Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:42, курсовая работа
Сосредоточение финансовых ресур¬сов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. При этом значение государственного финан¬сового регулирования посредством бюджетной системы трудно пе¬реоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее вре¬мя изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов и методах бюджетного воздействия на развитие экономики и соци-альной сферы.
Цель данной работы – рассмотреть формирование доходов бюджета, проблемы и методы планирования. Задачи в работе следующие: рассказать о сущности бюджетов, проанализировать проблемы и методы планирования бюджетов, рассказать о путях совершенствования доходной части бюджета.
Объектом работы является бюджет, а субъектом – процесс формирования доходов бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТОВ И ИХ ДОХОДОВ 5
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета 5
1.2 Функции и роль государственного бюджета и его доходов 10
1.3 Сущность местного бюджета как основы муниципальных финансов. Понятие доходов местного бюджета 18
2 ФОРМИРОВАНИЕ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ 21
2.1 Формирование, классификация и анализ доходов бюджетов разных уровней на современном этапе 21
2.2 Финансовое планирование и прогнозирование 39
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ 44
3.1 Стратегия финансовой политики и предложения по увеличению доходов бюджетов 44
3.2 Решение проблем бюджетного федерализма 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ЛИТЕРАТУРА 63
Планируемая сумма поступлений в федеральный бюджет в 2007 году от перечислений части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, определяется по каждому федеральному государственному унитарному предприятию, на основе анализа программы финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемой федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах) управления.
В составе неналоговых доходов федерального бюджета на 2007 год учтены платежи при пользовании природными ресурсами в размере 37,3 млрд. рублей, в том числе: плата за негативное воздействие на окружающую среду - 2,6 млрд. рублей, платежи при пользовании недрами - 27,3 млрд. рублей, плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - 0,9 млрд. рублей, платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий - 6,5 млрд. рублей.
В составе неналоговых доходов предусматриваются доходы от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 2,2 млрд. рублей.
Поступления в федеральный бюджет указанного дохода обеспечиваются за счет:
доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции - 0,9 млрд. рублей. Поступления предусматриваются от реализации соглашения о разделе продукции "Сахалин-1" и рассчитаны на основе прогнозируемых объемов добычи и поставок нефти и газа в соответствии с соглашением, цены на нефть марки "Юралс" и курса доллара США к рублю Российской Федерации;
доходов федерального бюджета от реализации имущества федеральных государственных унитарных предприятий - 0,7 млрд. рублей. Указанная сумма определена исходя из динамики поступлений в федеральный бюджет доходов от продажи имущества федеральных государственных унитарных предприятий, а также с учетом сокращения количества данных предприятий в результате их приватизации в 2007 году;
средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства - 0,6 млрд. рублей.
Поступление административных платежей и сборов прогнозируется в размере 3,8 млрд. рублей и полностью учитывается по исполнительскому сбору. Сумма исполнительского сбора определена исходя из планируемого количества исполнительных производств и средней фактически взыскиваемой суммы исполнительского сбора по одному исполнительному производству в предыдущем периоде.
В прогнозе неналоговых доходов предусматриваются поступления в федеральный бюджет штрафов, санкций, возмещение ущерба в сумме 2,2 млрд. рублей.
Объем прочих неналоговых доходов прогнозируется в размере 2,8 млрд. рублей, из них поступление средств, удерживаемых из заработной платы осужденных, составит 0,8 млрд. рублей.
В доходах федерального бюджета учтены целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей в сумме 482,0 млн. рублей.
Доходы федерального бюджета 2008 года возрастут на 362 млрд. рублей и составят 6 трлн. 142,9 млрд. рублей. Расходы при этом возрастут на 171 млрд. рублей - до 5 трлн. 481,9 млрд. рублей. Профицит вырастет с 470 млрд. рублей до 661 млрд. рублей.
Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения.
Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов: налоговые и неналоговые; законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.
Первая группировка отражает бюджетную классификацию, введенную в целях обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Вторая классификация используется при анализе степени самостоятельности местных бюджетов, достаточности собственной финансовой базы местного самоуправления.
Налоговые доходы местных бюджетов включают:
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:
В соответствии с делением источников доходов бюджета на собственные и регулирующие доходная часть местных бюджетов включает: собственные доходы; поступления от регулирующих доходов; финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований); средства, полученные по взаимным расчетам.
Собственные доходы бюджета — это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.
