Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.)
Задачей курсовой работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

Отсутствие ясной  и четко урегулированной системы  органов финансового контроля обусловило как пробелы в некоторых сферах финансового контроля, так и дублирование функций различными органами.

Наиболее серьезные проблемы возникают при взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Счетной палаты РФ. До сих пор среди ученых и чиновников идут споры по поводу того, какой орган важнее и как между ними распределить полномочия. Некоторые специалисты утверждают, что объективный финансовый контроль может осуществлять только Счетная палата как единственный независимый орган, однако нельзя забывать о ее подотчетности Федеральному Собранию Р.Ф. С нашей точки зрения, правильным было бы установить более четкую регламентацию и разграничение полномочий двух органов, определить приоритетные и исключительные направления деятельности каждого из них. С другой стороны, необходима координация деятельности Счетной палаты РФ и Росфиннадзора.

Кроме того, остро стоит  проблема недостаточно четкого разграничения полномочий между другими органами финансового контроля и несовершенства механизма взаимодействия между ними. Задачи органов государственного финансового контроля неконкретны, границы их ответственности размыты, а деятельность координируется слабо. Специалистами единогласно признается необходимость создания единой концепции и системы государственного финансового контроля. Принятие соответствующего законодательного акта позволило бы унифицировать порядок проведения финансового контроля, разграничить и четко определить полномочия различных органов, избежать как пробелов в осуществлении финансового контроля, так и дублирования полномочий различных органов. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие с органами финансового контроля как федерального, так и регионального и местного уровней. Должны развиваться взаимоотношения и с иными органами государственной власти.

Описанные проблемы характерны для всех финансово-контрольных органов РФ на данном этапе развития, и решать их нужно на уровне системы государственного финансового контроля, а не отдельного органа. Цель же конкретного органа государственной власти состоит в четком выполнении его задач в соответствии с едиными стандартами и при строгом соблюдении законодательно установленных правил и ограничений.

Применительно к  контрольной деятельности в финансовой сфере широко и многовариантно используется понятие «эффективность».

Эффективность финансового  контроля предполагает двойственное толкование: с одной стороны, эффективность  использования бюджетных средств, с другой - эффективность методов  государственного финансового контроля.

Разнообразные попытки  определить эффективность деятельности органа государственного или ведомственного финансового контроля оказываются продуктивными только в одном случае. Когда выявлены нарушения, измеримые в денежных единицах, а незаконно израсходованные средства возмещены полностью или хотя бы частично.

Эффективность методов государственного финансового контроля в большей степени обусловлена системой его организации. Мерой эффективности служит отношение результата (эффекта проверки) к затратам, связанным с получением этого результата. В связи с этим необходимо научиться прогнозировать ситуацию с минимальными погрешностями, контролировать эффективность принимаемых решений с точки зрения экономической или социальной выгоды в настоящее время и в перспективе, даже если решения принимаются в рамках действующего законодательства. Это новый подход к государственному финансовому контролю, и он должен иметь соответствующее законодательное обеспечение, которого сегодня нет.

Определение эффективности  использования бюджетных и иных средств их получателями, распоряжения государственной или муниципальной собственностью - одна из основных задач органов контроля. Проведенная в стране бюджетная реформа, переход от «освоения» бюджетных средств к получению общественно значимых результатов от их использования потребовали конкретных подходов к оценке эффективности расходования бюджетных средств со стороны контрольных органов. Очевидно, что это выходит за пределы задач, непосредственно решаемых органами контроля. Устанавливать показатели эффективности расходования бюджетных средств ревизоры неправомочны. Но в их отчетах формулировка «средства израсходованы неэффективно» довольно часта, поскольку они обязаны давать такие оценки. Обосновывать их приходится либо примитивным сравнением цен, либо надуманными конструкциями. Это неубедительно и неконструктивно. Сегодня нужны научно обоснованные, законным путем утвержденные показатели эффективности расходования бюджетных средств во всем его многообразии. Контролеры могли бы применять их как ориентиры или нормы.

Решение названных  и оставшихся за рамками работы проблем потребует времени. Научная дискуссия имеет обычно тенденцию к  
бесконечности. Тем не менее, было бы полезно выбрать некий критерий,  
позволяющий на какой-то стадии изучения считать вопрос решенным. 

