Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.)
Задачей курсовой работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.
Финансовая система
общества сложная система, управление
которой
немыслимо без эффективного
контроля. Управление финансовыми
процессами, тесно связанными
с производственными (экономическими)
отношениями, оказывает непосредственное
влияние на общественное
производство, а
значит, и на общественную жизнь. Это управление
важно
для всех составляющих финансовой
системы — от финансов отдельных
хозяйствующих субъектов
до государственных финансов. Поэтому
финансовый контроль, т.е. контроль
за функционированием различных
звеньев финансовой системы, объективно
обусловлен потребностями
общественной жизни.
Финансовый контроль, являясь одной из важнейших функций и неотъемлемой составной частью общего механизма управления, экономикой, производством, охватывает финансовые, кредитные и производственные показатели. В сферу контроля включаются производство, распределение, обращение и потребление товарно-материальных ценностей в денежном выражении.
Важность данного вопроса заключается еще и в том, что ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства.
Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.)
Задачей курсовой работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что в данное время существует слишком мало работ исследующих тему государственный и муниципальный финансовый контроль.
Объектом курсовой работы является финансовый контроль.
Предметом исследования является механизм, процесс, и система государственного и муниципального финансового контроля.
Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В 1 главе говорится об органах, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль, о понятии, объектов и форм, сущности финансового контроля.
Во 2 главе даем оценку эффективности государственного финансового контроля и оценку состояния государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе.
В 3 главе рассматриваем пути реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГОФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ
К числу приоритетных задач любого современного государства, независимо от формы правления и государственного устройства, относится осуществление контроля за исполнением государственного бюджета и государственными финансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контролировать распоряжение государственными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения его политических целей.
Роль финансового контроля
проявляется в результатах
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, т. е. в процессе формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти. Однако финансовый контроль охватывает финансовую деятельность не только государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов[1].
Финансовый контроль является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это функция государственного управления, по отношению к которому он выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение всех аспектов его проявления. Однако определяющим его назначение в обществе является выявление его соотношения с государственным управлением. В этой связи представляется, что наиболее полной характеристике финансового контроля способствует рассмотрение его в системе категорий "цель — средство — результат".
Целью государственного управления является достижение в обществе правового порядка деятельности, строящейся в строгом соответствии с требованиями закона, которая закрепляется в нормативно-правовых актах.
Соответственно, целью финансового контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности, как принято говорить об этом в специальной литературе. Подобный подход не отражает всех аспектов финансового контроля, ограничивает его социальное назначение. Поскольку обеспечение законности не является конечной целью правового регулирования, а является условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, соответственно и финансовый контроль не сводим только к тому, как субъекты финансовых отношений соблюдают законодательство страны. Учитывая противоречивый характер последнего, цели государства были бы упрощены и сведены лишь к некой констатации — имеет место правонарушение или нет. Функции финансового контроля, направления его деятельности позволяют ему выступать каналом "обратной связи", дающим информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики и т. п.
Государственный финансовый контроль — это система мероприятий по контролю:
- за экономической обоснованностью, соблюдением законодательных и нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил использования государственных средств, полнотой и своевременностью формирования и исполнения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов, сохранностью, эффективным и целевым использованием государственных финансовых и материальных ресурсов, налоговых льгот, кредитных и заемных средств, привлеченных под гарантии государства, а также иных форм государственной поддержки;
- за исполнением международных финансовых обязательств Российской Федерации, состоянием государственного внутреннего долга, соблюдением налогового, таможенного, валютного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг;
- за осуществлением операций с негосударственными средствами в целях выявления необычных сделок, требующих повышенного внимания и дополнительного контроля.
Многообразие финансовых отношений, субъектом которых выступает государство, обусловливает широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции[1].
Объектами финансового контроля в территориальной финансовой системе являются поступления всех видов доходов бюджета и взносов во внебюджетные фонды, кредитных и заемных средств, а также использования этих средств. Они могут быть классифицированы следующим образом.
(1) По источникам финансовых средств:
- территориальный бюджет;
- внебюджетные фонды;
- средства от распоряжения и управления собственностью, находящейся в распоряжении территориальных администраций;
- кредитные и заемные средства;
- средства от размещения территориальных финансов в кредитно-финансовых организациях;
- федеральные средства, передаваемые территориям в форме субвенций, дотаций, субсидий.
(2) По принадлежности финансовых поступлений и расходов тому или иному виду организации:
- органы государственной власти и их структурные подразделения;
- муниципальные унитарные предприятия;
- юридические лица всех форм собственности и организационно-правовых форм;
- банки и другие финансовые учреждения, производящие операции по зачислению и использованию финансовых средств территории;
- предприятия и организации, в уставном капитале которых есть доля территориальных органов власти.
(3) По признаку отражения поступления и расходования средств в том или ином типе нормативного документа:
- территориальный бюджет и сметы внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении;
- территориальные программы, итоговые документы по их реализации;
- законодательные и иные нормативные правовые акты территорий по бюджетно-финансовым вопросам, проекты договоров и соглашений с федеральными органами государственной власти, другими субъектами РФ, зарубежными партнерами[2].
Главными органами, наделенными полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля в нашей стране, являются, в частности:
- Счетная палата Российской Федерации;
- Центральный банк Российской Федерации (Банк России);
- Министерство финансов
- Федеральное казначейство
- Федеральная служба по
- Федеральная налоговая служба Российской Федерации;
- Федеральная таможенная служба Российской Федерации;
- органы представительной (законодательной)
и исполнительной власти
- контрольно-ревизионные органы
федеральных органов
- иные органы, осуществляющие контроль
за поступлением и
В Бюджетном кодексе РФ указано три формы финансового контроля в бюджетной сфере, осуществляемого законодательными (представительными) органами, а также органами местного самоуправления:
- предварительный контроль — осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
- текущий контроль — осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, органов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутатскими запросами;
- последующий контроль — имеет место в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
В современной литературе можно встретить самые различные классификации видов, форм, методов финансового контроля. При этом необходимо учитывать, что соотношение понятий «вид», «форма» и «метод» в науке финансового права остается дискуссионным. В зависимости от выбранного критерия такой классификации, как правило, выделяют следующие методы финансового контроля:
- по субъекту контроля — государственный; ведомственный; независимый; правовой; гражданский; внутрихозяйственный; общественный контроль;
- по методам проведения — документальная (камеральная) или выездная проверки; экономический анализ; ревизия; обследование;
- по характеру проверяемого материала — документальный контроль; фактический контроль;
Информация о работе Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль