Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Сосредоточение финансовых ресур¬сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финан¬сового регулирования посредством бюджетной системы трудно пе¬реоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее вре¬мя изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и соци-альной сферы.
Цель данной работы – рассмотреть формирование доходов бюджета, проблемы и методы планирования. Задачи в работе следующие: рассказать о сущности бюджетов, проанализировать проблемы и методы планирования бюджетов, рассказать о путях совершенствования доходной части бюджета.
Объектом работы является бюджет, а субъектом – процесс формирования доходов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТОВ И ИХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и роль государственного бюджета и его доходов 10
1.3 Сущность местного бюджета как основы муниципальных финансов. Понятие доходов местного бюджета 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 Формирование, классификация и анализ доходов бюджетов разных уровней на современном этапе 21
2.2 Финансовое планирование и прогнозирование 39
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ 44
3.1 Стратегия финансовой политики и предложения по увеличению доходов бюджетов 44
3.2 Решение проблем бюджетного федерализма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63
Непосредственно с БФР взаимосвязан другой синтетический баланс — баланс денежных доходов и расходов населения (БДДРН). В нем отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной форме: заработная плата, доходы от индивидуальной трудовой деятельности, пенсии и пособия, стипендии, доходы от обмена товарами между группами населения, оплата товаров и услуг, налоги и добровольные взносы, сбережения во вкладах и займах. Этот баланс определяет пропорции между доходами и расходами населения, показывает рост оплаты труда и пенсионного обеспечения, увеличение объемов товарного предложения. В связи с этим БДДРН имеет большое значение для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется по стране в целом и субъектам РФ Минэкономразвития России с участием Минфина России, Банка России и других органов финансовой системы.
Показатели финансовых планов являются исходным материалом для анализа финансового положения государства, информационной основой (базой) для перспективного планирования. Система финансовых планов позволяет выявить объективные взаимосвязи и долговременные тенденции изменения структуры источников финансовых ресурсов (доходов физических и юридических лиц), а также факторы, определяющие развитие этих тенденций в будущем. В настоящее время особое внимание уделяется среднесрочному финансовому планированию (на два-три года) в качестве основы для разработки годовых и перспективных бюджетов.
Финансовое прогнозирование — предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов. Прогнозы могут быть средне- (5—10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.
Финансовое прогнозирование предполагает: построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы; корреляционно-регрессионный анализ; непосредственную экспертную оценку.
Финансовое программирование — метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен: для установления приоритетов государственных расходов по направлениям; повышения эффективности расходования государственных средств; прекращения финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.
Выбор варианта программы зависит прежде всего от экономических (ресурсных) факторов. При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от недостижения цели. Программирование как важный метод согласования кратко- и долгосрочных целей и мер в области финансовой политики активно используется в современной практике финансового планирования.
Финансовое программирование применяется в развитых странах с 1960-х гг. Суть его заключается в составлении пятилетних «скользящих» планов расходов. Каждый год они корректируются на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются («скользят») по пятилетней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих четырех лет — ориентировочными.
В настоящее время в Российской Федерации широко используются целевые комплексные программы, представляющие систему научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированности по ресурсам и исполнителям.
Следует
отметить, что при командно-
Цели бюджетной политики в долгосрочной перспективе:
Указанные цели будут достигаться сочетанием бюджетных реформ по пяти основным направлениям: создание эффективной системы управления государственными финансами, концентрация финансовых ресурсов государства на выполнении его базовых функций, проведение целенаправленной политики управления государственным долгом и активами, совершенствование межбюджетных отношений, налоговая реформа.
Основной задачей финансовой политики Нижегородской области на ближайшие годы остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения Нижегородской области. Решение этой задачи возможно через осуществление комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета области, повышение конкурентоспособности экономики Нижегородской области, обеспечение социальной помощи нуждающимся.
Бюджетная политика области в 2006 году в первую очередь будет направлена на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. В 2006 году будет продолжена реформа бюджетной политики, начатая в 2005 году. Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, призвана исключить возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства нижестоящих бюджетов без соответствующей передачи доходных полномочий.
Реформа бюджетной политики будет проведена параллельно с реформой местного самоуправления и межбюджетных отношений. Предпосылки для проведения этих реформ созданы в 2005 году. Принято и подготовлено к принятию значительное количество областных законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Нижегородской области, методик распределения финансовой помощи между муниципалитетами.
Бюджетная и налоговая политика в 2006 году и на перспективу до 2008 года направлена на решение следующих задач.
Увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области:
-
максимальное использование
-
взаимодействие с
Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области:
-
реализация механизма
-
активизация работы с крупными
налогоплательщиками,
Расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций:
-
стимулирование организаций,
Создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики:
- стимулирование органов местного самоуправления, обеспечивших проведение реформы бюджетной политики;
-
формирование реестров
-
повышение эффективности и
-
построение бюджета на 2006 и последующие
годы с выделением бюджетов
действующих и принимаемых
-
совершенствование и
-
сохранение установленных
Оптимизация государственного и муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований.
Политика в области доходов бюджета. За основу формирования доходной части бюджета Нижегородской области на 2006 год взяты основные параметры социально-экономического развития области, прогнозируемые на 2006 год.
Дополнительно
использованы данные статистической отчетности
за предыдущие годы, сведения налоговых
органов о налогооблагаемой базе,
начисленных и поступивших
По предварительной оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2006 году 110,8%, в 2007 году - 107,9%, в 2008 году - 106,5%.
Формирование доходной части бюджета Нижегородской области на 2006 год будет производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений налогового законодательства на 2006 год и мер по увеличению доходов бюджета области, принимаемых на уровне Правительства области и органов местного самоуправления области.
Налоговая система в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, достижение справедливости, прозрачности и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные с либерализацией налогового бремени, уже осуществлены.
Тем не менее, отдельные изменения налогового и бюджетного законодательства по-прежнему будут оказывать существенное влияние на формирование доходной части бюджета области на перспективу 2006 - 2008 годов.
Изменения коснутся налога на прибыль. Сохранится курс на либерализацию налогового бремени по данному доходному источнику. В частности, приняты отдельные изменения, расширяющие перечень расходов, относящихся на себестоимость: изменение с 30% до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных в предшествующих периодах; введение "амортизационной премии" в виде отнесения на расходы и учета при исчислении налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости основных фондов.