Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального финансового контроля (в частности понятия, принципов, форм и методов государственного и муниципального финансового контроля, системы органов, осуществляющих государственный и муниципальный финансовый контроль и др.)
Задачей курсовой работы является рассмотрение организации работы органов государственного и муниципального контроля, оценка его состояния и эффективности в Российской Федерации.
Одной из важнейших задач работы является разработка путей реформирования и развития государственного и муниципального финансового контроля.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 118.22 Кб (Скачать)

В то же время в налоговом  законодательстве, в механизме исчисления  и уплаты налогов имеются существенные недостатки. Не обеспечивается необходимый      уровень      законодательного      регулирования и  администрирования  уплаты таможенных платежей.

Несмотря на некоторое  снижение по сравнению с предыдущим годом суммы финансовых нарушений, объем нецелевого использования  бюджетных средств значительно  увеличился.

Проведенными Счетной  палатой в отчетном году контрольными мероприятиями выявлено большое  количество нарушений, допущенных в  ходе исполнения федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использования бюджетных  средств.

В 2010 году объем средств, использованных с нарушением законодательства в финансово-бюджетной сфере, составил 94,6 млрд. рублей. Объем нецелевого использования  бюджетных средств составил 1,97 млрд. рублей (Рис.3).

 

 

Рис. 3 Динамика объемов выявленных финансовых нарушений, млрд.руб.

Заключения Счетной палаты на проекты федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2008 - 2010 годы, а также по отчетам Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2010 год, содержащие предложения по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства, а также по реализации бюджетной политики государства, в ходе рассмотрения законопроектов обсуждались в комитетах и комиссиях, на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации, по ним принимались соответствующие решения.

В ходе рассмотрения федерального закона «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» бюджетные назначения на 2010 год увеличены по сравнению с первоначально утвержденными расходами по разделу 04 «Национальная экономика» с 702 319,6 млн. рублей до 842 976,1 млн. рублей, по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» с 54 559,2 млн. рублей до 115 038,2 млн. рублей.

Отдельные отчеты Счетной  палаты рассматривались в профильных комитетах и комиссиях палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В Комитете Совета Федерации по бюджету рассмотрены  итоги мониторинга реализации Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На пленарном  заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации  рассмотрен Отчет о результатах управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации, золотовалютными резервами Банка России и повышении эффективности управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

По итогам проведенных  контрольных мероприятий Правительству  Российской  Федерации,  Минфину России,  главным распорядителям средств федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 267 представлений Счетной палаты и 351 информационное письмо.    Правительству    Российской    Федерации    направлено    3 представления Счетной палаты и 112 информационных писем.

В разрезе видов  бюджетов и отчетных периодов выявленные объемы нецелевого использования бюджетных средств распределились следующим образом (Таблица 2).

Таблица 2

Объемы нецелевого использования бюджетных средств

Вид бюджета

Нецелевое использование бюджетных

средств:

 

Выявлено, млн. руб.

Блокировано, возмещено, млн. руб.

Федеральный бюджет, в том числе

1933,8

687,2

2008 года и предшествующих лет

501,7

626,1

2009 года

1414,6

53,3

2010 года

17,4

7,8

Бюджеты субъектов РФ

31,7

0

Всего по видам бюджетов

1965,5

687,2


 

По предложениям, содержащимся в представлениях, заключениях  и информационных письмах Счетной палаты, приняты конкретные меры по совершенствованию    действующего    законодательства,    устранению выявленных нарушений и недостатков:

- предложение   Счетной   палаты   учтено   при   издании   Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 715 «О мерах по развитию  жилищного  строительства»,   постановления  Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. № 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности»;

- в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. № 143-ФЗ «О внесении 
изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»  учтены предложения о внесении изменений в статьи 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации в целях исключения из них положений, содержащих коррупционные риски и снижающих объемы платы за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации;• правительством Российской Федерации даны поручения Минфину России, Минрегиону России и Минэкономразвития России о внесении предложений в Правительство Российской Федерации по дальнейшему совершенствованию механизмов формирования бюджетных ассигнований Инвестиционного    фонда    Российской    Федерации,    предоставления государственных   гарантий   Российской   Федерации   на   реализацию инвестиционных проектов за счет бюджетных ассигнований фонда, осуществления контроля и мониторинга хода реализации инвестиционных проектов, получивших бюджетные ассигнования фонда; 

- предложения    Счетной     палаты     о    сокращении    объемов заимствований   у   международных   финансовых   организаций   нашли отражение в Федеральном законе от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", согласно которому заимствования у МФО значительно сокращены (с 2910,5 млн. долларов США в 2010 году до 1844,1 млн. долларов США в 2009 году);

- в целях повышения эффективности государственного управления в области международного сотрудничества Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» функции упраздненного Российского центра международного научного и культурного   сотрудничества   при   Министерстве   иностранных   дел Российской   Федерации   переданы   вновь   созданному   Федеральному агентству    по    делам    Содружества    Независимых    Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству - федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению  государственным  имуществом  в  сфере  обеспечения  и развития   международных    отношений   Российской   Федерации   с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, другими иностранными государствами, а также в сфере международного гуманитарного сотрудничества;

В 2010 году были применены  меры административного характера  к ответственным   работникам   проверенных   организаций,   такие   как предупреждение,   выговор,   лишение   премии   и   увольнение.   Общее количество административных взысканий по представлениям Счетной за отчетный период составило 160, что в 1,4 раза больше, чем в 2008 году.

