Государственный внебюджетный фонд как элемент бюджетной системы страны на примере Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
-изучение исторического аспекта развития Пенсионного обеспечения в России
-рассмотрение правового регулирования в соответствии с положениями о Пенсионном фонде РФ
-анализ деятельности Пенсионного фонда РФ и его финансовая устойчивость за период 2006-2009гг.
- анализ состояния Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации в бюджетной системе: его развитие и формирование. 4
1.1Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации. 5
1.2 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ. 9
1.3 Правовое регулирование пенсионного обеспечения РФ. 18
Глава 2. Деятельность Пенсионного фонда в РФ на современном этапе.
2.1 Деятельность Пенсионного фонда и его финансовая устойчивость за период 2006-2009 годов. 23
2.2 Оценка состояния Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетной системы на современном этапе. 32
2.3 Основные направления пенсионной реформы в РФ. 34
Заключение 38
Список литературы стр.40

Работа содержит 1 файл

Курсовая БЮДЖЕТ.docx

— 71.46 Кб (Скачать)

Согласно  пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации  является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным  законом, средства которого являются федеральной  собственностью, не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Пенсионный  фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властным полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионом фонде Российской Федерации (России), а так же Положением о Правление Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглашает Председатель Правительства (состав правления Пенсионного фонда России см. приложение 1).

С 01.01.2002 введены в действие два федеральных  закона, регламентирующих условия и  порядок установления и выплат пенсий.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации»12 установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации»13 внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной  части трудовой пенсии в РФ»14 установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а так же установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

С целью  создания законодательных основ  реформирования федеральных органов  исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций в области налогообложения, трудоустройства и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела. Был принят Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».15

Указом  Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти»16 координация деятельности внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, в котором  уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального  развития Российской Федерации, в том  числе в отношении Пенсионного  фонда Российской Федерации.

Бюджет  Пенсионного фонда РФ (ПФР) - второй по величине после федерального, поэтому  эффективность и целесообразность использования бюджетных средств  является существенной задачей в  его деятельности. В связи с  этим возникает вопрос о контроле за осуществлением этой деятельности. Структура контроля за деятельностью  Пенсионного фонда России.

В соответствии с ФЗ РФ «О бюджете Пенсионного  фонда России на 2009г. и плановый период 2010-2011гг» На 2009 год общий объем  доходов бюджета спланирован  в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная  часть бюджета определена в размере 2 911 млрд. рублей. Таким образом, предусматривается, что предельный объем профицита  бюджета 2009 года составит 306 млрд. рублей. На плановый период 2010 и 2011 годов предполагается увеличение поступлений в доходную часть бюджета до 4 102 млрд. рублей в 2010 году и 4 757 млрд. рублей в 2011 году. С  учетом планируемых расходов в указанный  период профицит бюджета 2010 и 2011 годов составит, соответственно, 380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует отметить, что бюджет Фонда на 2009 и 2010 год спланирован с дефицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. К 2011 году в указанной части профицит бюджета составит 9,87 млрд. рублей. Законом, в частности, утверждено распределение бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов, установлены особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году.

Контроль  за использованием средств бюджета  ПФР осуществляется Счетной палатой  РФ в соответствии с законодательством  Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым  в порядке, определяемом Правительством РФ. Счетная Палата РФ проводит детальные  проверки ПФР и его региональных отделений и осуществляет следующие  задачи:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей ПФР по объемам, структуре и целевому назначению;
  • определение эффективности и целесообразности расходов;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета ПФР;
  • финансовая экспертиза проекта бюджета ПФР;
  • анализ соответствия плановых и фактических показателей, касающихся исполнения бюджета;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств ПФР.

Канал отвлечения ресурсов является накопительная часть  пенсионной системы, в которой участвуют  работающие граждане моложе 1967 года рождения. Таким образом, значительная часть  финансовых ресурсов (сейчас более  трети, а в ближайшие годы - более 40%) обслуживает механизмы базовой  и накопительной частей пенсионного  обеспечения.

 

 

Глава 2. Деятельность Пенсионного фонда в РФ на современном этапе.

2.1 Деятельность Пенсионного фонда  и его финансовая устойчивость  за период 2006-2009 годы.

В соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в ФЗ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Доходы  Пенсионного фонда России (ПФР) в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей.

Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.

Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные  расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных  обязательств по выплате пенсий, пособий  и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее  время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе. 17

Варианты  механизмов достижения сбалансированности распределительной составляющей бюджета  Пенсионного Фонда Российской Федерации  несбалансированность распределительной  составляющей бюджета Пенсионного  фонда РФ может проявляться в  следующем:

- превышении  расходов на выплату страховой  части трудовой пенсии над  поступлениями страховых взносов  и других закрепленных источников;

- несвоевременном  и неполном поступлении средств  федерального бюджета в виде  межбюджетных трансфертов в бюджет  Пенсионного фонда РФ для финансирования  базовой части трудовой пенсии  и обеспечения расходных обязательств  Российской Федерации, не связанных  с выплатой страховой части  трудовой пенсии. Наиболее остро  проблема несбалансированности  доходов и расходов по страховой  части трудовой пенсии проявляется  в результате:

- ухудшающейся  демографической ситуации;

- снижения  эффективного тарифа страховых  взносов на страховую часть  трудовой пенсии по мере роста  средней заработной платы;

- несимметричной  индексации расходной и доходной  частей бюджета Пенсионного фонда  РФ.

1. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 год:18

1) прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда в сумме 2 621 075 405,3 тыс.  рублей.

2) общий  объем расходов бюджета Фонда  в сумме 2 378 681 283,4 тыс. рублей

3) предельный  объем профицита бюджета Фонда  в сумме 242 394 121,9 тыс. рублей.

2. Основные  характеристики бюджета Пенсионного  фонда РФ на плановый период 2009 и 2010 годов:

1) прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда на 2009 год в сумме 2 914 189 485,3 тыс. рублей.

2) общий  объем расходов бюджета Фонда  на 2009 год в сумме 2 481 441 976,7 тыс.  рублей.

3) предельный  объем профицита бюджета Фонда  на 2009 год в сумме 432 747 508,6 тыс.  рублей.

Прогноз бюджета Пенсионного фонда РФ на период до 2020 года в рамках системы  обязательного пенсионного страхования  складывается с расчетом текущим  дефицитом, который в 2020 году составит 1458,2 млрд. руб.

Финансовая  устойчивость ПФР в долгосрочной перспективе во многом будет определяться резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части  трудовой пенсии. Учитывая данное обстоятельство, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы эффективности  накопительной составляющей пенсионной системы в связи с обострением  проблемы размещения пенсионных накоплений, заключающейся в возрастающем объеме средств, подлежащих размещению государственной  управляющей компанией в государственные  ценные бумаги.

Анализ  текущего финансового состояния  исполнения бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации и  актуарный прогноз на долгосрочную перспективу. Показывает резкое углубление негативных тенденций в развитии пенсионной системы, обусловленных, прежде всего, угрозой потери ее самостоятельности (автономности) и финансовой устойчивости в связи с грядущим ухудшением демографической ситуации в стране, снижением ставки ЕСН и несовершенством  отдельных норм действующего пенсионного  законодательства.19

Информация о работе Государственный внебюджетный фонд как элемент бюджетной системы страны на примере Пенсионного Фонда Российской Федерации