Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
-изучение исторического аспекта развития Пенсионного обеспечения в России
-рассмотрение правового регулирования в соответствии с положениями о Пенсионном фонде РФ
-анализ деятельности Пенсионного фонда РФ и его финансовая устойчивость за период 2006-2009гг.
- анализ состояния Пенсионного фонда РФ на современном этапе.
Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации в бюджетной системе: его развитие и формирование. 4
1.1Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации. 5
1.2 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ. 9
1.3 Правовое регулирование пенсионного обеспечения РФ. 18
Глава 2. Деятельность Пенсионного фонда в РФ на современном этапе.
2.1 Деятельность Пенсионного фонда и его финансовая устойчивость за период 2006-2009 годов. 23
2.2 Оценка состояния Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетной системы на современном этапе. 32
2.3 Основные направления пенсионной реформы в РФ. 34
Заключение 38
Список литературы стр.40
Согласно
пункту 1 Положения о Пенсионном
фонде Российской Федерации (России),
утвержденного постановлением Верховного
Совета Российской Федерации от 27.12.91
№ 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации
является самостоятельным финансово-
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властным полномочиями и имеющим специальную правоспособность.
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионом фонде Российской Федерации (России), а так же Положением о Правление Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглашает Председатель Правительства (состав правления Пенсионного фонда России см. приложение 1).
С 01.01.2002 введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплат пенсий.
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»12 установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»13 внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»14 установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а так же установил основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.
С целью создания законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контрольных функций в области налогообложения, трудоустройства и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний и таможенного дела. Был принят Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».15
Указом
Президента Российской Федерации от
09.03.2004 № 314 «О системе и структуре
федеральных органов
В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Бюджет
Пенсионного фонда РФ (ПФР) - второй
по величине после федерального, поэтому
эффективность и
В соответствии с ФЗ РФ «О бюджете Пенсионного фонда России на 2009г. и плановый период 2010-2011гг» На 2009 год общий объем доходов бюджета спланирован в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная часть бюджета определена в размере 2 911 млрд. рублей. Таким образом, предусматривается, что предельный объем профицита бюджета 2009 года составит 306 млрд. рублей. На плановый период 2010 и 2011 годов предполагается увеличение поступлений в доходную часть бюджета до 4 102 млрд. рублей в 2010 году и 4 757 млрд. рублей в 2011 году. С учетом планируемых расходов в указанный период профицит бюджета 2010 и 2011 годов составит, соответственно, 380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует отметить, что бюджет Фонда на 2009 и 2010 год спланирован с дефицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. К 2011 году в указанной части профицит бюджета составит 9,87 млрд. рублей. Законом, в частности, утверждено распределение бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов, установлены особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году.
Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Счетная Палата РФ проводит детальные проверки ПФР и его региональных отделений и осуществляет следующие задачи:
Канал отвлечения ресурсов является накопительная часть пенсионной системы, в которой участвуют работающие граждане моложе 1967 года рождения. Таким образом, значительная часть финансовых ресурсов (сейчас более трети, а в ближайшие годы - более 40%) обслуживает механизмы базовой и накопительной частей пенсионного обеспечения.
Глава 2. Деятельность Пенсионного фонда в РФ на современном этапе.
2.1
Деятельность Пенсионного
В соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Доходы Пенсионного фонда России (ПФР) в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей.
Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.
Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе. 17
Варианты механизмов достижения сбалансированности распределительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда Российской Федерации несбалансированность распределительной составляющей бюджета Пенсионного фонда РФ может проявляться в следующем:
- превышении
расходов на выплату страховой
части трудовой пенсии над
поступлениями страховых
- несвоевременном
и неполном поступлении
- ухудшающейся демографической ситуации;
- снижения эффективного тарифа страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии по мере роста средней заработной платы;
- несимметричной
индексации расходной и
1. Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 год:18
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 2 621 075 405,3 тыс. рублей.
2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 2 378 681 283,4 тыс. рублей
3) предельный объем профицита бюджета Фонда в сумме 242 394 121,9 тыс. рублей.
2. Основные
характеристики бюджета
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 2 914 189 485,3 тыс. рублей.
2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 2 481 441 976,7 тыс. рублей.
3) предельный объем профицита бюджета Фонда на 2009 год в сумме 432 747 508,6 тыс. рублей.
Прогноз
бюджета Пенсионного фонда РФ
на период до 2020 года в рамках системы
обязательного пенсионного
Финансовая
устойчивость ПФР в долгосрочной
перспективе во многом будет определяться
резервом, предназначенным для
Анализ текущего финансового состояния исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и актуарный прогноз на долгосрочную перспективу. Показывает резкое углубление негативных тенденций в развитии пенсионной системы, обусловленных, прежде всего, угрозой потери ее самостоятельности (автономности) и финансовой устойчивости в связи с грядущим ухудшением демографической ситуации в стране, снижением ставки ЕСН и несовершенством отдельных норм действующего пенсионного законодательства.19