Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.)
Задачей курсовой работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

Тем более что развития ГФК требует и перспектива  вхождения нашей страны в   сообщество   развитых   государств.   Поэтому   преодоление отставания в области как теории, так и практики контроля вообще и ГФК в частности является одной из основных и самых актуальных задач сегодняшнего дня, которые необходимо решать специалистам.

Особенно  сейчас,  в  условиях,  когда  состояние  отечественной экономики на протяжении многих лет остается напряженным, особо приоритетными являются  мероприятия  по укреплению  контроля за исполнением доходной и оптимизацией расходной частей бюджета, т. е. вопросы усиления и совершенствования контроля за поступлением и расходованием государственных средств. В целом же для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с формированием прочной    нормативно-правовой    базы    ГФК,    его    современного методологического,     инструктивного     и     материально-технического обеспечения,   с   созданием   условий   комплектования   органов   ГФК высококвалифицированными и надежными кадрами. Должна решаться и проблема социального развития контрольного аппарата, стимулирования труда государственных контролеров (например, уровень оплаты их труда должен быть достаточно высок, чтобы гарантировать их независимость и результативность), обеспечения их физической защиты.

Необходимо продолжить работу по дальнейшему укреплению и развитию единой системы контроля исполнения федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов, совершенствованию научно-исследовательского, правового и методологического обеспечения государственного и муниципального финансового контроля.

Сложившаяся практика государственного финансового контроля, накопленный Счетной палатой опыт организации и осуществления контроля за формированием и исполнением федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности и ее управлением позволяют сделать вывод о необходимости определения правового статуса внешнего и внутреннего финансового контроля, создания единых правовых и методологических основ целостной системы государственного финансового контроля.        

До настоящего времени ни законодательно, ни концептуально  не 
решена проблема разграничения функций внешнего и внутреннего 
государственного финансового контроля, не развита система внутреннего 
финансового контроля, имеет место дублирование функций органов 
государственного финансового контроля. 

Необходима подготовка новой  редакции раздела IX «Государственный и муниципальный финансовый контроль» Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего понятия внешнего и внутреннего    государственного    финансового    контроля,    принципы организации, формы и методы его осуществления, систему органов государственного и муниципального финансового контроля, правовые основы создания и деятельности указанных органов.

 В    целях    дальнейшего    совершенствования    законодательного регулирования  государственного   финансового  контроля  необходимо внесение комплексных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс  Российской  Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

В целях исключения дублирования функции в сфере государственного финансового контроля необходимо рассмотрение вопроса о формировании единого   скоординированного   для   всех   органов   государственного финансового контроля плана проведения контрольных мероприятий.

Для дальнейшего  совершенствования и повышения  эффективности государственного финансового контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства о Счетной палате.

 

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  И  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

 

Исключительная актуальность вопросов организации эффективной  системы ГФК, предотвращающей усиление позиций теневой экономики и  распад государства, позволяет рассматривать  ее в качестве одного из важнейших направлений государственных реформ в нашей стране.

Вполне очевидно, что основные направления преобразований, наиболее характерные черты новой модели системы ГФК, его современную концепцию можно разработать только на основе всестороннего анализа его теоретических и практических вопросов, изучения отечественного и зарубежного исторического опыта, современной практики. Но необходимо отметить, что опыт организации ГФК, накопленный в дореволюционный и постреволюционный периоды российской истории, а также опыт организации ГФК в иных государствах можно использовать лишь отчасти. ГФК имеет в России богатую историю, так как напрямую связан с созданием и функционированием государства. В то же время дореволюционный период отечественной истории богат как реформами, так и застоем в развитии ГФК. Огромный же опыт, накопленный контрольными органами в период социализма, как уже отмечалось, может быть полезен лишь в определенной степени. В принципе же, те или иные концепции (или, скорее, видение) ГФК социалистического прошлого неприменимы в основном потому, что были разработаны в условиях иного государственного строя, иных требований к государственному хозяйствованию.

Также и брать  за основу какую-либо иностранную модель организации ГФК без критического анализа и учета российской специфики нецелесообразно.

Итак, для того, чтобы ГФК  в России был действительно эффективным  соответствовал уровню экономически развитых государств, необходимо проделать много  важных и существенных преобразований. Создание системы ГФК, отвечающей потребностям государственного управления на современном этапе, предполагает реализацию совокупности мер правового, организационного и методологического характера. И все это требует безотлагательного и поэтапного решения. С учетом результатов научных исследований отечественного ГФК, международной науки и практики, особенностей современного российского социума, исторического наследия и исходных позиций, правовых норм должна быть разработана цельная концепция реформирования и развития ГФК в Российской Федерации, создания его системы в современных условиях построения развитого рынка. Идеи, которые будут заложены в данной концепции, будут требовать основополагающих государственных решений.

Основные пути реформирования ГФК, направленные на создание его целостной системы, в современных  условиях заключаются в следующем:

  -      определение основных понятий контрольной деятельности;

  -      формулировку целей и задач финансового контроля;

  -      обоснование принципов осуществления контроля;

  -       критерии полноценности результатов контрольной деятельности;

  -      методику выбора объектов для проверки;

  -     понятие внешнего и внутреннего контроля и взаимодействие их органов.

