюджетникам, выплату пособий, то есть негативно сказывается на жизненном уровне наших сограждан.

      Значительной   проблемой бюджетной  системы  является не только недостаток финансирования, но и задержки с перечислениями денег.

3.2 Решение проблем  бюджетного федерализма

 
 

       Центральным пунктом проблемы  федерализма  в любом государстве является проблема  бюджетного  федерализма. Решение   проблемы бюджетного  федерализма  невозможно до тех пор, пока экономическая ситуация в субъектах РФ не будет хотя бы относительно равной. С юридической точки зрения этого можно достичь, лишь принимая ежегодно специфические юридические решения. Иными словами, ежегодно манипулируя размерами отчислений от федеральных налогов в региональные бюджеты. Во-вторых, давление в пользу разработки единой концепции бюджетного  федерализма  не исходит пока не со стороны федерации, не со стороны ее субъектов. Лидеры субъектов РФ имеют краткосрочные планы, замыкающиеся на " выбивании" денег из центра. В связи с этим до сегодняшнего дня интерес к бюджетному законодательству остается низким.

       Для решения проблем бюджетного федерализма необходимо формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней3.

      Бюджетный федерализм как объективная системно организованная совокупность денежных потоков и фондов финансовых ресурсов характеризуется рядом свойств и особенностей: специфическими субъектами, направленностью бюджетных потоков, потенциалом и интенсивностью межбюджетных связей, наличием той или иной причинной обусловленности трансфертов, признаками их повторяемости, воспроизводимости и замкнутости.

      С момента своего конституционного оформления федерализм исходил не из формального толкования правовых актов, а из практического решения экономических, социальных, политических проблем, что подтверждает его эволюционный характер. Закрепляя сложившиеся де-факто взаимоотношения территориальных образований, федерализм всегда был следствием договора и компромисса.

      Исходя  из этих предпосылок, федерализм необходимо рассматривать не как обособленный процесс или особую систему, отражающую cпецифику развития той или иной страны, а как звено в общей эволюции государства и межгосударственных отношений. Различные этапы подобной трансформации проявляются, в частности, в разнообразных федеративных формах, охватывающих политическое пространство между унитарным государством и государственным союзом.

      Это политико-правовое пространство, отделяющее унитарное государство от конфедерации, можно схематично представить в виде сферы - сферы федерализма. Неоднородность внутри данного пространства выражается в существовании нескольких видов федерализма, отражающих как специфику федеративных отношений в различные исторические периоды, так и особенности регионального развития.

      Финансовый  кругооборот - это возобновляемая система  финансовых потоков, обеспечивающая образование, распределение и расходование денежных фондов4. Понятие денежного фонда является одной из основных категорий финансовой науки и соответственно теории бюджетного федерализма. Денежный фонд сам по себе предстает как определенная сумма денежных средств. А если его рассматривать в системе бюджетные потоков, то он выступает как существенная фаза финансового кругооборота, некий "резервуар" финансовых потоков, как своего рода их "оператор", накопитель и регулятор. Субъекты межбюджетных отношений формируют и расходуют свои денежные фонды, необходимые для обеспечения функций и полномочий соответствующих уровней государственной власти.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      В заключении модно отметить следующее.

      Бюджет  является мощным рычагом воздействия  на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется.

      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую власть. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет. Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

       Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. Основное значение муниципального бюджета состоит в том, что в нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Поскольку местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, местные бюджеты не относятся к государственным финансам.

       Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.

      В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. В более общем виде это понятие можно представить как планомерность, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.

       Для решения вопросов увеличения поступлений  в бюджет выработана бюджетная политика. Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе: обеспечить полное и устойчивое выполнение финансовых обязательств государства на всех уровнях власти; устранить дестимулирующие элементы и развить стимулирующие элементы бюджетной политики, прежде всего в рамках реформирования налоговой системы; существенно снизить относительные издержки функционирования государства; значительно уменьшить долговую нагрузку на экономику.

Информация о работе Местный бюджет