Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Сосредоточение финансовых ресур¬сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финан¬сового регулирования посредством бюджетной системы трудно пе¬реоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее вре¬мя изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и соци-альной сферы.
Цель данной работы – рассмотреть формирование доходов бюджета, проблемы и методы планирования. Задачи в работе следующие: рассказать о сущности бюджетов, проанализировать проблемы и методы планирования бюджетов, рассказать о путях совершенствования доходной части бюджета.
Объектом работы является бюджет, а субъектом – процесс формирования доходов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТОВ И ИХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и роль государственного бюджета и его доходов 10
1.3 Сущность местного бюджета как основы муниципальных финансов. Понятие доходов местного бюджета 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 Формирование, классификация и анализ доходов бюджетов разных уровней на современном этапе 21
2.2 Финансовое планирование и прогнозирование 39
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ 44
3.1 Стратегия финансовой политики и предложения по увеличению доходов бюджетов 44
3.2 Решение проблем бюджетного федерализма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63
Местные бюджеты, являясь частью финансов, входят в экономический базис. Они обусловлены существованием и развитием материального производства и соответствующими экономическими, в частности товарно-денежными, отношениями, что дает основание отнести эти бюджеты к числу экономических категорий.
Местные
бюджеты - главный канал доведения
до населения конечных результатов
производства, направляемых на общественное
потребление. Через эти бюджеты общественные
фонды потребления распределяются в территориальном
и социальном разрезе, т. е. между отдельными
административно-
Вместе
с другими звеньями финансовой системы
местные бюджеты являются одним из
важнейших инструментов реализации на
практике закона пропорционального развития
национального хозяйства. Они активно
используются в распределении национального
дохода в целях пропорционального развития
административно-
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции:
формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти;
распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных местным органам власти.
В качестве инструмента экономического регулирования местные бюджеты характеризуются:
Денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти поселения, имеющего статус муниципального образования. Если муниципальное образование объединяет ряд поселений, не являющихся самостоятельными муниципальными образованиями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы, а все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включены в состав единого бюджета.
Принципы формирования и исполнения местных бюджетов в Российской Федерации в целом соответствуют таким общим принципам бюджетной системы России, как единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, общее покрытие расходов бюджетов, гласность, достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств.
Вместе с тем в процессе их реализации должна учитываться определенная специфика, связанная с особенностями юридического, экономического и социального статуса муниципального образования.
Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Они выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части национального дохода, которая связана с формированием бюджетов муниципальных образований.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.
Через
федеральный бюджет осуществляется
процесс распределения и
Основы
финансового регулирования
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Всего в январе-феврале 2007 года в федеральный бюджет страны поступило 421,8 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 9,6% меньше, чем в январе-феврале 2006 года.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями и налога на добычу полезных ископаемых (35,8%) и НДС (35,5%).
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2007 года составили 42,4 млрд. рублей. По сравнению с январем-февралем 2006 года они выросли на 10,5 млрд. рублей, или на 33,0%.
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-феврале 2007 года составили 49,5 млрд. рублей и выросли по сравнению с январем 2006 года на 33,8%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-феврале 2007 года составили 149,9 млрд. рублей и по сравнению с январем-февралем 2006 года снизились на 44,9 млрд. рублей, или на 23,1%.
Суммы, фактически возмещенные налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов, в январе-феврале 2007 года (по предварительным данным) составили 114,7 млрд. рублей, что на 18,2% больше, чем в январе-феврале 2006 года.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-феврале 2007 года 4,7 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей, или на 24,8% больше, чем в январе-феврале 2006 года.
Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-феврале 2007 года 15,6 млрд. рублей и выросли относительно января-февраля 2006 года на 4,2%.
Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья и спиртосодержащую продукцию в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2007 года составили 0,8 млрд. рублей, что почти в 1,7 раза больше, чем в январе-феврале 2006 года.
В федеральный бюджет в январе-феврале 2007 года мобилизовано акцизов на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 6,9 млрд. рублей, что на 21,7% больше поступлений января-февраля 2006 года.
Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в январе-феврале 2007 года составили 7,7 млрд. рублей и относительно января-февраля 2006 года снизились на 0,5%.
Налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в январе-феврале 2007 года поступило в федеральный бюджет 151,0 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти - 132,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного - 16,6 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений - 1,1 млрд. рублей.
По сравнению с январем-февралем 2006 года поступления НДПИ снизились на 13,9%.
Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, поступило 126,6 млрд. рублей, что на 32,7% больше, чем в январе-феврале 2006 года.
В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) поступило 9,8 млрд. рублей, что на 13,8% больше, чем в январе-феврале 2006 года, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 9,0 млрд. рублей (в 1,5 раза больше) и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 16,9 млрд. рублей (на 30,3% больше).
Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в 2006 году в сумме 1602,1 млн. рублей. Доля неналоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составила 4,9 %. Большая часть неналоговых доходов приходится на доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности (36,9 % от общего объема неналоговых доходов), административные платежи и сборы (1,1 %).
Кроме того, в 2006 году поступило в федеральный бюджет средств в погашение беспроцентных ссуд, выданных для обзаведения имуществом первой необходимости военнослужащим, проходящим военную службу по контрактам, а также вынужденным переселенцам на строительство (приобретение) жилья в сумме 15,9 млн. рублей (0,05 %).
В течение 2006 года привлечено источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в сумме 43,0 млн. рублей (0,13 %). От указанной суммы 99,9 % составляют поступления от продажи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также от продажи права на заключение договоров аренды этих земельных участков.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, прогнозируются на 2007 год в сумме 99,8 млрд. рублей, что составляет 3,7% от общей суммы неналоговых доходов федерального бюджета.
Основные поступления указанных доходов формируются за счет: дивидендов по акциям и доходов от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации (24,1% общей суммы); доходов, полученных от размещения средств федерального бюджета (0,5%); процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета (0,3%); процентов по государственным кредитам (6,0%); доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности (17,6%); доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации (34,5%); платежей от государственных унитарных предприятий (15,5%); прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в собственности Российской Федерации (1,5 %).
Прогнозируемый доход от сдачи в аренду федерального имущества по сравнению с 2006 годом обеспечивается за счет ежегодной индексации ставок арендной платы за пользование федеральным имуществом, а также за счет улучшения администрирования неналогового дохода . Вместе с тем рост доходов в 2007 годах будет ограничен сокращением объема федерального недвижимого имущества за счет приватизации федерального имущества.
Доходы федерального бюджета от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности в 2007 году составят 4,0 млрд. рублей, что превышает сумму ожидаемых поступлений от указанного источника в 2006 году на 1,5 млрд. рублей.
Расчет суммы доходов составлен на основе анализа поступлений от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности в 2005 году и I квартале 2006 года, сведений о количестве и площадях земельных участков находящихся в собственности Российской Федерации и закрепленных за федеральными государственными унитарными предприятиями.
Поступления от аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности зависят от количества земельных участков, на которые в течение 2007 года будет переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Платежи
от государственных унитарных