Следует отметить, что свойства системы ГФК развиваются  под влиянием управляющих воздействий и сами являются факторами управления. Важнейшими из таких факторов являются способность системы аккумулировать и эффективно использовать свои ресурсы и потенциалы развития, а также восприимчивость к нововведениям. Также необходимо проанализировать и максимально использовать имеющиеся (начальные) возможности, а также стартовые условия развития.

По каждому  из вышеуказанных направлений организации  системы ГФК следует определить соответствующий комплекс работ.

Большинство перечисленных  проблем специалистам известно. Но загвоздка как раз в том, что договориться специалисты не могут. Дискуссии, как правило, к осязаемым взаимоприемлемым результатам не приводят, сторонники тех или иных подходов остаются на своих позициях. Разнобой во мнениях становится препятствием для нужных практике решений.

Начать целесообразного  с самого начала, с того, что нуждаются  в научно обоснованных определениях основные понятия контрольной деятельности в финансовой сфере. Это такие широко распространенные и постоянно употребляемые понятия как «финансовый контроль», «государственный финансовый контроль», «орган финансового контроля», «система финансового контроля», «финансово-бюджетный надзор», «метод финансового контроля», «государственный аудит», «ревизия», «проверка» и некоторые другие. Данные определения должны быть не только выверены юридически, но и содержательны экономически.

Актуальной и  нерешенной проблемой остается обеспечение полноценности и надежности информации, получаемой в результате контрольных мероприятий.

Для государственного и муниципального контроля нужно содержательно определить исходные условия, параметры, соблюдение которых позволит оценивать результаты проверки как достаточно надежные и достоверные. Понятно, что условия, объемы, масштабы, временные интервалы будут разными для различных объектов проверки — федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации, национального проекта, целевой программы, сметы бюджетного учреждения. Многообразие учреждений — получателей бюджетных средств предопределяет неодинаковость полноты и периодичности их проверок. Должны быть адекватные специальные способы проверки и в тех случаях, когда ассигнованные средства уходят за пределы бюджетной сферы в интересах решения государственных задач.

В равной степени  неопределенность относится к методике выбора объектов для проверки. Научно обоснованных критериев, содержательных требований, закрепленных в законодательных актах по полноте и периодичности проверок, их содержанию, выбору объектов и срокам ревизий, масштабу охвата финансовых операций и израсходованных сумм, признакам их выбора для анализа и т.д. не существует. Программы проверок составляются по усмотрению проверяющих, зачастую, что называется «на глазок».

Переход на единую методическую платформу и стандартные  регламенты, инструкции для работы всех надзорных органов как федерального, регионального, муниципального уровня, так и внутриведомственных - одна из стратегических задач развития всей системы госфинконтроля на ближайшие годы. Параллельно нужно наладить обмен информацией между этими органами, увязать планы их работы,  выровнять  санкции,  применяемые  на разных уровнях,  и обеспечить их безусловное применение. Необходимо создать единую базу данных о нарушениях финансово-бюджетного законодательства и нарушителях, конкретных должностных лицах.

Следующее стратегическое направление - определение стандартов внутреннего финансового контроля в государственных компаниях, корпорациях и автономных некоммерческих организациях, таких как Российская академия наук, а также обеспечение доступа к результатам работы систем внутреннего финансового контроля для чиновников и граждан.

Кроме того, следует дополнить  фиксацию нарушений рекомендациями о правомерных и эффективных путях устранения злоупотреблений, поскольку сейчас контролерам зачастую приходится сталкиваться с тем, что устранение ошибок также осуществляется с нарушением закона.

Необходимо также доработать и использовать единый классификатор признаков финансовых нарушений с целью обеспечения единства правоприменения на всей территории России;

В отсутствии критериев  полноценности результатов проверок, а не только в степени добросовестности и квалификации работников базовая причина распространенного в контрольной практике казуса, когда проверяющие могут обнаружить нарушения, а могут и пройти мимо них, когда повторная проверка находит то, что не увидела предыдущая.

Постоянной темой  дискуссий остается соотношение  внешнего и внутреннего контроля. Требования к наличию, осуществлению и результативности деятельности органов внутреннего контроля, особенно в бюджетных организациях, формальны и поверхностны. Во многих учреждениях таких органов по-прежнему просто нет.

В связи с этим нуждается в глубоком анализе  сумятица, произведенная в контрольном деле административной реформой. Лишение министерств права контроля и создание специализированных, но подчиненных министерствам служб, наделенных контрольными функциями, привело к ослаблению внутриведомственного финансового контроля, который и до того не отличался стройностью организации, повсеместностью и действенной результативностью.

Правильная   организация   системы   органов   государственного финансового   контроля   также    является    непременным условием эффективности его осуществления. Нечеткое разграничение полномочий, неоднозначно поставленные задачи, отсутствие взаимодействия между органами  не  способствуют успешному  функционированию  данного института. Для реализации государственного финансового контроля необходимо создание системы взаимодействующих органов, наделенных полномочиями по проведению соответствующих мероприятий.

Отметим, что нормы Бюджетного кодекса предлагают рамочное регулирование, обозначают лишь основные направления  работы и предполагают принятие дополнительных нормативных актов для более подробной регламентации деятельности контрольных органов.

Не существует достаточного правового регулирования  вопросов государственного финансового  контроля, не уточнены формы и порядок  осуществления полномочий различных органов. Таким образом, необходимо разработать ряд, подзаконных актов, наличие которых позволит усовершенствовать систему проводимых мероприятий.

Информация о работе Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль