Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.)
Задачей курсовой работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

- по степени охвата материала — частичный; тематический; комплексный; сквозной; выборочный контроль.

С точки зрения предмета контрольного воздействия основными видами государственного (муниципального) финансового контроля в настоящее время являются:

- бюджетный контроль — финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства (финансовый контроль в бюджетной сфере);

- налоговый контроль — финансовый контроль за законностью (полнотой) налогообложения;

- валютный контроль — финансовый контроль за соблюдением валютного законодательства. [3]

 

 

 

 

    1. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль

 

Финансовый контроль в  бюджетной сфере в пределах своей  компетенции осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления — Федеральное Собрание РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также представительные органы местного самоуправления, а также финансовые и контрольные органы исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительные органы местного самоуправления.

Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления:

- на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

- на получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об исполнении бюджетов;

-  на утверждение отчета об исполнении бюджета;

- на создание собственных контрольных органов (Счетная палата, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

- на вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.

Органы государственной  исполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны предоставлять  всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам, представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.

Федеральное Собрание РФ для  осуществления государственных функций финансового контроля образовало Счетную палату. В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему[6].

К основным задачам Счетной  палаты отнесены следующие:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

- анализ выявленных отклонений от установленных тенденций бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению;

- контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе выполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Счетная палата осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами законности, объективности, независимости и гласности.

Счетная палата осуществляет следующие виды (функции) контрольной деятельности:

1) контрольно-ревизионную:

- организация и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

- проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- подготовка и представление в палаты Федерального Собрания заключений по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

2) экспертно-аналитическую:

- экспертиза проектов федерального бюджета, законов, иных нормативных актов, международных договоров, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов России;

- подготовка и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ;

3) информационную деятельность:

- информация Государственной Думы о результатах ревизий и проверок;

- информация Совета Федерации о результатах ревизий и проверок;

        - представление органам государственной власти предписаний по устранению выявленных нарушений, возмещению ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.

Счетная палата состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов и аппарата Счетной  палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет. Кандидат на должность председателя должен отвечать следующим требованиям: быть гражданином РФ, иметь высшее образование, опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, финансов, экономики.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие  основные направления контрольной  деятельности Счетной палаты, которые охватывают совокупность ряда статей федерального бюджета, объединенных общим назначением. Аудиторы назначаются сроком на шесть лет и утверждаются палатой Федерального Собрания. В Счетной палате образована коллегия Счетной палаты. Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных штатных сотрудников, в служебные обязанности которых входят организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

В установленных БК РФ случаях  Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Министерство финансов РФ организует финансовый контроль и проверки организаций — получателей бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций.

Осуществляя государственный  контроль, Министерство финансов РФ имеет  право:

- запрашивать у федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации необходимые материалы;

- ограничивать, приостанавливать в соответствии с законодательством финансирование из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании полученных средств;

- взыскивать в установленном порядке с организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому назначению.

Финансовые органы субъектов  Федерации при осуществлении государственного финансового контроля за использованием денежных средств бюджета соответствующего субъекта Федерации наделяются правами и обязанностями, аналогичными правам и обязанностям Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство Министерства финансов РФ осуществляет предварительный  и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государствен-ных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе проведения контроля и координирует их работу.

Главными задачами органов  Федерального казначейства являются: организация и контроль за исполнением  бюджета; управление доходами и расходами  бюджета на счетах казначейства, открытых в банках исходя из принципа единства кассы; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление вышестоящим органам отчетности б финансовых операциях и др.

С 1 февраля 2002 г. начал свою деятельность Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с Указом Президента России от 1 ноября 2001 г. № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

На Федеральную службу по финансовому мониторингу возлагаются  задачи:

- организация надзора и борьбы с финансовыми преступлениями в России;

- координация деятельности правоохранительных органов в области финансового и налогового мониторинга;

-  изучение опыта финансового мониторинга в зарубежных странах;

- противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Установлена предельная численность  работников Центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 250 единиц. В составе службы руководитель, 4 заместителя руководителя.

Служба по финансовому  мониторингу образует территориальные органы в субъектах Федерации в количестве 155 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

 

2.1 Оценка эффективности  государственного финансового контроля

 

Весьма важный вопрос в  теории и практике ГФК -категории  его эффективности. Оценка эффективности дает возможность рассматривать качественную определенность как отдельных мероприятий ГФК, так и отдельных органов ГФК в их системе, позволяет установить их качественное развитие. Эффективность ГФК  можно оценивать лишь относительно деятельности его специально созданных  органов, а не в целом (проблематично оценить деятельность всех субъектов ГФК , в число которых по определению, входят также и руководители всех государственных организаций, в силу своего положения обязанные осуществлять контроль).

Существуют различные  подходы к определению эффективности государственного и муниципального финансового контроля. Рассмотрим некоторые из них:

1.Эффективность контроля  определяется отношением его результатов к затратам на его приведение. Следовательно, для повышения эффективности необходимо снижение затрат. Однако, как показывает опыт, снижение затрат не всегда приводит к повышению качества контроля. В то же время необходимо достаточно точно оценить результат контроля. Результат контрольной деятельности определяется достижением цели контроля, нахождением и оценкой некоторого фактического состояния объекта контроля.

Наиболее существенными  факторами повышения эффективности  контроля является:

-квалификация специалистов, осуществляющих контроль (кадровое  обеспечение контроля);

- полнота и доверенность  исходных данных об объекте  контроля, на основе которых осуществляется  контроль (информационного обеспечения  контроля);

-объективность, качество, оперативность и комплексность  контроля, которые обеспечиваются  совершенством используемых методов  контроля (научно-методическое обеспечение).Интригующим  фактором является нормативно-правовое  обеспечение контроля, которое дает  правовую гарантию выполнения  контрольных функций.

Исходя из содержания перечисленных факторов, эффективность контрольной деятельности может быть определена на основе ресурсно-потенциального подхода, т.е по уровню пользования потенциала контролирующих органов. Потенциал контролирующего органа, как и любой организации, состоит из нескольких компонентов, определяющих  различные стороны производительных сил: профессионально-квалификационного (люди); технико-технологического (средство сбора и переработки информации); научно-методического (методики контроля) и нормативно-правового нормативные акты, обеспечивающие деятельность органа. Оценить эффективность органов контроля соотношения средств, возвращенных в бюджет в виде санкций и штрафов и затрат на контроль, наверное, так как количество нарушений может быть мерилом негативных явленный в процессе управления бюджетными ресурсами, но не мерилом контроля (также не увеличение размеров штрафов, не их уменьшение не показывают рост эффективности деятельности контрольных органов).

2.Эффективность государственного  управления в целом и эффективность  государственного контроля в  частности находит свое количественное  выражение в увеличении конечных  результатов за счет улучшения  организационных связей и рационального  использования имеющихся ресурсов. Отсюда следует, что показатели  эффективности контрольной деятельности должны учитывать не только величину получаемых конечных результатов, но и величину имеющихся государственных ресурсов, а так же уровень использования. На основе этого выделены следующие показатели эффективности государственного контроля: конечные результаты деятельности объектов контроля, а также их динамика; объемы ресурсов, которыми располагаются объекты контроля и уровень их использования; рост конечных результатов за счет улучшения использования имеющихся у контролируемых объектов ресурсов. Сравнение данных показателей до и после осуществления контрольных мероприятий позволяет понять, в какой мере удалось приблизить существующее состояние контролируемого объекта к желаемому, необходимому.

Информация о работе Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль