Государственный внебюджетный фонд как элемент бюджетной системы страны на примере Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
-изучение исторического аспекта развития Пенсионного обеспечения в России
-рассмотрение правового регулирования в соответствии с положениями о Пенсионном фонде РФ
-анализ деятельности Пенсионного фонда РФ и его финансовая устойчивость за период 2006-2009гг.
- анализ состояния Пенсионного фонда РФ на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации в бюджетной системе: его развитие и формирование. 4
1.1Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации. 5
1.2 Формирование и расходование средств бюджета Пенсионного фонда РФ. 9
1.3 Правовое регулирование пенсионного обеспечения РФ. 18
Глава 2. Деятельность Пенсионного фонда в РФ на современном этапе.
2.1 Деятельность Пенсионного фонда и его финансовая устойчивость за период 2006-2009 годов. 23
2.2 Оценка состояния Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетной системы на современном этапе. 32
2.3 Основные направления пенсионной реформы в РФ. 34
Заключение 38
Список литературы стр.40

Работа содержит 1 файл

Курсовая БЮДЖЕТ.docx

— 71.46 Кб (Скачать)

Руководство Пенсионного фонда  России осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются  отделениям в республиках в составе РФ, отделениям в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонды. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также  отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным  органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая  сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным  финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет  свои особенности, и существенно  отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в России используется так называемая распределительная  система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего  населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как  те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность  распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной  демографической ситуации в нашей  стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной  численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в  начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов  человек. Численность населения  из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст лиц  военных лет рождения эта группа в 1999 – 2005 годах уменьшился.  С 2000 года в неё начали входить более многочисленные поколения родившихся после Великой Отечественной войны, что обусловило её рост с 2006 года. Показатель демографической нагрузки уменьшился к 2006 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом будет отмечаться увеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.3

Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в  пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик  не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный  на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе  не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же  время  экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в  большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью  его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут  на себя и частные компании. Может  существовать даже система конкурирующих  друг с другом негосударственных  пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все  большее число стран переходит  с распределительной системы  на накопительную:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь  между тем,  сколько человек  зарабатывал, и тем, какой будет  размер его пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной  системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека  преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что  очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.4

Таким образом, результатом десятилетнего  развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы  пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей  занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный  для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно  данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в  какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые  статистические данные необходимые  для дальнейшего развития пенсионного  дела, и обязательные при прогнозировании  необходимых средств, для обеспечения  людей нуждающихся в социальной защите.

1.2 Формирование и расходование  средств бюджета Пенсионного  фонда РФ

Материальным источником любого внебюджетного  фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных  местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.5

Основной источник доходов фонда  – это страховые взносы работодателей  и работающих граждан. Работодатели ежемесячно уплачивают страховые взносы одновременно с получением в банках и иных кредитных учреждениях  средств на выплаты работникам за истекший месяц. Этот срок устанавливается  не позднее 15 числа месяца, за который  исчислены страховые взносы. В  таком же порядке работодатели начисляют  и уплачивают обязательные страховые  взносы с работников, включая работающих пенсионеров. Страховые взносы в  Пенсионный фонд начисляются на все  виды заработка (дохода) в денежной или натуральной формах, независимо от источника их финансирования, в  том числе с учетом штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные  и кратковременные работы. На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 75 процентов средств внебюджетных социальных фондов.

Основными целями пенсионного бюджета  на ближайшую перспективу являются следующие:

  • обеспечение финансовой стабилизации пенсионной системы в течение всего планового периода;
  • поддержание уровня жизни пенсионеров в соответствии с темпами инфляционных процессов;
  • совершенствование форм и методов взаимоотношений с плательщиками страховых взносов;
  • усиление заинтересованности в своевременной и полной уплате страховых взносов всех категорий страхователей и застрахованных;
  • повышение эффективности работы всех звеньев пенсионной системы и экономия всех видов расходов на её содержание.6

Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов  пенсионного страхования, к которым  относятся:

  • работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
  • крестьянские хозяйства;
  • родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  • физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
  • физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
  • частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Все они должны зарегистрироваться в качестве страхователей у уполномоченных ПФ РФ в районах и городах. Вновь  созданные юридические лица и  другие плательщики регистрируются  в качестве субъектов страховых  взносов в 30-дневный срок со дня  их учреждения. Банки открывают счета  плательщикам при предъявлении ими  документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного  фонда.7

Тарифы и порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

Тарифы страховых взносов в 2010 году в государственные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

федеральный

территориальный

20%

2,9%

1,1%

2%

26%

 

 

Тарифы страховых взносов с 2011 года в государственные внебюджетные фонды 

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

федеральный

территориальный

26%

2,9%

2,1%

3%

34%

Информация о работе Государственный внебюджетный фонд как элемент бюджетной системы страны на примере Пенсионного Фонда Российской Федерации