Местный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Сосредоточение финансовых ресур¬сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финан¬сового регулирования посредством бюджетной системы трудно пе¬реоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее вре¬мя изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и соци-альной сферы.
Цель данной работы – рассмотреть формирование доходов бюджета, проблемы и методы планирования. Задачи в работе следующие: рассказать о сущности бюджетов, проанализировать проблемы и методы планирования бюджетов, рассказать о путях совершенствования доходной части бюджета.
Объектом работы является бюджет, а субъектом – процесс формирования доходов бюджетов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТОВ И ИХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и роль государственного бюджета и его доходов 10
1.3 Сущность местного бюджета как основы муниципальных финансов. Понятие доходов местного бюджета 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 Формирование, классификация и анализ доходов бюджетов разных уровней на современном этапе 21
2.2 Финансовое планирование и прогнозирование 39
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ 44
3.1 Стратегия финансовой политики и предложения по увеличению доходов бюджетов 44
3.2 Решение проблем бюджетного федерализма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63

Работа содержит 1 файл

местный бюджет.doc

— 442.00 Кб (Скачать)

       Механизм  межбюджетного регулирования формируется  законами о бюджетах на предстоящий год. Местные бюджеты получают бюджетную помощь из вышестоящих уровней, если их собственные источники недостаточны для покрытия затрат на обеспечение жителей муниципального образования минимальным набором социальных благ и услуг.

       Законодательные органы субъектов Федерации имеют  право сверх долей налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, устанавливать нормативы отчислений (единые или дифференцированные) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год и на долговременной основе (не менее чем на три года).

       Особое  место в составе доходов местных  бюджетов занимают средства по взаимным расчетам, в состав которых включают финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных региональных законов (связанных в основном с предоставлением социальных льгот отдельным группам населения) или для компенсации потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.

       Существование регулирующих доходов вызвано необходимостью выравнивания финансового потенциала местных органов власти, устранением различий между финансовыми возможностями и расходными потребностями у различных муниципальных образований1.

       Существующая  система регулирования местных  бюджетов позволяет обеспечить их необходимыми средствами независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц. Она стимулирует местные ораны власти к выполнению планов мобилизации общегосударственных финансовых ресурсов.

      В то же время используемый метод регулирования  местных бюджетов имеет негативные стороны. Они выражаются в том, что при этой системе бюджетного регулирования у вышестоящих уровней власти имеются возможности для субъективного подхода к распределению средств между бюджетами. Создаются предпосылки для неоправданных встречных финансовых потоков. И наконец, при этом методе у местных органов власти мало стимулов к получению сверхплановых доходов, так как на сумму, полученную сверх плана, может быть уменьшен объем средств, получаемый в следующем году.

       Бюджет  Нижегородской области за 2006 год  исполнен по доходам в сумме 42 675,2 млн. рублей, что составляет 101,3% к уточненному плану на год.

       В структуре доходов областного бюджета:

       72,5% составляют налоговые доходы,

       5,3% – неналоговые доходы,

       6,3% – доходы целевых бюджетных  фондов,

       15,9% – безвозмездные перечисления  от бюджетов других уровней.

       Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета (без учета доходов, направляемых на формирование целевых бюджетных фондов) получены в сумме  33185,5 млн. рублей, что составляет 101,9% к уточненному годовому плану, в том числе налоговые доходы получены в сумме 30 925,8 млн. рублей, неналоговые доходы – в сумме 2 259,8 млн. рублей.

                      

Рис. 1. Структура доходов  бюджета Нижегородской  области 2006 г.

       Прогноз МФ на январь-декабрь 2006 года по поступлению  налоговых и неналоговых доходов  исполнен на 101,9%, дополнительно  к прогнозу получено  629,6 млн. рублей.

       Основными источниками поступления налоговых  доходов являются:

       -налог  на прибыль организаций– 43,9% в  налоговых доходах; 

       -налог  на доходы физических лиц –  34,4%;

       -налоги  на имущество – 10,7%;

       -акцизы  – 7,7%;

       -налоги  на совокупный доход –3,2%.

       В запланированных объемах к прогнозу на 12 месяцев и выше поступили: налог  на прибыль организаций– 100,3%, налог  на доходы физических лиц – 100,5%, акцизы на нефтепродукты – 111,1%, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения -107,1%, налог на имущество организаций – 110,7%, налогу на добычу полезных ископаемых – 106,6%.

       Не  выполнены прогнозные назначения по акцизам (кроме нефтепродуктов) – 88,6%, единому сельхозналогу – 94,6%, налогу на игорный бизнес – 97,2%, госпошлине – 83,2%.

       Неналоговые доходы областного бюджета исполнены  на 124,7% к прогнозу 12 месяцев, дополнительно  получено 446,9 млн. рублей.

       Областной бюджет 2007 утвержден по доходам в  сумме 47 081 742 тыс.рублей.

Таблица 1

Динамика  и структура доходов  бюджета Нижегородской  области 2006-2007 гг

доходы 2006 2007
  В тыс. руб.    % уд.вес В тыс. руб.    % уд.вес
Налоговые и неналоговые  доходы 32 555,9           77,26       40 697, 044          73,07
Налоговые доходы 30 743,1            73 39319                    70,6
Налог на прибыль организаций 13 548,7            32,15 16 708, 944           30
Налог на доходы физических лиц 10 580,8            25,1 12 634, 502            22,68
Акцизы 2 624,4              6,23 3 912, 792              7,03
Налоги  на совокупный доход 911,9                 2,16 1 183, 032           2,12
Налоги  на имущество 3 045,8              7,23 4 858, 704            8,7
Платежи за пользование природными ресурсами 18,8                   0,05 20, 949                 0,04
Прочие  налоговые и неналоговые доходы 1 826,8               4,33 1378,121               2,47
Безвозмездные перечисления: 6 811,9                16,17 6 384, 698              11,46
  от  бюджетов других уровней: 6 771,9                16,07 6 364, 698             11,43
- дотации 400,4                   0,95 1 702, 571             3,06
- субвенции 2 477,6                 5,88 2 807, 490             5,04
- субсидии 1 515,1                 3,6 1 854, 637             3,33
- прочие 2378,8                 5,64 1 040, 000              1,87
Прочие  безвозмездные поступления 40,0                      0,09 20, 000                   0,04
Итого доходов  39 367,8               93,42 47 081,742              84,5
 Доходы целевых бюджетных фондов 2 771,6                 6,6 4307,050                7,73
-экологический фонд 110,8                    0,26 112, 700                  0,2
-дорожный  фонд 2 463,8                 5,85 4 023, 350               7,22
-фонд  законности 197,0                    0,47 171, 000                 0,37
ВСЕГО ДОХОДОВ 42 139,4                100 55695,84            100
 

       Не  смотря на то, что по сумме налоговые  доходы областного бюджета увеличились  на 8141,144 млн. руб., но удельный вес их снизился с 77,26% в 2006 году до 73,07% в 2007.

       В 2007 году снизился и удельный вес  таких налоговых доходов, как  налог на прибыль организаций, налог  на доходы физических  лиц, а так  же безвозмездные поступления. Однако в денежном выражении они возросли в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области об областном  бюджете на 2007 год.

       Удельный  вес акцизов, налогов на имущество, а так же дотаций от бюджетов от других уровней  в общей структуре  бюджета 2007 увеличился как в денежном, так и в процентном соотношении от общей суммы доходов.

       Всего же областной бюджет с 2006 по 2007 год  увеличился с 42139,4 млн. руб, до 47090,356 млн.руб. или на 4950,956 млн. руб. В целом этот рост обусловлен увеличением налоговых  поступлений в бюджет, а так  же доходов от целевых бюджетных фондов. Так, дорожный фонд увеличен примерно в 2 раза по сравнению в предыдущим годом. 

2.2 Финансовое планирование  и прогнозирование

 
 

      В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. В более общем виде это понятие можно представить как планомерность, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Итак, планирование — это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности. Финансовое планирование — это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.

      Финансовое  планирование представляет собой составную  часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

      особенности форм и методов образования и  использования де 
нежных фондов;

      отраслевое  и территориальное перераспределение  финансовых 
ресурсов.

      Движение  средств конкретного денежного  фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.

      Финансовые  планы внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС) отражают движение их финансовых ресурсов. В доходной части показываются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг от друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и бюджетным фондом.

      Составление финансовых планов страхового фонда необходимо для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан и учета потребностей всех хозяйствующих субъектов. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.

      Важное  место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта РФ и муниципальных образований. Эти документы разрабатываются Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансового аппарата. В БФР отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного и внебюджетных фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Балансовый метод позволяет выявить дефицит финансовых ресурсов в масштабе страны, субъектов РФ, местных администраций, эффективно и обоснованно перераспределить средства между ними. БФР объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.

Информация о работе Местный бюджет