Следует отметить, что особая актуальность проблемы развития и совершенствования ГФК в современных условиях, недопустимые (с точки  зрения необходимости   укрепления   российской   государственности) недостатки ГФК,  а также  стремительность  происходящих  в  мире  социально-экономических   трансформаций   (глобализация   и   т.   д.)  обусловливают необходимость начать осуществление преобразований  российского ГФК как можно раньше. По большому счету реформа ГФК  уже начата одновременно с процессами социально-экономических реформ        в нашей стране, реформ, составляющих государственное устройство.       

Реформа ГФК уже  идет, и процесс этот может так  и не привести к необходимым  результатам,   к  образованию  целостной  эффективной контрольной системы, так как для него характерны недостаточная целенаправленность и односторонность, а также стихийность, т. е. отсутствие четкой стратегии, основанной на соответствующей достаточно продуманной концепции.

Но прежде чем  принимать те или иные программы, необходимо разработать концепцию развития системы российского ГФК в целом. То есть любые локальные (в рамках отдельных органов) программы должны базироваться (и  конкретизировать)  именно на единой  комплексной (согласованной со всеми основными органами ГФК как по линии законодательной, так и по линии исполнительной власти, а также органами президентского контроля) программе организации и развития системы ГФК в целом. Иначе нарушается сама логика системы (вначале должен быть разработан общий — хотя бы в общих чертах — план системы, а уже затем — более конкретные планы ее отдельных звеньев). Следует отметить, что любая реструктуризация органов контроля (будь то создание новых органов или переподчинение уже существующих) на первых порах будет иметь определенные трудности организационного характера: необходимо достаточное количество квалифицированных кадров, их адекватное финансовое обеспечение, возникают проблемы материально-технического и транспортного обеспечения, проблема рабочих помещений, необходима значительная корректировка существующей нормативной базы, методологическое обеспечение и многое другое. Поэтому реорганизацию ГФК необходимо осуществлять постепенно на протяжении ряда лет. Резкие же шаги в этом плане вообще чреваты остановкой хода достижения целей ГФК, а также утерей государственных ресурсов в результате незаконных действий различного рода нарушителей, которые могут воспользоваться слабыми местами в контрольной системе. Иными словами, реструктуризацию ГФК необходимо проводить синхронно с изменением функций управленческих звеньев в части контроля.

Общей целью единого  механизма государственного финансового  контроля является обеспечение четкого, бесперебойного функционирования каждого органа управления, каждого должностного лица, аппарата государственного управления в целом на основе соблюдения законодательства, определяющего их задачи, функции и правомочия.

Итак, реформирование ГФК  должно быть приоритетной задачей, так как оно не только имеет особо большое значение в социально-экономическом плане, но и играет первостепенную роль в становлении нового демократического государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует крайне мало работ, содержащих анализ как настоящей  ситуации с ГФК в России, комплекса  действующих правовых норм, его методологии, так и проблем его развития и совершенствования. В основном освещаются лишь отдельные вопросы (в частности, организация деятельности тех или иных органов ГФК). Фиксация же авторов на каких-то отдельных моментах, узкой тематике хотя и вносит определенный вклад в развитие той или иной темы ГФК, но в то же время, по моему мнению, не способствует широкому, комплексному и системному взгляду на всю проблему в целом, т. е. охвату всей системы.

В данной работе были рассмотрены  основные вопросы, касающиеся ГФК: содержание, понятие, принципы ГФК; виды, формы и методы проведения ГФК, его правовые основы; систему органов, осуществляющих ГФК и функции основных из них; и др.

В последние десятилетия  значение ГФК явно недооценивалось. Хотя отдельные ученые и обращали внимание на необходимость реструктуризации и усиления ГФК, приведения его в настоящую упорядоченную систему, но комплексных предложений на этот счет, за редким исключением, не выдвигалось, кардинальных системных мер по совершенствованию ГФК не принималось.

Государственный финансовый контроль в современном  мире выступает непременным атрибутом всей системы государственного управления и важным направлением политики. Проблемы развития и совершенствования финансового контроля особенно актуальны в Российской Федерации: этот институт требует более четкого нормативного регулирования, создания действенной системы государственных органов финансового контроля.

Современная российская наука  о ГФК располагает разрозненным и нередко противоречивым материалом, не соединенным продуманной концепцией. Следует также отметить, что предложенные учеными теоретические и практические решения тех или иных государственных вопросов, в том числе и вопросов становления и функционирования органов ГФК, должны быть адекватны политической реальности, а это очень сложно в условиях стремительных перемен, происходящих сегодня в России.

В то же время  важная роль контроля и необходимость  его усиления теперь признаются многими специалистами.

Конечно, было бы неправдой  утверждать, что за прошедший период наука вовсе игнорировала проблемы финансового контроля.

Счетная палата РФ совместно  с Ассоциацией контрольно-счетных  органов России достаточно регулярно  проводит научно-практические конференции.

Счетной палатой  создан и постепенно приобретает  авторитет Государственный НИИ системных исследований. В диссертационных советах различных вузов время от времени защищают работы по контрольной тематике будущие доктора и кандидаты наук. Нередки журнальные публикации.

Но вся эта  деятельность носит локальный, эпизодический  и преимущественно прикладной характер. Представительство на конференциях Счетной палаты и их тематика однообразны. Диссертационные исследования не предлагают серьезных новаций. Они идут чаще всего вслед за практикой. Соискатели анализируют и обобщают накопленный опыт в его положительном проявлении, не особенно вдаваясь в глубину и причины существующих нерешенных проблем. В числе соискателей значительную часть составляют преподаватели вузов, далекие от практики контроля и не очень основательно знающие его теорию.

Побудительный мотив их научного поиска — не интерес к проблеме, а необходимость повышения своего преподавательского статуса.

Академические институты  специальных исследований в сфере  финансового контроля не ведут. Возможности расширения проблематики научно-исследовательской работы силами отраслевых институтов ограничены необходимостью сосредотачивать усилия на выполнении ведомственных заказов. Конкурсная система чрезмерно забюрократизирована, откровенно располагает к коррупционным приемам взаимного удовлетворения.

Следует отметить, что в последнее время все  же высказываются различные идеи о формах и методах преобразования ГФК. Однако эти вопросы остаются предметом дискуссий. Существующие органы государственного контроля действуют разрозненно, отсутствует постоянно действующая система их взаимодействия и координации, наблюдаются дублирование контрольных функций и параллелизм в работе. Отсутствует четкая правовая регламентация деятельности государственных органов, что ограничивает возможности эффективной реализации функций государственного управления в целом и функций государственного контроля — в частности. Существенному улучшению дел могло бы способствовать создание единой методологической и правовой базы контрольной работы.

Если и дальше не уделять должного внимания проблемам  ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция РФ
  2. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 568 с.
  3. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов,  обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703с.
  4. Федеральный закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.12.2010)"О Счетной палате Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 18.11.1994).
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ 
    с изменениями и дополнениями).
  6. Отчет о работе Счетной палаты РФ в 2008 году. Утвержден 
    Соллегией Счетной палаты РФ 20 февраля 2009 г. (протокол № 10 К (647).
  7. Бюджетная  система  России:  учебник  для  студентов  вузов, 
    эбучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. —2-е изд., перераб. И доп. - М.:ЮНИТМ-ДАНА, 2008
  8. Л.Н. Овсянников «Финансовый контроль и экономическая наука» 
    // Журнал Финансы № 4 2009г.
  9. Сергей Павленко «Росфиннадзор: итоги и перспективы» // Журнал 
    Бюджет март 2008.
  10. А.А.   Адыев   «Вопросы   разграничения   полномочий   органов 
    финансового контроля» // Журнал Бюджет апрель 2008
  11. Андрей Бликанов «Аудит эффективности как методическая основа 
    совершенствования государственного финансового контроля» // Журнал Бюджет июль 2008.
  12. Ресурсы сайта Счетной палаты РФ www.ach.gov.ru.
  13. Бюджетная система РФ: Учебник/О. В. Врублевская и др.; Под ред. О. В. Врублевской, М, В, Романовского.-3-е изд., испар. и перераб.- М.: Юрайнт- Издат, 2010.-838с.
  14. Агопцов С.А. Проблемы консолидированного бюджета субъекта федерации // Финансы.-2011.-№3.-С.70-77.
  15. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / О.В. Вружеблевская и др.;-3-е изд., испр. и перераб. –М.:Юрайт-Издат2010.-838 с.
  16. Воропаева И.Н. Казначейство России в 2005 году // Финансы.-2011.№12.-С.20-22.
  17. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового 
    сонтроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М.: Издательско-горговая корпорация «Дашков и К0», 2009. Родионова В.М.,     Шлейников В.И.  Финансовый  контроль: 
    Учебник. - М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2010.
  18. Крикунов А.В. Аудит в современной России. // Бюджет. - 2008. -

Информация о работе Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль