Местные бюджеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйствования и управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и практики управления к региональному уровню социально-экономического развития, а также финансовому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию регионов. Причем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом, понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику, автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными образованиями (районами, городами и т. д.).

Содержание

Введение 3
1. Местные бюджеты как финансовая основа функционирования органов местного самоуправления 4
1.1. Социально-экономическое содержание и функции местных бюджетов 4
1.2. Бюджетные права органов местного самоуправления 7
1.3. Межбюджетные отношения на внутрирегиональном уровне 17
2. Бюджетный процесс и анализ бюджетных показателей муниципального образования «Город Киров» 19
2.1. Порядок составления, утверждения и исполнения бюджета 19
2.2. Анализ формирования доходной части местного бюджета 23
2.3. Расходная часть местного бюджета. Финансирование местных социально-экономических программ 34
2.4. азвитие системы казначейского исполнения бюджета в Кировской области 41
3. Проблемы формирования и исполнения местных бюджетов и пути их решения 46
3.1. Основные направления развития системы доходов местных бюджетов 46
3.2. Пути совершенствования расходной части местных бюджетов 49
3.3. Перспективы совершенствования межбюджетных отношений в РФ 53
Заключение 60
Библиографический список 62

Работа содержит 1 файл

Кур Бюджетная система Местные бюджеты.doc

— 362.00 Кб (Скачать)
    • за местными бюджетами не закрепляются дополнительные источники доходов в случае принятия федеральных законов, увеличивающих объем расходных обязательств муниципальных образований;
    • на федеральном уровне не принято решение о сокращении или отмене установленных льгот по местным налогам;
    • субъекты Российской Федерации не компенсируют расходы местных бюджетов, возникающие в связи с недофинансированием переданных органам местного самоуправления государственных полномочий;
    • сведения о налогоплательщиках и объектах налогообложения не направляются органам местного самоуправления;
    • Правительством РФ не предусматривается возможность дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с решением вопросов, не отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, но возложенных на органы местного самоуправления отдельными федеральными законами (формирование земельных участков под многоквартирными домами, осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства на период до 2011 года, финансирование органов милиции и обеспечение жилыми помещениями участковых уполномоченных милиции, ведение учета не только малоимущих граждан, а всех нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена). То есть до конца не исключена практика «нефинасируемых мандатов»;
    • до сих пор не решен вопрос о разработке минимальных социальных стандартов.

       Данные  проблемы являются лишь вершиной айсберга и затрагивают лишь проблемы в  предоставлении финансовых средств  из бюджетов различных уровней.

       Для улучшения ситуации в сфере местных  финансов и большей нацеленности местных бюджетов на решение местных проблем необходимо законодательно ограничить объем переданных на муниципальный уровень обязательных к исполнению государственных полномочий, например, установить предел в определенный процент от общих расходов местного бюджета, а в случае, при котором передаваемые государственные полномочия выше этого порога принимаются к исполнению и реализуются органами местного самоуправления только на добровольной основе с восполнением им не только полной стоимости передаваемых полномочий, но и дополнительных затрат, связанных с их осуществлением на местах.

       Одним из принципов бюджетной системы  Российской Федерации является принцип  эффективности и экономности  использования бюджетных средств, который означает, что при составлении  и исполнении бюджета участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.

       Оптимизация расходов местных бюджетов может  достигаться различными способами. Одним из основных способов является организация бюджетного процесса, ориентированного на результат.

       В организации бюджетного процесса заложены существенные резервы повышения  финансовой устойчивости и платежеспособности муниципального образования. Однако, для  практической реализации этих резервов необходимо, чтобы совершенствование бюджетного процесса носило комплексный характер и включало в себя ряд направлений, основными из которых являются:

       - использование реестра расходных  обязательств как инструмента  оптимизации муниципальных расходов;

       - раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств;

       - использование инструментов оценки  результативности бюджетных расходов  и обеспечение учета подобной  оценки в бюджетном планировании.

       Реестр  расходных обязательств представляет собой перечень нормативных правовых актов и заключенных органами местного самоуправления договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование реестра расходных обязательств является обязательным для муниципальных образований. Однако далеко не везде он стал реальным инструментом совершенствования бюджетного процесса. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо провести инвентаризацию расходных обязательств муниципального образования с целью оценки того, насколько эти обязательства соответствуют полномочиям соответствующего органа местного самоуправления, его целям и задачам. Результаты подобной инвентаризации необходимо использовать при определении перечня бюджетных услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета, при проведении границы между платными и бесплатными услугами.

       Осуществление данных мероприятий позволит отказаться от бюджетных расходов, не соответствующих полномочиям муниципального уровня власти, не способствующих достижению его целей и задач; оптимизировать соотношение между платными и бесплатными услугами, а также избежать избыточных расходов бюджета, не обусловленных масштабами и качеством предоставляемых муниципальных услуг.

       Раздельное  планирование действующих и принимаемых  обязательств предусматривает, что  первоочередному включению в  бюджет подлежат расходы на финансирование действующих расходных обязательств, отраженных в реестре. Принятие новых расходных обязательств может осуществляться лишь в объеме разницы между объемом действующих обязательств и бюджетными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета. Раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств является эффективным инструментом обеспечения финансовой устойчивости муниципальных образований, поскольку позволяет повысить финансовую дисциплину, т.е. избежать ситуации, когда в условиях невыполнения уже принятых обязательств принимаются новые, в результате чего нагрузка на местный бюджет существенно возрастает.

    1. Перспективы совершенствования  межбюджетных отношений  в РФ
 

       Выравнивание  уровня бюджетной обеспеченности муниципальных  районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

       Региональные  фонды финансовой поддержки муниципальных  районов (городских округов) - фонды, образуемые в составе расходов бюджета  субъекта Российской Федерации, в целях  выравнивания исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Порядок образования и предоставления дотаций из данных фондов устанавливается федеральным законодательством.

       Дотации из региональных фондов финансовой поддержки  муниципальных районов (городских  округов) распределяются исходя из уровня бюджетной обеспеченности муниципальных  районов (городских округов), а также исходя из численности жителей муниципальных районов (городских округов).

       Дотации из региональных фондов финансовой поддержки  муниципальных районов (городских  округов) распределяются между муниципальными районами (городскими округами) субъекта Российской Федерации, в которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности бюджета не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии с методикой, утверждаемой региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

       Общие требования к порядку определения  уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (бюджетов городских округов) и методике распределения дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

       Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (бюджетов городских округов) показателей фактических доходов и расходов за отчетный период или показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов отдельных муниципальных районов (городских округов) не допускается.

       Распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) утверждается законом  субъекта Российской Федерации о  бюджете на очередной финансовый год.

       В случаях и порядке, которые установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, часть дотаций из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) может предоставляться каждому муниципальному району (городскому округу) субъекта Федерации в расчете на одного жителя.

       В случаях и порядке, которые установлены  Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом субъекта Федерации, может  быть установлен различный порядок  расчета указанной части дотаций  для муниципального района и для  городского округа, предоставляемых из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) на одного жителя муниципального района (городского округа). Данные дотации могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов (городских округов). Порядок расчета данных нормативов устанавливается региональным законом в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

       Распределение дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) утверждаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

       В случае если уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году в расчете на одного жителя в два и более раза превышал средний уровень по данному субъекту Российской Федерации, законом субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год могут быть предусмотрены перечисление субвенций из бюджета данного муниципального района (городского округа) в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) либо при невыполнении муниципальным образованием требований указанного закона субъекта Федерации о перечислении субвенций централизация части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижение для данного муниципального района (городского округа) нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в размере указанных субвенций.

       Порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских  округов) в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций и централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.

       Размер  субвенции для отдельного муниципального района (городского округа) не может  превышать 50% разницы между общими доходами бюджета муниципального района (городского округа), учтенными при  расчете уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) в отчетном финансовом году, и двукратным средним по субъекту Федерации уровнем бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).

       Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 62) предусматривает возможность предоставления иных средств финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней. Основными из них являются фонд муниципального развития и фонд софинансирования социальных расходов.

       Фонд  муниципального развития - образуемый в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации фонд для предоставления местным бюджетам субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований.

       Отбор инвестиционных программ и проектов, а также муниципальных образований, которым предоставляются указанные  субсидии, осуществляется в порядке, установленном региональными законами в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распределение субсидий из фонда муниципального развития между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

       Фонд  софинансирования социальных расходов - образуемый в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации фонд для предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных образований.

       Целевое назначение, условия предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Отбор муниципальных образований, которым предоставляются указанные субсидии, и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями осуществляются по единой методике, утверждаемой региональными законами в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Местные бюджеты