Государственный бюджет, основные принципы его построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:
изучить особенности формирования государственного бюджета;
рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
охарактеризовать суть государственного долга;
Проанализировать внешний и внутренний государственный долг РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие государственного бюджета 5
1.1. Общие принципы построения бюджетной системы 5
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета 9
1.3. Суть бюджетного дефицита 19
Глава 2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета 23
2.1. Экономическая суть понятия государственного долга 23
2.2. Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 25
2.3. Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ 29
Заключение 32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

Кутырева Татьяна,4812б, Государственный бюджет.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по экономической теории

 

на тему:  Государственный бюджет, основные принципы его построения

 

 

 

 

 

 

                                                                                Студент: Кутырева Т.И.

                                                                                        Группы 4812б,1 курс

    Руководитель: Яцкий С.А.

    Защита……………………

    Оценка……………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск, 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры  ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Государственный бюджет, как явление в истории человеческого общества, появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма. Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

По материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом аспекте государственный  бюджет выступает в форме закона, который принимается высочайшим органом законодательной власти страны.

Политическое значение бюджета многогранное, и в частности, оно состоит в том, как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

Таким образом, государственный  бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнение государством присущих ему функций.

В самом общем виде государственный бюджет можно определить как финансовый счет, в котором  представлена сумма доходов и  расходов государства за определенный период.

Основная цель реферата – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.

Исходя из цели, можно  сформулировать ряд задач:

  1. изучить особенности формирования государственного бюджета;
  2. рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
  3. охарактеризовать суть государственного долга;
  4. Проанализировать внешний и внутренний государственный долг РФ.

 

 

Глава 1. Понятие государственного бюджета

    1. Общие принципы построения бюджетной системы

 

Государственный бюджет – это экономические отношения  между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Бюджетные отношения  характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства  ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.

К государственному бюджету  принято выделять следующие функции, связанные с государственным  устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

Принципами бюджетной  системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.1

Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных  классификаций, единством формы  бюджетной документации, предоставлением  необходимой статистической и бюджетной  информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и  расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.

Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее  им материально-вещественное воплощение; они материализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Будучи экономической  формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных  отношений, выполняя специфическое  общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

 

-государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений,  связанной с обособлением части  национального дохода в руках  государства и ее использованием  с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

 

-с помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства  между отраслями народного хозяйства,  территориями страны, сферами общественной деятельности;

-пропорции бюджетного  перераспределения стоимости в  большей мере, чем у других  звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед обществом на каждом  историческом этапе его развития;

-область бюджетного  распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что обусловлено ключевым  положением бюджета по сравнению  с другими звеньями.2

Взгляд на бюджет как  на экономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция  заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и  использование фонда денежных средств  государства - отображает экономические  процессы, протекающие в структурных  звеньях экономики. Благодаря этому  свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. С его помощью  государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

1.2. Доходы и расходы государственного бюджета

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  в бюджет зависят от системы и  методов хозяйствования, а также  от решаемых обществом экономических  задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования экономических методов руководства общественным производством, а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Информация о работе Государственный бюджет, основные принципы его построения