Вместе с тем  анализ исполнения представлений Счетной  палаты в 2010 году показывает, что:

 - ряд представлений рассматривается с нарушением установленных сроков,   а   запланированные   государственными   органами   меры   по устранению недостатков, выявленных Счетной палатой, впоследствии не выполняются;

- отсутствует     практика     привлечения     к     дисциплинарной ответственности должностных лиц за несвоевременное рассмотрение и принятие мер по представлениям Счетной палаты;

- в Регламенте Правительства Российской Федерации отсутствует 
положение о порядке рассмотрения представлений Счетной палаты.

В соответствии с распоряжением  Председателя Счетной палаты от 31 августа  2005 г. № 129-р «О совершенствовании  работы с представлениями и предписаниями Счетной палаты Российской Федерации и усилении контроля за их исполнением» в течение 2010 года осуществлялся мониторинг реализации органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации,   иными   организациями   предложений,   содержащихся   в представлениях Счетной палаты.

В   2010  году  в  Генеральную  прокуратуру  России  и  другие правоохранительные органы был направлен 121 материал по результатам проведенных Счетной палатой контрольных мероприятий.

По материалам Счетной палаты, направленным в Генеральную прокуратуру России и другие правоохранительные органы, в 2009 году было возбуждено 25 уголовных дел, возобновлено производство по 10 прекращенным уголовным делам и по 15 приостановленным уголовным  делам.

 

 2.2 Оценка состояния государственного и муниципального финансового контроля на современном этапе

 

В результате реформ, Россия оказалась в ситуации, когда  нет адекватной общегосударственной контрольной системы, ориентированной  на новые    демократические    задачи.    Все    чаще    наблюдаются неудовлетворительные оценки ГФК со стороны самих государственных контролеров.

Так, по результатам  прокурорского надзора за соблюдением  законов 
органами вневедомственного контроля можно сделать вывод, что 
действующие в настоящее время в сфере экономики контролирующие 
органы (всего их более 3 десятков) возложенные на них по 
законодательству обязанности по пресечению и предупреждению 
правонарушений отдельных видов выполняют ненадлежащим образом, 
Практически во всех регионах прокуроры отмечают крайне низкую роль 
контролирующих органов в выявлении преступлений экономической 
направленности. Абсолютное большинство таких преступлений 
вскрывается правоохранительными органами. 

Более того, контролирующие органы сами нарушают финансовую 
дисциплину. Следует отметить, что к контролирующим органам за 
допущенные финансовые нарушения также применяются 
соответствующие санкции. 

Немаловажное  значение имеет вопрос о передаче органами вневедомственного контроля материалов по наиболее серьезным экономическим правонарушениям правоохранительным органам. Сегодня в правоохранительные органы информация о выявленных контролирующими органами нарушениях, содержащих признаки преступлений экономической направленности, практически не поступает.

При этом основные недостатки финансово-контрольной  работы 
можно обобщить в следующих пунктах:

- органы исполнительной власти субъектов РФ и Минфин России не осуществляли должный контроль за эффективным расходованием средств государственной финансовой поддержки;

- не выполнены в полном объеме бюджетные задания по увеличению 
доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

- не полностью реализуются возможности увеличения доходной части

федерального  бюджета за счет возврата валютной выручки;

- нерационально и необоснованно расходуются иностранные займы, полученные под гарантии Правительства РФ;

- в ряде субъектов РФ, несмотря на сложное социально-экономическое положение, допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;

- в нарушение указов Президента РФ органы исполнительной власти регионов оказывают финансовую поддержку хозяйствующим субъектам, имеющим бюджетную задолженность;

- органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления    зачастую    принимают    нормативные    акты,    не соответствующие общим федеральным принципам налогообложения в РФ.

- Минфин  России,  МНС  России,  другие  федеральные  органы, осуществляющие   финансовый   контроль,   недостаточно   используют предоставленные им полномочия по выявлению и пресечению имеющихся нарушений. Их деятельность плохо скоординирована, сфера компетенции четко не разграничена;

-  одной    из    самых    острых    финансовых    проблем    является неудовлетворительное выполнение налогового законодательства и т. д.   

Но наиболее важной проблемой  ГФК на сегодняшний день является 
отсутствие закона о ГФК. 

Примеров неэффективности  организации и функционирования органов ГФК можно привести множество. Все вышеописанные негативные моменты существующей системы ГФК, а также усложнение социально-политических условий и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков — все это требует создания адекватной современным условиям хозяйствования системы ГФК на основе    надежного    правового    фундамента,    реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия.

Информация о работе Государственный и муниципальный государственный финансовый контроль