Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.)
Задачей курсовой работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.
С этой точки зрения согласится трудно, так как, по сути, предлагается оценить контроль на основе показателей его объекта, не имеющих к нему никакого отношения. Такой подход скорее пригоден для оценки консультационной деятельности или, по крайней мере, для оценки эффективности предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности объекта контроля, данных органами контроля на основании его результатов.
3. Разграничение народнохозяйственной эффективности и эффективности работника органа финансового контроля. Народнохозяйственная эффективность- это сумма эффектов, полученные от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:
-социальный эффект (по
итогам контрольных
- организационный эффект
(по итогам контрольных
-экономический эффект (в
результате контроля
Экономическая эффективность работы органа финансового контроля определяется по формуле как отношение суммы денежных выражений социального, организационного и экономического к затратам на содержание органа финансового контроля.
4. При оценки эффективности
финансового контроля речь
Но недостачи, незаконные расходы и хищения далеко не ограничивают перечень возможных отклонений, которые могут быть оценены в стоимостном выражении. К ним можно добавить также недополученную в результате ошибок (или иных отклонений) в управлении государственными средствами прибыль (в том числе на предприятиях негосударственного сектора), а также ущерб, полученный от не возврата или несвоевременного возврата бюджетных средств, выделенных на возвратной основе, невыплаты установленных за пользование ими процентов, неиспользования имеющихся резервов снижения себестоимости, не перечисления в бюджет средств, полученных в результате приватизации, управление госимуществом, заниженной оценки при приватизации, искажения финансовых результатов и ошибок в ведении финансового учета, иных многочисленных нарушений.
Поэтому, вышеупомянутый показатель возмещения может быть принят в качестве категории эффективности контроля с большой долей условности. В самом деле, данный показатель хотя и зависит, от объективности, доказательности и качества ревизионных материалов, неустойчивости, принципиальности и целеустремленности контрольно-ревизионного аппарата, но сами отклонения от тех или иных параметров объектов короля могут быть настолько очевидными, что их влияния не составит особого труда, т.е для этого и не потребуется высокой квалификации контролеров .
Прямой эффект, т.е сумма
возмещенных государству
Упреждение (в результате
аналитических исследований, проверок,
экспертных оценок и т.д) ненужных расходов
и других недостатков (в стоимостном
измерении) в управлении государственными
потоками и финансово-хозяйственной
деятельностью экономических
Кроме того, об эффективности ГФК можно судить и на основании по его результатам решений, например: принятие нормативно правовых актов, приведение оргмероприятий по совершенствованию тех или иных процедур управления государственными финансовыми потоками и т.д.
Очевидно, что на эффективность
контроля влияет множество факторов.
Контроль будет более эффективным
при его системной и
В то же время следует признать, что эффективность контроля зависит и от прав, полномочий, компетенции контрольного органа, а так же от его возможности принятия мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины.
Предложенную выше систему
критериев эффективности ГФК
целесообразно дополнить
-оптимизации функционирования конкретных организаций – объектов ГФК;
- переменам в сторону
улучшения в динамике
- достижению понимания
руководством страны всей
Последний аспект, кроме всего прочего, требует еще и определенно активной гражданской позиции как от работников ГФК, так и от ученых — специалистов контроля в проведении в жизнь своих соответствующих разработок. Следует отметить, что эффективность ГФК обеспечивается соблюдением принципов ГФК и требований к его организации. Например, эффективность системы органов ГФК в целом достижима, если верно определенны их функции, четко разграничены полномочия, функционирует система координации их деятельности, установлены процедуры взаимодействия, а также основания и виды ответственности.
Исходя из этого, оценка эффективности ГФК на современном этапе осложняется отсутствием единого четкого подхода. На наш взгляд, действительно полная оценка эффективности ГФК возможна только при комплексном применении всех перечисленных подходов.
Рассмотрим эффективность государственного и муниципального финансового контроля на примере некоторых контрольных органов. На федеральном уровне одним из таких органов является Счетная палата РФ.
Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, что предполагает проведение целостного и взаимоувязанного комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Рассмотрим многогранную деятельность Счетной палаты на примере контрольно-ревизионной деятельности.
В 2010 году контрольные мероприятия Счетной палаты проводились в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях, в учреждениях, организациях, банках и иных финансово-кредитных учреждениях, ассоциациях и объединениях вне зависимости от видов и форм собственности, получающих и использующих средства федерального бюджета, использующих федеральную собственность или управляющих ею, а также имеющих предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные финансовые льготы и преимущества.
Наибольшее количество
контрольных мероприятий
Контрольные мероприятия осуществлялись в 68 субъектах РФ, многие из них с участием правоохранительных органов, высших органов финансового контроля иностранных государств.
В 2010 году Счетной палатой
проведено 501 контрольное и экспертно-
Рис. 1. Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
В 2010 году по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Счетной палатой проведено 11 контрольных мероприятий, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации - 6 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы – 5 мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной палаты Российской Федерации в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2010 году проведено 60 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 825 вопросов, из них 395 - по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (Таблица 1)
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие работу счетной палаты
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 | |
Проведено контрольных и экспертно- |
587 |
504 |
501 | |
Проведено экспертно-аналитических мероприятий (количество) |
36 |
48 |
181 | |
Проведено контрольных мероприятий (количество): |
551 |
456 |
320 | |
в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального собрания РФ, из них: |
28 |
30 |
11 | |
по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации |
7 |
3 |
6 | |
по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной Думы |
21 |
27 |
5 | |
количество Актов по результатам контрольных мероприятий (количество) |
1500 |
1285 |
1147 | |
Выявлено нарушений |
82,3 |
132,3 |
94,6 | |
Выявлено нецелевое |
2,7 |
0,97 |
1,97 | |
Устранено финансовых нарушений (млрд. руб.) |
1,2 |
0,58 |
1,0 | |
в том числе блокировано, возмещено средств, использованных не по целевому назначению (млрд. руб.) |
0,5 |
0,57 |
0,69 | |
фактические затраты на содержание Счетной палаты (млрд. руб.) |
1193,1 |
1371,6 |
1795,4 | |
Количество направленных представлений и предписаний |
392 |
391 |
267 | |
Количество представлений и |
303 |
310 |
198 | |
Количество представлений и |
271 |
261 |
188 | |
Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы |
84 |
130 |
121 | |
Количество возбужденных уголовных дел |
87 |
40 |
25 |
О результатах контрольных
и экспертно-аналитических
По итогам проведенных
контрольных мероприятий
Рис. 2 Динамика направления материалов в правоохранительные органы
Выявлено нарушений
В 2010 году объем нецелевого
использования бюджетных
В 2010 году Счетная палата строила свою работу в соответствии с положениями Послания Федеральному Собранию и Бюджетного послания Президента Российской Федерации. Приоритетами ее деятельности были обеспечение прозрачности бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов и устранение системных причин коррупции при одновременном сокращении административного давления на экономику.
Результаты контрольных
мероприятий, проведенных Счетной
палаты в 2010 году, свидетельствуют о
том, что в ходе формирования и
исполнения федерального
бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
имеются достаточные резервы
совершенствования бюджетного
Результаты контроля за формированием
и исполнением доходов
Информация о работе Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль