Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Сосредоточение финансовых ресур¬сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финан¬сового регулирования посредством бюджетной системы трудно пе¬реоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее вре¬мя изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и соци-альной сферы.
Цель данной работы – рассмотреть формирование доходов бюджета, проблемы и методы планирования. Задачи в работе следующие: рассказать о сущности бюджетов, проанализировать проблемы и методы планирования бюджетов, рассказать о путях совершенствования доходной части бюджета.
Объектом работы является бюджет, а субъектом – процесс формирования доходов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТОВ И ИХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и роль государственного бюджета и его доходов 10
1.3 Сущность местного бюджета как основы муниципальных финансов. Понятие доходов местного бюджета 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 Формирование, классификация и анализ доходов бюджетов разных уровней на современном этапе 21
2.2 Финансовое планирование и прогнозирование 39
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ 44
3.1 Стратегия финансовой политики и предложения по увеличению доходов бюджетов 44
3.2 Решение проблем бюджетного федерализма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63
Механизм
межбюджетного регулирования
Законодательные органы субъектов Федерации имеют право сверх долей налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, устанавливать нормативы отчислений (единые или дифференцированные) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год и на долговременной основе (не менее чем на три года).
Особое
место в составе доходов
Существование регулирующих доходов вызвано необходимостью выравнивания финансового потенциала местных органов власти, устранением различий между финансовыми возможностями и расходными потребностями у различных муниципальных образований1.
Существующая система регулирования местных бюджетов позволяет обеспечить их необходимыми средствами независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц. Она стимулирует местные ораны власти к выполнению планов мобилизации общегосударственных финансовых ресурсов.
В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет негативные стороны. Они выражаются в том, что при этой системе бюджетного регулирования у вышестоящих уровней власти имеются возможности для субъективного подхода к распределению средств между бюджетами. Создаются предпосылки для неоправданных встречных финансовых потоков. И наконец, при этом методе у местных органов власти мало стимулов к получению сверхплановых доходов, так как на сумму, полученную сверх плана, может быть уменьшен объем средств, получаемый в следующем году.
Бюджет Нижегородской области за 2006 год исполнен по доходам в сумме 42 675,2 млн. рублей, что составляет 101,3% к уточненному плану на год.
В структуре доходов областного бюджета:
72,5% составляют налоговые доходы,
5,3% – неналоговые доходы,
6,3% – доходы целевых бюджетных фондов,
15,9% – безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней.
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета (без учета доходов, направляемых на формирование целевых бюджетных фондов) получены в сумме 33185,5 млн. рублей, что составляет 101,9% к уточненному годовому плану, в том числе налоговые доходы получены в сумме 30 925,8 млн. рублей, неналоговые доходы – в сумме 2 259,8 млн. рублей.
Рис. 1. Структура доходов бюджета Нижегородской области 2006 г.
Прогноз
МФ на январь-декабрь 2006 года по поступлению
налоговых и неналоговых
Основными
источниками поступления
-налог на прибыль организаций– 43,9% в налоговых доходах;
-налог на доходы физических лиц – 34,4%;
-налоги на имущество – 10,7%;
-акцизы – 7,7%;
-налоги на совокупный доход –3,2%.
В
запланированных объемах к
Не выполнены прогнозные назначения по акцизам (кроме нефтепродуктов) – 88,6%, единому сельхозналогу – 94,6%, налогу на игорный бизнес – 97,2%, госпошлине – 83,2%.
Неналоговые доходы областного бюджета исполнены на 124,7% к прогнозу 12 месяцев, дополнительно получено 446,9 млн. рублей.
Областной бюджет 2007 утвержден по доходам в сумме 47 081 742 тыс.рублей.
Таблица 1
Динамика и структура доходов бюджета Нижегородской области 2006-2007 гг
доходы | 2006 | 2007 |
В тыс. руб. % уд.вес | В тыс. руб. % уд.вес | |
Налоговые и неналоговые доходы | 32 555,9 77,26 | 40 697, 044 73,07 |
Налоговые доходы | 30 743,1 73 | 39319 70,6 |
Налог на прибыль организаций | 13 548,7 32,15 | 16 708, 944 30 |
Налог на доходы физических лиц | 10 580,8 25,1 | 12 634, 502 22,68 |
Акцизы | 2 624,4 6,23 | 3 912, 792 7,03 |
Налоги на совокупный доход | 911,9 2,16 | 1 183, 032 2,12 |
Налоги на имущество | 3 045,8 7,23 | 4 858, 704 8,7 |
Платежи за пользование природными ресурсами | 18,8 0,05 | 20, 949 0,04 |
Прочие налоговые и неналоговые доходы | 1 826,8 4,33 | 1378,121 2,47 |
Безвозмездные перечисления: | 6 811,9 16,17 | 6 384, 698 11,46 |
от бюджетов других уровней: | 6 771,9 16,07 | 6 364, 698 11,43 |
- дотации | 400,4 0,95 | 1 702, 571 3,06 |
- субвенции | 2 477,6 5,88 | 2 807, 490 5,04 |
- субсидии | 1 515,1 3,6 | 1 854, 637 3,33 |
- прочие | 2378,8 5,64 | 1 040, 000 1,87 |
Прочие безвозмездные поступления | 40,0 0,09 | 20, 000 0,04 |
Итого доходов | 39 367,8 93,42 | 47 081,742 84,5 |
Доходы целевых бюджетных фондов | 2 771,6 6,6 | 4307,050 7,73 |
-экологический фонд | 110,8 0,26 | 112, 700 0,2 |
-дорожный фонд | 2 463,8 5,85 | 4 023, 350 7,22 |
-фонд законности | 197,0 0,47 | 171, 000 0,37 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 42 139,4 100 | 55695,84 100 |
Не смотря на то, что по сумме налоговые доходы областного бюджета увеличились на 8141,144 млн. руб., но удельный вес их снизился с 77,26% в 2006 году до 73,07% в 2007.
В 2007 году снизился и удельный вес таких налоговых доходов, как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, а так же безвозмездные поступления. Однако в денежном выражении они возросли в соответствии с постановлением правительства Нижегородской области об областном бюджете на 2007 год.
Удельный вес акцизов, налогов на имущество, а так же дотаций от бюджетов от других уровней в общей структуре бюджета 2007 увеличился как в денежном, так и в процентном соотношении от общей суммы доходов.
Всего
же областной бюджет с 2006 по 2007 год
увеличился с 42139,4 млн. руб, до 47090,356 млн.руб.
или на 4950,956 млн. руб. В целом этот
рост обусловлен увеличением налоговых
поступлений в бюджет, а так
же доходов от целевых бюджетных фондов.
Так, дорожный фонд увеличен примерно
в 2 раза по сравнению в предыдущим годом.
В экономической литературе планирование определяют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее. В более общем виде это понятие можно представить как планомерность, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Итак, планирование — это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности. Финансовое планирование — это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов.
Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию деятельности всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:
особенности
форм и методов образования и
использования де
нежных фондов;
отраслевое
и территориальное
ресурсов.
Движение средств конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Финансовые планы внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС) отражают движение их финансовых ресурсов. В доходной части показываются обязательные и добровольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюджетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недостатке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг от друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и бюджетным фондом.
Составление финансовых планов страхового фонда необходимо для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан и учета потребностей всех хозяйствующих субъектов. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организаций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюджетного направления), в расходной — возмещение убытков от стихийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более маневренно и эффективно использовать средства.
Важное
место в обеспечении