Основной составляющей собственных доходов являются налоговые доходы. Они формируются за счет налогов и сборов, имеющих обязательный или безвозмездный характер перечисления в бюджет. Доля налогов и сборов в составе собственных доходов местных бюджетов доходит до 50 и более процентов.
Закрепление налогов означает, что органы власти соответствующего уровня управления наделяются исключительным правом собирать и расходовать поступления от определенного вида налогов, а также самостоятельного установления ставок налога и налогооблагаемой базы.
Первостепенность государственных интересов над местными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую недостаточны для полновесного финансирования расходов местного бюджета. Это вызывает необходимость перераспределения между бюджетами наиболее значимых по объемам и стабильности поступления федеральных и региональных налогов, в результате чего формируется такой источник местного бюджета, как регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджета - это отчисления от федеральных и региональных налогов и иных платежей, перераспределяющиеся между бюджетами различных уровней по установленным нормативам в виде процентных отчислений на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) с целью покрытия бюджетных дефицитов в порядке бюджетного регулирования.
Регулирующие доходы поступают в местный бюджет из бюджетов вышестоящих уровней, по нормативам, ежегодно утверждаемым в процессе принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Доходы местных бюджетов могут также включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований).
Особое
место в составе доходов
В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы; доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе; доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами; доходы от проведения муниципальных займов и лотерей; часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий; доходы от муниципальных ценных бумаг; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством; государственная пошлина, установленная федеральным законодательством; другие платежи, установленные федеральными и региональными законами.
Одним из элементов собственных доходов муниципальных бюджетов являются местные налоги. Местные налоги - это обязательные безвозмездные платежи, которые устанавливаются органами местного самоуправления и полностью поступают в местные бюджеты.
Местные налоги составляют источник доходов территориальных бюджетов в унитарных государствах и бюджетов нижнего уровня в федерациях. Они представляют собой наиболее диверсифицированный вид налоговых платежей, определяемый историческими, экономическими и другими особенностями конкретной страны.
Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет местного уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе о бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов.
Другим элементом доходных поступлений местных бюджетов выступают неналоговые доходы. Они составляют менее значительную долю поступлений в бюджет (от 5 до 30 % в различных странах), чем налоговые доходы. Вместе с тем они имеют важное значение для обеспечения самостоятельности муниципальных властей и их финансовой устойчивости, поскольку отражают действительные возможности органов местного самоуправления управлять принадлежащей им собственностью, осуществлять хозяйственную деятельность, финансовые операции и т. д. Неналоговые доходы в меньшей степени, чем налоги, зависят от экономических, политических и социальных факторов.
К источникам местных неналоговых доходов во всех странах относят доходы от управления муниципальной собственностью (сдача в аренду муниципального имущества и земли, прибыль от использования муниципального имущества, доходы по муниципальным ценным бумагам) и доходы от продажи муниципальной собственности, получаемые в результате ее приватизации.
Определенную долю в неналоговых доходах занимают штрафы и пени, взимаемые муниципальными властями за несоблюдение хозяйствующими субъектами различных видов законодательств.
К неналоговым платежам можно отнести также платежи за пользование недрами и природными ресурсами, доходы от проведения муниципальных займов и лотерей, оказание муниципальными структурами платных услуг населению, часть прибыли муниципальных предприятий, государственную пошлину. В последнее время наблюдается тенденция к возрастанию роли неналоговых платежей в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления, как правило, заинтересованы в том, чтобы основная часть их доходов формировалась за счет собственных источников. Однако фактически более существенный удельный вес в доходах местного самоуправления занимают регулирующие доходы, служащие средством сбалансирования муниципальных бюджетов. В случае разрыва между расходными обязательствами и объемами собственных доходов используются средства, поступающие в порядке бюджетного регулирования. Данные поступления имеют перераспределительный характер, они предназначены для передачи права расходования средств от бюджета одного уровня к другому, как правило, из верхних уровней бюджетной системы в нижние.
Регулирующие доходы бюджета - это отчисления от федеральных и региональных налогов и иных платежей, перераспределяющиеся между бюджетами разных уровней по установленным нормативам в виде процентных отчислений на очередной финансовый год, а также на долговременной основе с целью покрытия бюджетных дефицитов в порядке бюджетного регулирования.
В мировой бюджетной практике такие межбюджетные поступления называют межбюджетными трансфертами. В них включают регулирующие (долевые) налоги и финансовую помощь (гранты) в различных формах: субсидий, субвенций, дотаций.
В
Российской Федерации межбюджетное
регулирование также